"36,6" сделает оптику в регионах доступной
Аптечная сеть "36,6" – крупнейшая общероссийская аптечная сеть, насчитывающая сегодня более 400 аптек в 18 регионах страны. Консолидированные продажи "36,6" в 2004 г. достигли 211 млн долл., чистая прибыль – 725 тыс. долл. Проект "Оптика 36,6" был начат в конце 2004 года. Все одноименные салоны располагаются в помещениях аптек компании. Для организации такого отдела необходимо от 15 до 40 кв. м. "Оптики" выделены из интерьера аптеки иной цветовой гаммой. В большинстве салонов имеются кабинеты офтальмологов, где можно проверить зрение и подобрать линзы. "36,6" намерена сделать акцент на контактную коррекцию зрения. Сегодня в Москве работают 13 салонов "Оптика 36,6". А в середине декабря в Уфе открылся и первый региональный салон сети.
Хорошие результаты работы первого регионального объекта уверили "36,6" в обоснованности развития сети салонов оптики в российских регионах. "Продажи в Уфе вполне сравнимы с продажами в московских точках", – сообщила RBC daily директор направления "Оптика" сети "36,6" Ольга Шубникова (приводить более конкретные данные она не стала). По ее словам, продажа оптики – очень сложный и многоступенчатый бизнес, поэтому для развития этого проекта необходимо доскональное изучение новых регионов. Так как салоны оптики "36,6" располагаются в уже существующих помещениях аптек "36,6", то региональное развитие этого проекта пойдет вслед за развитием аптечной сети. По словам Ольги Шубниковой, сейчас с этой точки зрения интересны города с населением свыше 500 тыс. жителей, где работают аптеки "36,6". Подробностей развития новой региональной сети в компании не сообщили, ссылаясь на то, что пока стратегия находится в стадии утверждения. Но, по имеющейся у RBC daily информации, следующая региональная "Оптика" откроется в начале 2006 года в Санкт-Петербурге.
По мнению директора по развитию компании BBPG Consulting Алексея Тихомирова, развитие сети салонов оптики – логичный шаг для аптечной сети. "Многие аптеки идут путем расширения ассортимента – вводят в него продукты питания, косметику и прочее. А "36,6" к этому всему добавила и новый сегмент услуг", – отмечает он. Г-н Тихомиров утверждает, что введение новых услуг может значительно подстегнуть развитие аптечной сети. "Вспомнить хотя бы калининградскую сеть "Формула здоровья", владелец которой Олег Пономарев одним из первых решил разнообразить формат. Эта сеть начала развиваться одной из последних, но за год "обставила" почти всех своих конкурентов. Однако необходимо понимать, с кем придется столкнуться оператору в регионах", – добавляет эксперт.
Ольга Шубникова утверждает, что в крупных региональных городах сейчас работает по 1-2 основных оператора. "Зачастую те, кто владеет бизнесом, пользуются тем, что у потребителей нет выбора, и ставят достаточно высокие цены, – говорит она. – Даже товары премиум-класса стоят в провинции гораздо дороже, так как там спрос на такую продукцию невелик и надо делать высокую наценку". По ее словам, конкурентным преимуществом "Оптики 36,6" будут цены: хотя сеть не претендует на звание дискаунтера и работает в среднеценовой категории, цены в "Оптиках 36,6" будут несколько ниже, чем у местных операторов. В одной из сетей магазинов оптики в Екатеринбурге RBC daily заявили, что входить на рынки с помощью ценового демпинга "36,6" не будет – это не стиль компании, а если цены будут не намного ниже, то бояться конкуренции местным игрокам не придется – рынки региональных городов в этой нише не насыщены.
То, что "Оптики" развиваются совместно с аптеками, значительно упрощает реализацию проекта. Однако, по словам Ольги Шубниковой, открытие салона внутри аптеки обходится не намного дешевле, чем в отдельном помещении. Оборудование такого кабинета стоит от 25 до 30 тыс. долл., при этом оборудование мастерской, которая должна находиться в салоне, может стоить до 50 тыс. долл. В результате открытие одной торговой точки обходится более чем в 120 тыс. долл. – примерно во столько же, сколько открытие одной аптеки. или даже несколько дороже. "Тем, кто открывается в отдельных помещениях, безусловно, потребуется большая площадь, поэтому хотя бы аренда сделает автономный проект более дорогим", – добавляет г-жа Шубникова.
В компании очень осторожно дают прогноз по динамике развертывания сети. Ольга Шубникова отмечает, что нельзя ждать слишком интенсивного развития сети "Оптика 36,6". "Входить в регионы непросто, и обычно не потому, что конкуренция высока, – говорит она. – Немногочисленные местные операторы имеют, как правило, тесные связи с местными администрациями". Именно поэтому, по ее словам, федеральные сети магазинов оптики до сих пор не получили массового распространения. И хотя есть регионы с невысоким доходом на душу населения, где новичкам сложно достигнуть оборотов, необходимых для устойчивого развития, Алексей Тихомиров считает эти аргументы не слишком состоятельными. "Конечно, это такой же тотально регулируемый бизнес, как и фармацевтика, однако у "36,6" также имеются уже устоявшиеся связи с администрациями в регионах присутствия, а про развитое "офтальмологическое лобби" я что-то не слышал, – рассуждает он. – Думаю, что таким образом компания пытается подстраховаться или объяснить свою неторопливость".
RBC daily
28.12.2005
Комментарии
Написать комментарий