Наружку Украины атаковали политики
Кандидаты пошли в народ
Хотя еще задолго до начала предвыборной кампании операторы наружной рекламы предрекали этому сегменту немалый рост и хорошие прибыли, такой бурной активности политиков не ожидал никто. Уже с августа отдельные партии (в частности, Народная, "зеленые" и Республиканская) начали активно оккупировать столицу и регионы. Причем размах политиков впечатляет. К примеру, Народная партия по состоянию на середину сентября забронировала 2 тыс. конструкций. С октября к ним прибавится еще 3 тыс. Таким образом, портретами Владимира Литвина и трехцветными "графиками" будет заклеено около 10% всех украинских билбордов. Штабы, которые планировали начало кампании на более поздние сроки ("Наша Украина", Партия регионов, БЮТ), увидев активность конкурентов, впали в панику и начали лихорадочно скупать оставшиеся щиты. Как следствие, рассказывает директор по работе с клиентами компании UMM Андрей Руденко, возник ажиотажный спрос, что привело к дефициту плоскостей и существенному росту цен на них. Директор компании "Октагон" Вадим Фрунзе говорит, что поступивший от "зеленых" заказ на бронирование 800 конструкций по Украине они не могут выполнить уже в течение двух недель. Несмотря на все усилия и личные связи в регионах, удалось получить только 450. Директор луцкого агентства "Рекламний простір" Григорий Куницын сообщает, что ежедневно в компанию звонят по 5–6 клиентов, которые готовы платить любые деньги за возможность разместить политическую рекламу. "Если стандартная стоимость щита 3 на 6 м в Луцке не превышала $250 в месяц, а в начале осени штабы политических партий предлагали $300, то сейчас они согласны платить $500 в месяц. Но свободных конструкций попросту нет", - утверждает г-н Куницын.
Эксперты отмечают, что нынешняя предвыборная кампания отличается особым пристрастием кандидатов к регионам. С одной стороны, это объясняется ужесточением требований столичных властей к политической рекламе. С другой - более высоким уровнем профессионализма штабов. "Если в прошлые выборы они просто набирали какую-то часть конструкций в наиболее привлекательных, по их мнению, местах, то сейчас многие руководствуются данными социологических исследований и концентрируют усилия в тех регионах, где рейтинг их кандидата наиболее низкий", - рассказывает г-н Руденко.
Глава координационного совета Ассоциации наружной рекламы Украины Артем Биденко отмечает, что некоторые регионы уже уловили эту тенденцию и целенаправленно зарабатывают на предвыборной кампании. К примеру, полтавская мэрия приняла решение о размещении политической рекламы с коэффициентом 1,5–1,8, вследствие чего стоимость билборда достигла $400 в месяц. Большинство операторов в неофициальных беседах признают, что изначально выставляют политикам цены на 70% превышающие прайсы для коммерческих клиентов. К примеру, если стандартная стоимость щита в Киеве составляет $550 в месяц, то Народной партии конструкции продавали уже по $620–660, а опоздавшим "нашеукраинцам" и БЮТ - по $800 в месяц.
Рынок лихорадит
Вадим Фрунзе оценивает дефицит плоскостей в Украине, вызванный излишней активностью политиков, на уровне 20%. Андрей Руденко считает, что сегодня дефицит составляет 30% и имеет все шансы достичь к декабрю планки в 50%. Естественно, столь огромная недостача плоскостей не может не отразиться и на сегменте коммерческой рекламы. Пока большинство операторов заявляют, что не повышают расценок для "неполитических" заказчиков. "Мы ценим долгосрочное сотрудничество, а выборы, как известно, не вечны. Поэтому лучшие условия даем своим постоянным клиентам", - рассказывает Григорий Куницын. Впрочем, неизменными цены остались лишь для тех, кто имеет годовые контракты. Компания, которая планирует разместиться в любом из регионов на один-два месяца, может либо вовсе не найти нужных конструкций, либо же будет вынуждена платить за них по повышенным расценкам.
И вовсе не факт, что после завершения выборов ситуация нормализуется. По мнению г-на Руденко, с начала 2006 г. цены вырастут для всех без исключения заказчиков. Динамика, по предварительным оценкам, составит 10–15%. "Это связано, в первую очередь, не только с политикой, но и с ситуацией на рынке телерекламы, которая уже подорожала на 40%, что вынудило многих рекламодателей уйти в наружку", - говорит он.
Пытаясь заработать по максимуму и понимая, что сейчас пришел их звездный час, операторы начали увеличивать количество конструкций. Артем Биденко подчеркивает, что резко выросло число несанкционированных щитов, владельцы которых не хотят терять деньги в ожидании официального оформления бумаг. Излюбленными местами "нелегалов" являются трассы и небольшие населенные пункты, контролировать которые чиновникам сложнее, чем крупные города. В некоторых регионах чиновники уже ввели негласный мораторий на установку новых щитов. "К примеру, получить разрешение в Луцке или Львове практически нереально", - говорит Григорий Куницын. Как считает г-н Биденко, подобные действия властей вполне оправданны - если не пресечь хаотичное расширение количества плоскостей, города будут изуродованы до такой степени, что на ликвидацию последствий уйдет не один месяц. Ассоциация наружной рекламы планирует выступить с инициативой всеукраинского моратория на новые щиты вплоть до конца предвыборной кампании.
В некоторых регионах пошли по другому пути, в административном порядке квотируя размещение рекламы тех или иных партий. Неофициально согласовывать сюжеты нужно, к примеру, в Киеве, Ужгороде, Ивано-Франковске, Хмельницком и Донецке. Впрочем, Восточная Украина пока остается более спокойной, чем Западная. По словам Артема Биденко, давления на операторов, чем характеризовалась прошлая президентская кампания, нет. В Днепропетровске, как рассказывают в местном агентстве "Сити", пока невелик и наплыв желающих разместить политические сюжеты.
"Впрочем, там, где местные администрации возглавляют "нашеукраинцы", доходит и до более радикальных действий. Так, в Броварах срезали 30 конструкций, на которых была размещена реклама БЮТ", - информирует Григорий Куницын. Эксперты не исключают, что к практике массовых демонтажей рынок вернется сразу же после окончания предвыборной гонки. Ведь после того как к наружке потеряют интерес платежеспособные политики, заполнять возросший парк конструкций будет просто нечем.
24.10.2005
Комментарии
Написать комментарий