Про дизайн

Товарные знаки из Ленинграда. Воспоминания очевидца

Товарные знаки из Ленинграда. Воспоминания очевидцаВ СССР массовое появление товарных знаков приходится на 1970-е годы. Ранее они имелись только у внешнеторговых организаций и предприятий связанных с экспортом. К этому времени в стране сформировалось несколько творческих коллективов в области промграфики. Ленинградская школа дизайна была одной из ведущих.

Ища утраченное время, мы обретаем себя...
М. Пруст

Время после войны. Город приходил в себя после военных ран. К своим мирным профессиям возвращались домой солдаты. Это были очень сложные годы - уже не войны, но и не довоенного мира. Это были годы, еще не нашедшие своих новых очертаний. Традиции Ленинграда, такие характерные и ясные как: рациональность, академизм, аскетическая конструктивность, уважение к стилистике, колористическая сдержанность, - после войны стали менять свои акценты и свою незыблемость, - ибо изменился и город, изменились и люди Великого города. Жизненные реалии требовали новых символов, новых идей.

1935

1970-e


В эти годы начали восстанавливаться и создаваться заново творческие центры, которым в дальнейшем, лет через пять–семь, суждено было стать профессиональными школами творчества. В 1946 году воссоздано училище технического рисования барона Штиглица, впоследствии ЛВХПУ им. Мухиной (первые директора - архитекторы И.Вакс и М.Шепилевский). Сохранив свой потенциал и сохранив в блокаду свои кадры, начинает обучение ЛХУ им. В.А.Серова (директор - художник Шабповский), возобновляет работу Художественный фонд при Ленинградском Союзе Художников. Совместно с предприятиями города на договорных началах, начинает работу в области рекламы и промышленной графики Художественный Совет этого фонда. Он обладает правом оценки качества и приемки промышленно-графических проектов и эталонов к печати. В первый совет входили такие известные в то время графики как Козьмин, Сандлер, Ершов, позже Л.Ляк, И.Омнин, Ю.Иванов.

Ленинградский филиал торговой палаты открывает отделение рекламы и промышленной графики для нужд города и области с самостоятельным художественным Советом, также имеющим право оценки и приема договорных проектов и эталонов к печати. Руководителями первых Советов были Ю.Траугот, Хижский, В.Кубашевский, Л.Ниссенбаум, В.Марков, П.Лубковский. При управлении Ленинградской торговли открывается контора "Ленторгреклама". Она специализируется по обслуживанию системы гастрономов города, обеспечивая их оснасткой, оборудованием витрин, рекламными модулями, ценниками для продукции. В середине 1950-х годов при ЛВХПУ имени Мухиной в помощь студентам училища создаются специализированные мастерские, также занимающиеся аналогичными работами. При Доме Книги было создано бюро по договорным разработкам проектов промышленного и политического плаката, а также открыток по всем юбилейным датам. Постепенное наращивание городом своего творческого потенциала, привело к тому, что в начале 1960-х годов был создан Ленинградский филиал Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ) с широким диапазоном рекламных и конструкторских проектов, с разработкой товарных знаков и промышленных образцов для города и регионов страны. Наконец в 1954 году в училище имени Мухиной открывается факультет графического дизайна. С этого самого времени профессия "дизайнер" обрела свой законный статус.

Постепенно к 1960-м годам выделилась наиболее сильная группа художников, чьи промграфические проекты стали хрестоматией, эталонами. Они были первыми стилистами: П.Лубковский, Л.Нисенбаум, Ю.Иванов, В.Ольшевский, Н.Нарциссов, Л.Ляк, И.Омнин, В.Кубашевский, Б.Коган, И.Кушаков и другие, их руками конструировались сложные подарочные коробки духов, конфет, конверты грампластинок, и, конечно же, товарные знаки. Свой "фирменный стиль" (уже тогда!) обретает молочная, винная, галантерейная промышленность Ленинграда. Это была новая русская школа промграфики.

1960–70-е годы были полны многоплановых контрастных поисков ЯЗЫКА промграфики. Эти два десятилетия, пожалуй, близки "новой волне" 1990-х годов, девизом которой стал "всё во всём". Но "новая волна" 1990-х уже сознательно, профессионально манипулирует графическим материалом, стилевыми шоками, тогда как "шестидесятники" делали это с чистой душой ребенка. В качестве примера могу обратиться к упаковке грампластинок фирмы "Мелодия" - конверты. В них (1970–80-е годы) особенно прослеживалась графическая полифония (да и сам музыкальный сюжет этому способствует) - изящное подражание стилю "Мира искусства", имитация техники итальянских фресок, стиль Тулуз Лотрека, копийная графика из картинных галерей. И на все это мог "наложиться" локальный цвет декоративных плашек, растров шрифтовых зон, выходных данных и т.д. Работа для фирмы "Мелодия" была элитной и, следовательно, показательной.

Итак, к 1980-м годам "маховик" дизайна раскручивается, появляются такие новые термины, как фирменный и товарный знак, логотип. Появляются первые "фирменные стили" для ленинградских предприятий, для продукции "Красного Выборжца", "Скорохода", фирмы "Пассаж", универмага "Гостиный двор"*.

* Товарный знак, будучи однажды создан, может впоследствии претерпеть изменения, связанные, например, с его моральным старением. Примером попытки такой модернизации является разработка нового товарного знака известного универмага "Гостиный двор". В его композиционной основе изначально использовано стилизованное изображение начальных букв, имеющее довольно отвлеченное символическое содержание и не ассоциирующееся непосредственно с его торговой деятельностью. Как впоследствии оказалось, этот знак оказался менее чувствителен к различного рода изменениям. И в самом деле, старый знак являлся в какой-то мере камертоном ко всей последующей работе по модернизации.
Разработка осуществлялась в двух направлениях. С одной стороны, предусматривалась возможность максимальной преемственности старого знака, спроектированного еще в 1935 году, за счет модернизации шрифтового начертания без принципиального изменения композиции. С другой,- была сделана попытка разработать новый по своей структуре товарный знак, в котором нашли бы отражение какие-то архитектурные образы, например, арки Гостиного Двора. При этом в одном из вариантов предполагалось использовать полное, а не сокращенное название торговой фирмы "Гостиный Двор", как эффектное и запоминающееся обозначение. В этом варианте удачно сочетались элементы и старого, и нового знака.

Положение о товарных знаках, введенное в действие в 1974 году, послужило мощным импульсом в повсеместном создании товарных знаков для торговых и промышленных предприятий Советского Союза. Министерства и ведомства страны приняли на себя инициативу по организации работы по созданию и своевременной регистрации товарных знаков на подведомственных предприятиях, в организациях и объединениях.

В этой связи интересен опыт разработки товарных знаков в Ленинградском филиале ВНИИТЭ по заказу Министерства станкостроительной промышленности СССР. При выполнении этого заказа, прежде всего, возникли два вопроса; каким основным требованиям выразительности должен отвечать товарный знак станкостроительных предприятий, чтобы он мог успешно функционировать в хозяйственном обороте, и какими характерными признаками должен обладать с точки зрения образной структуры. Решение задачи усложнялось и тем, что многие предприятия отрасли выпускали идентичную по назначению продукцию, что таило опасность повторения изобразительных и смысловых мотивов знака.

На основе детального изучения характера производственной деятельности предприятий, для которых создавались товарные знаки, а также ранее используемых товарных знаков, разработчики пришли к общему заключению о целесообразности создания таких знаков, силуэт которых имел бы массивный, "весомый" характер. Кроме того, характер графики должен напоминать металлическую штамповку (по прямой ассоциации со станкостроением). Изобразительные знаки, отражающие процесс производства, были построены на таких графических элементах, которые ассоциируются с определенным технологическим действием. В частности, символика знаков как бы воспроизводит такие технологические операции, как штамповка, шлифование, резание металла. Этой группе знаков свойственна динамичность, напряженность.

Буквенно-изобразительные знаки имели большие возможности для графической интерпретации. Они представляли собой синтез буквы и предметной графики. Это позволяло отразить наименование или адрес предприятия (в буквенной форме) и предмет его производственной деятельности (в изобразительной форме). Как правило, композиционную основу составляли начальная буква месторасположения предприятия, органично слившаяся с предметным изображением. Это приводило к новому, самостоятельному образу.

Словесные знаки - одно из наиболее эффективных направлений разработки товарных знаков. Словесный знак интересен в двух планах: с точки зрения своей оригинальности и эффективности, обусловленной неповторимостью самого слова, и с точки зрения собственно творческого процесса. В этом случае разработчикам необходимо было при создании знака проявить изобретательность особого рода: подобрать, сконструировать, написать слово, способное дать единственно точный обобщенный образ деятельности предприятия как а зрительном, так и в смысловом и звуковом аспектах.

Знаки, разработанные Ленинградским филиалом ВНИИТЭ, представляли собой в основном искусственно созданные из слогов наименования предприятия слова, например, "ИЗМЕРОН" - для Ленинградского завода измерительного инструмента. Кстати, это название завода существует до сих вместе с товарным знаком, созданным более 20 лет назад, подтверждая смелую современность 1980-х.

При разработке товарного знака Рижского опытного завода технологической оснастки была сделана попытка указать месторасположение предприятия языком соответствующего архитектурного образа, перевести характерные элементы архитектуры в товарный знак, что, как известно, весьма выигрышно с точки зрения рекламы. В данном товарном знаке сочетались три элемента: архитектурный мотив (контур зданий), буква "О" и предмет производственной деятельности (фреза). Диапазон выразительности знака оказался весьма широким.

Такой же подход был характерен вообще для товарных знаков Ленинграда. Традицией стало использование "ленинградских мотивов" и городской архитектуры, как основы смысловой и визуальной композиции.

Как известно, в мировой практике широко используются в качестве товарных знаков такие обозначения, которые прямо или косвенно указывают на место производства товара или место нахождения соответствующего предприятия.

Особенно часто встречаются изображения (реалистические или стилизованные) различных архитектурных ансамблей, сооружений, отдельных памятников или их частей, выполняющих роль символов тех городов, где эти памятники находятся. Подобную тенденцию можно наблюдать и в образной структуре ленинградских товарных знаков 1970-80-х, в которой находят свое выражение самые разнообразные архитектурные мотивы. Это и различные архитектурные стили в целом, а также отдельные орнаменты и образы. Широко использовались в качестве основного или составного элемента товарного знака силуэты таких известных ленинградских памятников, как Медный всадник, Петропавловская крепость, Ростральные колонны, клодтовские кони на Аничковом мосту и многие другие. В одно время в композиции товарных знаков широко использовалось изображение кораблика, венчающего шпиль Адмиралтейства. Особенно часто это изображение применялось предприятиями, продукция которых имела отношение к судостроению. При этом удельный вес изображения в композиции знака могло быть самым различным - от вспомогательного до весьма активного, а само начертание его контура - от реалистически точного до стилизованного. В некоторых знаках (например, ЛОМО) изображение кораблика усиливалось включением в структуру контура шпиля Адмиралтейства, вокруг которого завязывалась вся композиция знака.

Интересно отметить, что использование этого изображения в качестве особого вида маркировки началось еще в петровскую эпоху, когда им метили стволы мачтовых сосен и могучих дубов, предназначенных для строительства кораблей. Отдельные вековые деревья с таким клеймом можно встретить и сейчас на берегах некоторых северных рек.

Другим наиболее распространенным средством указания на конкретное, ленинградское местонахождение предприятия являлось использование в композиции знака буквы "Л" - первой буквы в названии города. Причем композиция строилась либо на основе оригинального начертания только одной этой буквы, либо буква "Л" являлась одним из основных элементов товарного знака. Весьма часто она включалась в структуру знака как составной элемент аббревиатуры - сокращенного фирменного наименования, например: ЛМЗ, ЛИТМО. Следует отметить, что активное использование фактически одного и того же приема для кодирования слова "Ленинград" ("ленинградский") приводило к определенному однообразию товарных знаков 1970–80-х.

Для того чтобы избежать однообразия и устранить возможность дублирования сходных товарных знаков, при разработке словесных товарных знаков букву "Л" стремились использовать не в качестве отдельно взятой, а в составе соответствующего слова или словесного эквивалента буквы. Например, в виде слога "эль" (например, "ЭЛЬБОР"), либо слога "лен", размещая его в начале или в конце слова ("ОХТАЛЕН"). В результате достигался и эффект благозвучия, и большая возможность однозначного кодирования слова.

В словесных товарных знаках ленинградских предприятий и организаций есть еще одна особенность, которую можно рассматривать как особый "ленинградский мотив". Она состоит в том, что в графике буквенных и словесных товарных знаков зачастую использовался шрифт, несущий на себе в прямой или преобразованной форме отпечаток петербургской школы шрифта, для которой характерна особая ритмическая торжественность и строгость.

Галина Покшишевская
Advertology.Ru
журнал "ПРОсто дизайн"

03.03.2006

на печать


Комментарии

Pika
03.03.2006 12:19 | сообщение #1
 

Интересненько!

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

23.11.2024 - 08:21
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация