Плакат из Поднебесной
Совмещение в визуальном послании письменности и изображения является традиционным для китайской культуры, ведь прототип иероглифа - рисунок, который когда-то изображал понятие. Очень часто к картине, написанной в стиле "гохуа", художники добавляли надпись, которая гармонировала с живописью, дополняла ее. Будь то стихи или проза, это было не вторжением другого жанра, а лишь продолжение картины. Такое тесное переплетение изображения и письменности на основе иероглифа и каллиграфии заложили основы китайского плаката. Около 1800 лет назад поздравления с Китайским Новым Годом - "няньхуа", традиционно развешивались на дверях, вручались при визитах. Выполненные по технике торцевого гравирования они имели стиль декоративного плаката художественного достоинства. Со временем, графические сообщения, в которых совмещались текст и изображение, становятся популярным визуальным средством коммуникации. Рукописные, а позднее и печатные объявления стали использовать для рекламы, оповещения о культурных, спортивных и увеселительных мероприятиях.
Все развитие плаката в ХХ веке неразрывно связано с развитием общества. Социальные изменения и потрясения, выпавшие на долю Китая, напрямую отразились на дизайне плаката. В ранний период, в первой половине столетия дизайн вывесок и афиш, главным образом, способствовал продажам товаров и услуг. В первых десятилетиях ХХ века в Китае был очень популярен так называемый календарь-плакат, штучно производимый литографами и совмещающий роли календаря, рекламного сообщения и декоративного изделия для украшения. С внедрением новых способов печати многоцветные плакаты стали производиться гораздо большими тиражами. Шанхай и Гонконг, особые открытые города Китая, были его торговыми воротами, где близость восточной и европейской цивилизации дало особые результаты по смешиванию этих культур. Дизайн календарей-плакатов того периода отражал как западное, так и японское влияние, которое смешивалось с китайской техникой рисунка и живописи. Таким образом, формировался уникальный стиль китайского плаката 1920–1940-х годов.
Календарь-плакат рекламы текстиля, 1935 |
Революционный плакат, 1968 |
После окончания Второй Мировой войны материковый Китай выбрал социалистический путь развития с плановой экономикой. Развитие рекламного и коммерческого плаката было остановлено на долгие годы. Под руководством Коммунистичес-кой партии во главе с тов.Мао искусство плаката превращается в инструмент политики и пропаганды. Стандартный стиль китайского плаката 1950–1960-х заимствован от социалистического реализма - официального направления культуры Советского Союза. Идеология проникала в дизайн плаката, упрощая его и превращая в пропагандистскую машину партийных чисток и "культурной революции". Экономика страны далеко отставала от экономики Америки и Европы. Отсутствие конкурентной среды пагубно отразилось на качестве рекламного плаката. Результатом этого стал его старомодный и упрощенный дизайн (мы то хорошо помним: "Летайте самолетами "Аэрофлота").
Плакат Фестваля Азиатских искусств, Гонконг, Кан Тай-Кеунг, 1978 |
Плакат "Учиться у Лей Фэнг", 1968 |
Плакат гостиницы "Международная", Пекин, 1988.
Типичный образчик рекламного плаката периода начала реформ
В это же время Гонконг, Тайвань и Макао продолжали развиваться в условиях свободной экономики, где главной ролью плаката становится продвижение промышленных товаров и коммерческих услуг. 1970-е годы были десятилетием быстро развивающейся экономики Гонконга. В эти годы начинает функционировать система дизайн-образования. Повсеместно были открыты курсы обучения современному дизайну. Многие молодые дизайнеры прошли через них, получив базовое художественное образование и необходимые технические навыки. На занятиях они знакомились с западной концепцией дизайна и техникой исполнения. В дальнейшем эти знания применялись на практике, когда дизайнеры получали заказы в промышленности и торговле. Конечно, эти работы в рекламной сфере деятельности не могли сразу завоевать мировое признание. Успех пришел, когда некоторые дизайнеры стали использовать китайские народные традиции в своих плакатах. Как заметил всемирно известный дизайнер Кан Тай-Кеунг: "Дизайн Гонконга обрел зрелость в 1980-е, когда широкое распространение получило движение возврата к этническим корням". Дизайнеры, работающие в рекламных агентствах и студиях, стали шире использовать национальный колорит Китая в создании плакатов. Любимыми темами становятся культура, мода, защита окружающей среды.
Фанг Чен |
Шио Ванг |
Опыт Гонконга стал полезным не только для Тайваня и Макао, но и для социалистического Китая. После начала реформации китайской экономической системы в соответствии с рыночной экономикой, современный дизайн также встал на путь преобразования. Требования стремительно растущей экономики пытались удовлетворить художники социалистической формации. Однако возросшие стандарты плакатного дизайна не позволили с наскоку решить задачу. Как никогда прежде, рекламные плакаты были далеки от совершенства, так как дизайнеры с детства были оторваны от рыночной окружающей среды. А некоторые и не старались адаптироваться в новых условиях, не стали развивать свою собственную культуру в графическом дизайне. Копирование чужих идей стало популярным и повсеместным (кстати, это продолжается и по сию пору). Талантливые молодые дизайнеры, опираясь на опыт коллег из Гонконга, пройдя все этапы обучения графическому дизайну смогли изменить ситуацию. Плакаты более высоких стандартов с собственными творческими находками были созданы ими для выставок и культурных мероприятий. Темы в основном затрагивали общественные и культурные аспекты.
Янг Лин |
Янг Лин |
Янг Лин |
Янг Лин |
В течение последних десяти лет дизайнеры из Китая усиленно добиваются мирового признания. Все чаще появляются их публикации в известных международных журналах. Все большее количество их плакатов на тему культуры и социальных проблем проходят отбор, получают награды и призы на известных международных выставках, проходящих в различных частях света. Так, например, Янпинг Хе, Фанг Чен, Шю Ванг, Лианг Ксяо Ву, Пенг Жоу, Вэй Шао известны россиянам по московской биеннале графического дизайна "Золотая Пчела". В настоящее время китайские дизайнеры заслуженно входят в состав жюри, отборочных комитетов, дают лекции на международных симпозиумах, с энтузиазмом обмениваются опытом со своими коллегами, проводят мастер-классы по всему миру.
Юфей Ванг
Хонг Лоу |
Пенг Жоу |
Тай-Кеунг, Ю Винг Ян |
Тай-Кеунг, Ю Винг Ян |
Сю Хонг Лау
Янпинг Хе
Бай Ганг |
Женда Чен |
Чункинг Жуан |
Куок Вай Чен |
Женда Чен
Йонг Ксяо |
Фенг Ванг |
Шаобо |
Лю Янг |
журнал "ПРОсто дизайн"
21.12.2005
Комментарии
Написать комментарий