Интервью

"Будем нажимать" - Аллан Мартинсон

"Будем нажимать" - Аллан МартинсонВ конце прошлого года крупная российская компания – разработчик программного обеспечения "Рексофт", головной офис которой располагается в Санкт-Петербурге, объявила о привлечении инвестиций венчурного фонда Martinson Trigon Venture Partners. В результате проведения допэмиссии в руках фонда окажется 25-30% акций "Рексофта".

Сумма сделки составила 2 млн долларов. Сейчас Martinson Trigon Venture Partners рассматривает в качестве объекта инвестиций еще несколько российских ИТ-компаний, названия которых станут известны в ближайшее время.

Фонд Martinson Trigon Venture Partners сразу привлек внимание рынка. Известно, что за ним стоят деньги финских инвесторов, которые заинтересованы в том, чтобы вкладывать в хай-тек-компании стран СНГ, в первую очередь России и Украины. Организован фонд летом 2005 года ведущим инвестиционным банком в Центральной и Восточной Европе Trigon Capital, а также частным предпринимателем Алланом Мартинсоном.

Мартинсон на ИТ-рынке постсоветского пространства – фигура заметная. 38-летний эстонский бизнесмен, выпускник факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ, он создал популярнейшее в Прибалтике информационное агентство Baltic News Service, вывел в лидеры ИТ-рынка трех прибалтийских стран холдинг Microlink, запустил, а затем успешно продал интернет-проект Delfi, который сейчас является безусловным лидером прибалтийского Интернета. О том, как и зачем он добрался до российского рынка, Аллан Мартинсон рассказал в интервью корреспонденту "Эксперта С-З".

– Каковы были критерии выбора компании для инвестирования? Почему первым оказался именно "Рексофт"?

– "Рексофт" стал первым отчасти по субъективным, отчасти по объективным причинам. Выходя на российский рынок, мы где-то из ста российских компаний выбрали около пяти, с которыми начали параллельно вести переговоры о сделке. С "Рексофтом" успели договориться быстрее всех остальных. С другими нашими потенциальными партнерами переговоры находятся на завершающей стадии. Общий объем инвестиций, которые в ближайшие годы будут вложены фондом в российский ИТ-рынок, – 20-30 млн евро.

В целом же наш общий критерий таков: мы ищем интересные команды на растущих рынках. Такая у нас формула. Мы считаем, что, во-первых, рынок, на котором работает "Рексофт", – растущий (для нас это означает, что он растет хотя бы на 30-50% в год). Во-вторых, на рынке оффшорного программирования и ИТ-услуг для российских клиентов это одна из лидирующих компаний. Не гигант, но большой, сильный и достойный бизнес.

– Какие цели ставит перед собой Martinson Trigon Venture? Теперь, когда фонд стал одним из акционеров "Рексофта", вы будете настаивать на каких-либо изменениях в политике компании, ее стратегии?

– Как и у любой венчурной компании, наша задача – путем инвестиций стимулировать развитие интересного и перспективного бизнеса и, соответственно, в результате на нем заработать. Фонд стал всего лишь миноритарным акционером "Рексофта". И хотя у нас есть право вето, это означает, что, принимая решения об инвестициях, мы заранее соглашаемся со стратегией компании и поддерживаем политику ее менеджмента.

Наша задача теперь – не менять что-либо, а усиливать. Мы хотим, чтобы компания еще больше специализировалась, выбрала для себя какие-то основные вертикали деятельности. Компания активно проявляет себя в телекоммуникациях и гостиничном секторе. И эти направления мы видим приоритетными и надеемся на их развитие. Конечная задача – сделать компанию статусной в европейском масштабе. Именно поэтому часть наших инвестиций будет направлена на продвижение "Рексофта", в том числе маркетинговое, в Западной Европе и Скандинавии. Многие российские компании, работающие в этой области, воспринимаются как дешевые оффшоры. Надо ломать этот стереотип: российских программистов должны выбирать за качество, за европейский уровень, а не за низкие цены. С "Рексофтом" это во многом уже так, но мы будем нажимать в этом направлении и дальше.

– Холдинг Microlink – пожалуй, главное ваше достижение. Именно под вашим руководством он стал крупнейшим в Прибалтике на своем рынке. Как вам это удалось?

– Я возглавил Microlink в 1998 году. Владельцем компании я не был, но имел небольшой пакет ее акций. Компания всегда, исторически была лидирующая, но в разных областях. Начинала она как сборщик компьютеров и как прибалтийский лидер заявила о себе именно в этой области. Потом, постепенно развиваясь, она стала лидером по ИТ-консультациям, по ИТ-сервисам, по системной интеграции, на рынке интернет-провайдинга. Наша философия была проста: либо мы на рынке первые или хотя бы вторые, либо убираемся с него. Я диверсифицировал бизнес Microlink, довел выручку до 40 млн евро в год, а число сотрудников – до 500. Microlink вошел в топ-30 североевропейских ИТ-компаний.

"Наша философия всегда была проста:  либо мы на рынке первые или хотя бы вторые, либо убираемся с него"

При этом мы выбрали стратегию строительства не просто эстонского, а общеприбалтийского холдинга, который занимал бы лидирующие позиции в ключевых сферах. Так, например, мы создали крупнейшего балтийского интернет-провайдера: к Microlink Online присоединилась латвийская Parks LvNet, а затем и литовские Skaitmenines Komunikacijos и Taide, образовав компанию Delfi, которая стала частью холдинга. Тем же путем мы шли и в других областях. Последовательно присоединив к собственной фирме – системному интегратору Microlink Systems – несколько эстонских компаний, Microlink пришел в Латвию и Литву, где опять же сделал необходимые приобретения. В результате мы стали напрямую конкурировать с тремя ключевыми операторами прибалтийских республик – экс-монополистами фиксированной связи, которые по ряду направлений удерживают львиную долю рынка. Особенно активно мы соперничали с ними в доходном сегменте Интернета – передаче данных и создании виртуальных частных сетей (VPN) для корпоративных пользователей, работающих во всех странах Балтии. "Телекомам" ничего не оставалось делать, кроме как купить Microlink. Что и произошло. В прошлом году доминирующие операторы фиксированной связи Латвии, Эстонии и Литвы – Lattelekom, Elion и Lietuvos Telekomas – договорились и совместно купили Microlink (сумма сделки составила 30-45 млн евро. – "Эксперт С-З").

– Столь же успешно вы продали и два своих медийных проекта – Delfi и BNS.

– Да, это два не совсем профильных для меня медийных проекта, но они, впрочем, оказались довольно удачными. Все начиналось с Baltic News Service, который я организовал в начале 1990-х, еще будучи студентом, в Москве. Мы с партнерами стали поставлять новости из Прибалтики на английском языке для иностранных корреспондентов в России. Мы попали в точку, так как многие западные СМИ продолжали рассматривать постсоветское пространство как единый регион и размещали один корпункт в Москве, журналисты которого до сопредельных с Россией государств доезжали редко. А новости как-то надо было поставлять! Через год BNS стало уже полноценным локальным информационным агентством. А сейчас – лидирующим на прибалтийском рынке. Конкурентами BNS изначально были три государственных агентства, два из них уже обанкротились. Где-то пять-шесть лет назад я продал BNS финской компании.

Что касается интернет-проекта Delfi (сейчас под этим брендом работает шесть разных порталов: три – на языках стран Балтии, русскоязычные порталы в Латвии и Эстонии и каталог. – "Эксперт С-З"), то он был создан в 1999 году как "дочка" Microlink. Этот проект, надо сказать, оказался одним из самых "кровавых" с точки зрения инвестиций – мы вложили в него порядка 3 млн евро. С самого начала мы рассматривали Delfi как проект нового медиа, и именно в этой роли он и добился определенных успехов. Через четыре года Delfi уже вышел на окупаемость, и мы сразу же продали его как непрофильный актив за 5 млн евро норвежской компании Findexa. Хотя сейчас понятно, что можно было продать дороже – в пять, а то и в десять раз. В связи с активизацией компании Google на интернет-рынке сегодня многое изменилось. Так или иначе, Delfi остается ведущей интернет-компанией и собирает значительную часть денег на прибалтийском рекламном рынке. Кроме того, работает с выдающейся для такого рода бизнеса маржой прибыли – 25-30%.

– Лет пять назад, еще будучи главой Microlink, вы призвали Эстонию ни много ни мало объявить себя первым в мире сетевым государством (Estonia – the network country) и приступить к радикальной реформе экономики и государства. Что вы тогда имели в виду?

– Ну, это была своего рода провокация, попытка привлечь внимание к проблеме. Эстония в новейшей истории всегда очень внимательно относилась к новой экономике и долгое время инвестировала в разнообразные ИТ-проекты, в том числе, например, в "электронное правительство". Но потом возник некоторый застой, который необходимо было прервать. Я, в частности, тогда призвал объявить доступ в Интернет основным конституционным правом. Пример США и Финляндии показал, что "осетевание" трети граждан дает эффект снежного кома в росте эффективности гражданского общества и экономики. Кроме того, я говорил, что необходимо заменить физический госаппарат виртуальным, имеющим физическую форму. Большинство работников госаппарата так или иначе заняты выработкой или хранением информации, что давно можно делать в Интернете: государственный портал должен стать основным каналом общения гражданина с государством. Я призвал инвестировать сотни миллионов, если не миллиардов, крон в ИТ-образование и образовать Фонд государственного рискового капитала. Я напомнил, что бум е-коммерции в США состоялся благодаря освобождению от налога с оборота электронной торговли. Наконец, я заметил, что если у эстонца возникает идея на миллиард долларов, ему требуется пара-тройка компаньонов. Но на идее можно ставить крест, если одним из этих компаньонов окажется русский, а другим – африканец: ведь квота разрешений на работу исчерпана на годы вперед! Им будет проще всей командой приехать в Силиконовую долину – там они и останутся.

– И что, провокация, на ваш взгляд, дала результат?

– Сложно сказать, но очевидно, что в последние два года Эстония очень сильно продвинулась вперед. И сейчас мои призывы пятилетней давности выглядели бы наивно. Сегодня Эстонию нужно призывать к развитию экономики знаний. В области же информационных технологий мы уже достигли значительных успехов.

По использованию Интернета страна лидирует в Восточной Европе: уровень проникновения Сети составляет 49%. Большинство населения ведет банковские операции в режиме онлайн, более 70% оформляют свои налоговые декларации через Интернет. Эстония – первая страна, где прошли муниципальные выборы, в ходе которых можно отдать свой голос в Интернете. Конечно, Эстония очень маленькая, у нас легче развивать некоторые проекты, но страна интересна именно как опытная площадка для разных технологических бизнесов. Последний пример – успех программы Skype (программа интернет-телефонии, позволяющая при помощи компьютера и Интернета вести обычные телефонные разговоры, звоня с компьютера на компьютер, на мобильный или стационарный телефон и наоборот; cегодня у программы 54 млн пользователей в 225 странах мира, ежедневно появляется 150 тыс. новых абонентов; в этом году оборот компании, по прогнозам, составит до 200 млн долларов. – "Эксперт С-З"). Как технологический продукт программа создавалась именно в Эстонии, где работают 150 из 200 сотрудников фирмы. Весь ее технологический девелопмент – эстонский. Недавно программу Skype купила компания eBay за 2,6 млрд долларов, что для фирмы, в которой работают 200 человек, просто великолепно. Я сам к этому проекту не имею прямого отношения, хотя и хорошо знаю ребят, которые с ним работают. Но это и неважно. На самом деле каждый эстонец имеет отношение к Skype. В нашей маленькой стране это общая гордость.

Петр Биргер
Эксперт

03.02.2006

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

13.03.2025 - 14:54
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация