Рынок мобильников становится "немобильным"
Всего в прошлом году в розничных сетях страны было продано 33,5 млн мобильников на сумму 5,5 млрд долл. против 30,3 млн штук на сумму 4,3 млрд долл. в 2004 г. (то есть произошел рост на 10% в физическом и на 28% в денежном выражении). Наибольшая доля (23%) реализованных средств связи приходилась на ценовой сегмент от 130 до 199 долл., элитные мобильники (свыше 400 долл.) составили 4% от физического объема продаж (и 13,8% от объема в денежном выражении). При этом развитие рынка существенно замедлилось в результате летнего так называемого "таможенного кризиса". Если в первой половине августа было реализовано 1,6 млн телефонов, то во второй продажи составили лишь 1 млн, а показатели четвертого квартала оказались меньше соответствующих цифр 2004 г. на 15%. Это произошло, поясняют аналитики "Евросети", из-за увеличения цен сразу после кризиса на 15-17%.
"Действительно, таможенный кризис оказал определенное влияние на рынок, – прокомментировал RBC daily эти данные главный редактор ИАА "Сотовик" Сергей Коляда. – По нашим данным, третий квартал просел относительно второго на 8%, а в последней четверти был небольшой (на 2%) рост, и то только за счет сравнительно неплохих декабрьских результатов. Но важно подчеркнуть, что основной провал был обеспечен не изменением цен, а тем (это стало наблюдаться в последние месяца лета), что перестали появляться новые абоненты. Рынок формировался за счет реплейсмента (замещения старых телефонов новыми. – RBC daily)".
Как подсчитали в "Евросети", в прошлом году было куплено 21,8 млн новых телефонов на замену старым (65% от общего объема розничных продаж). Средняя цена реализованного в рознице мобильника составила 164 долл. Средний срок замены телефона сейчас составляет 19 месяцев.
В ИАА "Сотовик" называют среднюю цену в 170 долл. при общем физическом объеме рынка в 34,5 млн телефонов, но уточняют, что в подсчетах многое зависит от "тотальности" учета, так как помимо продаж в сетях есть еще "неорганизованный рынок", продажи на котором достигают 15% от общего объема, кроме того, есть еще и вторичные продажи (4–8% от общего объема).
По версии "Евросети", лидером продаж среди так называемых вендоров (производителей) стала Nokia (20,6% в общем объеме проданных телефонов), опередившая Samsung (19%), Motorola (17,7%) и Siemens (17,1%). По данным "Сотовика", лидирует также Nokia (около 20,5%), после нее тесная группа – Motorola, Samsung и Siemens (около 17,5% на каждого).
Значительно увеличился объем потребительского кредитования – с этой услугой было реализовано 5 млн "трубок" на общую сумму 1,1 млрд долл. (это 5,5% всего объема потребительского кредитования в РФ). Средняя цена "кредитованного" телефона была на 70 долл. выше, чем у "некредитованного".
В 2006 г., считают в "Евросети", развитие рынка еще больше замедлится. Количественный рост составит всего 5%, а количество проданных SIM-карт уменьшится (до 67 млн, или на 6%). Зато продажи новых телефонов на замену старым достигнут 69% от общего объема (при этом средний срок службы мобильника сократится до 14 месяцев), что позволит поддержать рост рынка в денежном выражении (ожидается суммарная выручка от продаж в 6,8 млрд долл., или плюс 25% к 2005 году).
Как считают эксперты, подобные прогнозы могут сбыться лишь с относительной точностью. Сложно, например, предсказывать ситуацию, подобную прошлогодней "таможенной войне" и реакции на нее рынка. А затем предсказывать время и объемы конфиската, который, как считается, был выброшен на рынок осенью. Есть сомнения и в глубине реальной статистической разницы между продажами SIM-карт и числом так называемых реальных абонентов (в 2005 г. число первых более чем в два раза превышает число вторых, по данным "Евросети").
"Рынок телефонов все больше насыщается, – говорит аналитик AC&M Consulting Александр Шатиков. – Глубина проникновения даже за пределами Москвы и Петербурга составляет 78%, то есть и там остается не очень большой ресурс роста – однако, если учетная политика компаний не изменится, то рост физических продаж (если исходить из числа SIM-карт) продолжится. Что касается подсчета так называемых реальных абонентов, то существующие методики (как правило, исходящие из данных опросов) достаточно расплывчаты, и объективную оценку ситуации на рынке в соответствии с ними давать сложно".
RBC daily
25.01.2006
Комментарии
Написать комментарий