Новости

Иномарки выбились вперед

Главный итог российского автомобильного рынка в 2005 г. – то, что впервые легковых иномарок было продано больше (51,2%), чем отечественных легковушек (48,8%). Как и прогнозировали год назад сборщики российских иномарок, рыночная доля отечественных автомобилей снизилась – сразу на 5,8%.
Но произошло это не столько из-за увеличения сборки зарубежных моделей в России (рост со 130 тыс. в 2004 г. до 150 тыс. машин в 2005) – скорее, кусок рынка у российских автогигантов "откусили" новые автомобили, ввезенные из-за рубежа: объем импорта в минувшем году увеличился радикально – с 280 тыс. до 410 тыс. машин.

Российский рынок легковых автомобилей по сравнению с 2004 годом вырос как в количественном выражении (с 1,61 млн до 1,71 млн единиц), так и в денежном (с 18,2 млрд до 22 млрд долл.). При этом больше всего – на 46% – увеличился импорт новых автомобилей. Резкое увеличение импорта новых автомобилей объясняется тем, что все больше российских потребителей могут позволить себе приобрести иномарку и стремятся к этому. Важными факторами здесь являются увеличение благосостояния населения и широкое развитие кредитных предложений. Характерно, что средняя цена нового импортного автомобиля уменьшилась на 7%. Естественно, цены на ввозимые машины никто не снижал, просто дешевых моделей в страну (таких как Daewoo Nexia) стало ввозиться больше.

На втором месте по темпам прироста (+15%) находится сегмент российских иномарок. Здесь неожиданностей не произошло: предприятия постепенно наращивают производство, но из-за ограниченных возможностей своих производств спрос на их продукцию продолжает превышать предложение. "Продажи иномарок растут сегодня и будут увеличиваться в следующем году преимущественно за счет импорта. Скажем, реализация одних только китайских автомобилей вырастет в три раза – до 30–35 тыс. автомобилей", – комментирует RBC daily ситуацию генеральный менеджер по стратегическому маркетингу и корпоративному PR ГК "Рольф" Валерий Тараканов.

Тем не менее в дальнейшем ситуация будет меняться: начнет быстрее расти та часть продаж, которая приходится на иномарки, собранные в России. "Во-первых, выйдут на полную мощность уже работающие производства, выпускающие Ford Focus, Renault Logan и KIA Spectra. Во-вторых, с 2008 года начнутся продажи российских Toyota и, как все надеются, Volkswagen", – отмечает представитель "Рольфа". Сами производители российских иномарок уверенно говорят о своих намерениях. "Ford Motor Company увеличит мощности своего завода во Всеволожске (Ленинградская обл.) до 60 тыс. автомобилей в 2006 г.", – подтвердила RBC daily PR-менеджер Ford Russia Екатерина Кулиненко. Стоит отметить, что эта цифра почти в два раза больше объема российского производства компании в 2005 г.

Что касается ввезенных подержанных автомобилей, то в минувшем году, по данным PricewaterhouseCoopers, их количество не изменилось, оставшись на уровне 320 тыс. штук, а в долларовом выражении продажи таких машин даже выросли на 14%. Аналитики PwC объясняют эту ситуацию следующим образом: хотя два года назад ввозные пошлины на б/у авто выросли, и сами машины подорожали, вполне вероятно, что далеко не на все автомобили в полном объеме платятся таможенные пошлины. Такого же мнения придерживаются и продавцы. "Продажи подержанных иномарок, по моим данным, даже выросли. Дело в том, что пока спрос на недорогие иномарки удовлетворяется не полностью, а условия ввоза "секонд хэнда" все еще слишком либеральны. Скажем, низкие цены на подержанные праворульные машины из Японии достигаются во многом искусственно: ввозные пошлины за них часто платятся не в реальном размере. Думаю, ситуация начнет меняться уже в будущем году", – говорит Валерий Тараканов.

Спрос на б/у автомобили, равно как и их импорт, действительно, может начать сокращаться. Этот прогноз основан на предположении, что уже в ближайшем будущем России не нужен будет импорт подержанных машин в нынешнем объеме. Ожидается, что подержанным импортным иномаркам россияне начнут предпочитать те автомобили, которые были ввезены новыми несколько лет назад. "Импорт подержанных автомобилей был высоким три года назад, а импорт новых машин – небольшим. Затем последовал рост импорта новых машин и уменьшение в этой связи импорта подержанных машин. Сейчас импорт подержанных машин стабильный. И если следовать логике, то при достаточном количестве подержанных импортных автомобилей в стране незачем дальше ввозить подержанные автомобили, кроме того, за машины с российским пробегом уже не нужно платить 30%-ную таможенную пошлину, а это дешевле. Поэтому мы ожидаем, что через год-два импорт новых машин продолжит расти, а импорт подержанных – сокращаться, но, возможно, останется определенный базовый спрос на ввозимые подержанные иномарки", – отмечают в компании PricewaterhouseCoopers.

В отличие от иномарок, рыночная доля российских автомобилей в 2005 г. сократилась и количественно (с 880 тыс. до 840 тыс. штук), и в процентном отношении – на 5,8%. Таким образом, сбылся прогноз вице-президента Ford в России Сергея Богданова, предположившего больше года назад, что "в процентном отношении доля автопроизводителей легковых автомобилей российских марок в 2005 г. снизится на 5-10%". Причина непростого положения отечественных автозаводов заключается в том, что самое высокое увеличение цен на выпускаемую продукцию было опять же именно у российских марок. Из-за роста стоимости производства в среднем цены на "ВАЗы" и "ГАЗы" выросли на 11%. Но даже это увеличение не компенсировало полностью увеличение себестоимости продукции. Несмотря на это, "АвтоВАЗ", работающий в самом массовом ценовом сегменте, остается лидером продаж и делает оптимистичные прогнозы: в 2006 г. предприятие рассчитывает выпустить 730 тыс. автомобилей, в том числе около 60 тысяч Lada Kalina.

Вместе с тем понятно, что тон в конкурентной борьбе в 2006 г. будут задавать именно массовые иномарки, причем импортируемые, поскольку ни один из зарубежных автопроизводителей пока не решился выпускать в России серьезный объем автомобилей – то есть не менее 200 тысяч автомобилей в год. "Сегодняшние объемы сборочных производств в 50-60 тысяч автомобилей в год – это интересно, но это относительно небольшой объем вложений, – комментирует RBC daily ситуацию Стэнли Рут, партнер аудиторско-консультационной компании PricewaterhouseCoopers. – Естественно, когда-нибудь один или даже несколько производителей выйдут на этот уровень. На мой взгляд, ближе всех к началу производства в России 200 тысяч автомобилей в год находится Renault. Компания сделала идеальный шаг в этом направлении, разработав массовый Logan, оптимальный по комбинации цена/качество. Год назад она анонсировала планы производить свыше 100 тысяч автомобилей в год. Серьезных объемов выпуска также может достичь Ford, постепенно наращивая производство. Но прежде чем можно будет говорить о серьезном развитии сборки зарубежных моделей в России, в это направление должны быть сделаны серьезные капиталовложения. На сегодня в России собирается маленький объем иномарок, который не меняет структуру рынка в целом, и когда именно случится этот прорыв – неизвестно".

А по мнению Валерия Тараканова, зарубежные автоконцерны начнут выходить на серьезные производственные мощности в России тогда, когда правительство создаст еще более привлекательные условия для их работы здесь. "На мой взгляд, для этого нужно давать одинаковые налоговые льготы как производителям автомобилей, так и производителям автокомпонентов, – говорит он. – Правительство в принципе уже готово сделать это, и я надеюсь, что в начале 2006 года такое решение в отношении зарубежных производителей комплектующих будет принято".

Андрей Сердечнов
RBC daily

12.01.2006

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

05.11.2024 - 05:08
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация