Статьи

Игры разума

Шахматная доска – комбинация черных и белых клеток, где вся картина восприятия перестраивается, как только другой элемент фона становится в свою очередь значимым. Одни из них выделяются, выступают на "передний план" и мы сосредотачиваемся на них. Другие клетки словно отходят на "задний план", в известном смысле сливаются. То, что за секунду до этого виделось как фигура, теряет свою ясность и смешивается с общим фоном – это оксюморон, или изображение с колеблющемся смыслом – изысканный прием рекламистов.

Подобно шахматной партии… В игру вступает рекламное изображение и потребитель.

"Ахилл: Что же происходит, если вы обнаруживаете картину внутри той картины, в которую вошли?
Черепаха: Именно то, чего вы, наверное, и ожидали: я проникаю внутрь этой картины-в-картине."
Д.Р. Хофштадтер


Реклама ксерокса MinoltaПримером изящного применения оксюморона является реклама ксерокса "Minolta". Суть изображения: первое, что мы видим, это девушка в купальнике, прыгающая в … увеличенную кнопку ксерокса. Возникает страшное ощущение, что хрупкое тельце девушки вот-вот распластается на твердой пластмассовой поверхности. Но в этот момент, наше внимание переключается, и на месте кнопки появляется вода бассейна, любезно предоставленная рекламистом. Чтобы потребитель не сделал неверный ход и не увидел сначала бассейн, а потом – кнопку, девушка заботливо облачена в купальный костюм. Получается, что за счет переключения внимания потребитель не только спасает девушку от неминуемой гибели, но и, заинтригованный неожиданной развязкой, запоминает рекламируемый предмет.

"Создатель направляет руку игрока,
но кем же движима создателя рука?"
Х.Л. Борхес

Видимая победа потребителя оборачивается торжеством рекламиста, придумавшего и предугадавшего каждый ход этой игры.

Делая ход черными фигурами, рекламный оксюморон не дает и минуты отдыха вниманию потребителя, он позволяет не только остановить внимание на предмете рекламы, но и удерживать его долгое время.

В оксюмороне за творческим образом стоит четкая цель рекламного изображения. Этот психологический прием позволяет ощутить человеку чувство победы над неизвестным мастером, предложившим сыграть невидимую партию. Делая ответный ход белыми фигурами, потребитель побеждает невидимого противника, разгадывает сложный ребус, приоткрывает завесу тайны и … покупает продукт, или, на худой конец, запоминает марку, создатели которой подарили ему радость игры.

"Но шахматы безжалостны, они держат и втягивают
в игру, в этом и есть единственная гармония
Ибо что есть в мире кроме шахмат?"
В. Набоков

Если говорить о взаимосвязи художественного творчества и приемов видеориторики, то уместно будет вспомнить картины С. Дали:
"Комната" – где изображение составлено из отдельных предметов мебели. Губы – диван, глаза – картины, нос – камин, волосы – портьеры. В результате мы видим то женское лицо, то меблированную комнату.
"Испания" – игра образов: очертание женского тела совпадает с границами дороги, уходящей в даль. Здесь с помощью применения оксюморона создается иллюзия размытых границ, изменение которых меняет и логику изображения.
Все это примеры изображений с колеблющемся смыслом.
Изображение с использованием оксюморона может быть плоское или объемное, может быть развернуто вглубь.

С.Дали. Комната, Портрет Мэй ВестС.Дали. Испания

Но вернемся к нынешней рекламе…

Еще одной прекрасной иллюстрацией грамотного использования оксюморона может служить реклама часов TAG Heuer. На рекламном изображении девушка на лошади берет очередной барьер, и вдруг мы замечаем, что то, что казалось нам до этого зеленой травой – поверхность крыши, а барьер, удачно преодолеваемый девушкой – пропасть между двумя небоскребами. Потребитель вступил в игру, разгадал смысл рекламного изображения, и вот тут ему предлагается слоган, тешащий его самолюбие: "Успех. О чем думают победители." Ну как после этого не польстить себе еще больше и не купить предлагаемые часы в качестве "приза". Победила не только девушка, бесстрашно прыгающая на лошади, но и потребитель, разгадавший "сложную" головоломку, предложенную рекламистом.

Реклама одежды Chevignon, "которая имеет удивительное свойство красиво стареть", предлагает следующую расстановку фигур: в верхней части – цветное изображение мужчины и девушки, находящихся в машине. Мы видим их лица через лобовое стекло. Фоном и одновременно нижней частью изображения служит все то же мужское лицо, выполненное в черно-коричневой гамме. Собрав эти две части воедино, мы видим мужчину, "бороздящего виртуальное пространство своей молодости" с помощью стереоскопических очков.

Реклама часов TAG HeuerРеклама оджеды Chevignon

"Благородная сия игра имеет свои бездны"
Из старинной немецкой рукописи

Переключение внимания связано с особенностями нашего восприятия, а именно – предметностью восприятия. Мы выделяем один предмет из фона для того, чтобы лучше с ним ознакомиться, в результате переключения внимания, фон так же может стать предметом или его частью. Фокус в том, что из фона выделяется то, что в действительности является отдельным предметом и хорошо знакомо из прошлого опыта. Выделение предмета из фона, прежде всего, зависит от степени различия или сходства между ними. Например, существенную роль играют различия или подобия по цвету между фоном или предметом.

Сформировать установку восприятия можно с помощью использования какой-либо детали, выступающей в роли подсказки. Например, представим, что рекламируемый нами предмет – женская пуховая шаль, а в качестве изображения используем старый проверенный "пример Боринга", который можно найти в любом учебнике по психологии.

Пример Боринга, илл.1Пример Боринга, илл.2

Рисунок №1 (слева) "Портрет молодой женщины".
Рисунок №2 (справа) – все то же изображение трансформировавшееся в профиль старушки.

Эффект этот достигается исключением таких деталей первого рисунка, как нос и ресницы – лицо девушки становится носом старушки, ухо становится глазом, а шея и декольте – подбородком и ртом.

В итоге на втором рисунке мы можем видеть изображение и девушки и старушки с помощью переключения внимания (границы остаются те же, а смысл меняется). Данный пример трансформации изображения, предприимчивый копирайтер, мог бы использовать для рекламы шали, добавив к примеру слоган: "Теплу все возрасты покорны!".

"Шахматы – воплощение строгости и правил, ума и азарта"
Фрейзер

Есть свои правила и в игре оксюмороном. Если мы хотим использовать оксюморон в создании рекламного изображения, необходимо избегать негативных ассоциаций, которые могут быть связаны с каждой из частей загадки. В то же время нельзя предлагать слишком сложную партию, непосильную для потребителя. Невозможность разгадать загадку может пагубно повлиять на отношение к рекламируемому предмету. Если человек не найдет смысл в рекламе, он не найдет смысл и в покупке этого товара.

"Белые и черные фигуры, казалось, воплощали
противостояние между светом и тьмой, между добром
и злом, заключенные в самом человеческом духе."
Г. Каспаров

Так и идет игра между рекламным изображением и потребителем, все ходы которой заранее предусмотрены рекламистом. Ход черными фигурами, ход белыми, шах и мат… А кому на самом деле принадлежит победа, знает только "тот, кто направляет руку игрока"


Оксиморон, оксюморон (греч. oxýmōron, буквально – остроумно-глупое), стилистический приём, сочетание слов с противоположным (ср. с катахрезой) значением, образующее новое смысловое целое, например "грустная радость" (С.А.Есенин). Оксиморон обогащает смысл и усиливает эмоциональность художественной речи, позволяя раскрывать единство противоположностей, целостную противоречивость явлений жизни:

Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнажённой. (А. Ахматова)

Мы любим всё – и жар холодных числ,
И дар божественных видений. (А. Блок)


Оксиморон может быть видом художественного парадокса

Большая Советская Энциклопедия

Кристина Муравьева, Виктория Пешехонова, Ирина Татиринова

14.10.2005

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

28.01.2025 - 03:26
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация