Статьи

Бизнес на простых продуктах

"Предприятие живет хорошо только тогда, когда что-то создает", - уверена Елена Райкова, основавшая 13 лет назад компанию "Арома". Завод "Арома" охраняется, как военный объект. Разница только в том, что вместо молоденьких солдатиков два охранника. Один из них, дяденька старой закалки, долго разглядывал наши удостоверения и вписывал фамилии в свою толстенную тетрадь, после чего наконец позвал своего напарника и попросил препроводить "интервантов" (интервью все-таки брать пришли) непосредственно к директору.

Поднялись по головокружительной (в прямом смысле) лестнице и попали на офисный этаж. Вдоль длинного коридора по обе стороны были двери с весьма неожиданными надписями: "Джентльменский", "Мадамский", "Береженого Бог бережет" и т.п.

По вине дотошного охранника на встречу мы немного опоздали, потому Елена Райкова оказалась занята - проводила собеседование с потенциальным работником. И нам, чтобы не толкаться в приемной, предложили экскурсию по территории завода...

И снова спуск по злополучной лестнице, под которой - вход в один из цехов по производству пластиковой тары (одно из направлений деятельности компании). В цехе все, как полагается: гул, из-за которого ничего не слышно, и запах паленой пластмассы. Особенно этот "аромат" ударил в нос в помещении, где полипропилен превращают в пленку. Раньше ее покупали за границей, но недавно "Арома" приобрела оборудование, позволяющее производить пленку на месте. "Жаль только, что и сырье, т.е. собственно сам пропилен, опять же приходится привозить из других стран: Китая, Туркмении", - говорит наш провожатый Константин Пасев, начальник отдела рекламы. Потом мы зашли в маленький магазинчик, находящийся у входа на территорию, по дороге в который Константин признался: "Знаете, чем мне понравилась компания, когда я пришел в нее работать? Тем, что создала ее, как это принято говорить, self-made woman".

Вначале была "точка"...

Сегодня "Арома" занимает 35% доли на рынке майонезов. Помимо майонезов компания производит кетчупы, а также расфасовывает и продает мед. Ежемесячно производится 250 тонн пищевой продукции. Однако в 1992 году, когда все только начиналось, никаких предпосылок того, что компания сможет стать одной из крупнейших по производству соусов, не было.

- У меня вообще не было идеи создавать какую-то компанию, просто нужно было кормить близких людей: сына, маму. Папа к тому времени остался без работы. Сначала я на "точке", находившейся на одном из алматинских рынков, молоком торговала, потом открыла еще одну, наняла девочку, потом еще двух, взяла в аренду магазин. А потом пошло-поехало, и задумываться об основании какой-либо компании было просто некогда.

Производить майонез Елена начала по чистой случайности - в руки попала книга об этом виде соусов.

- Можно было бы и сыром, например, заняться, я всю жизнь об этом мечтала. Я просто всегда хотела что-то производить, а не заниматься "купи-продай", потому что это не создание натурального продукта. Мне нравятся строки из "Евгения Онегина":

...И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет...

Именно простой продукт я и хотела производить. Конечно, нужны и торговые предприятия, этого никто не отрицает. Но также необходима и какая-то другая инфраструктура.

Первыми инвестициями в компанию стали деньги, вырученные от продажи двух японских платьев и занятые у родственников. Сумма по нынешним временам просто смешная - 100-200 долларов, но тогда этих денег хватило на то, чтобы начать торговлю.

- Каждый раз я вытаскивала из оборота деньги и вкладывала их в дело. Постоянно в чем-то себя ущемляла, сначала продала машину - вложила деньги, продала квартиру - опять вложила. "Арому" я подняла без кредитов. Какую сумму вложила в компанию, наверное, никогда не посчитаю.

Завод, по территории которого мы бродили в ожидании аудиенции, был создан в 1995 году. Сначала взяли в аренду одно помещение (160 квадратных метров), потом еще несколько, в последующем их выкупили. Кроме того, построили большой склад и офисное помещение.

... потом пластик

Если "Арому" сумели поднять без кредитов, то с дочерней компанией "Пластик Евростандарт" этого сделать не удалось. Они понадобились в 2000 году, когда было принято решение закупить оборудование для производства пластиковой тары. В этот раз инвестиции оказались куда большими - только оборудование обошлось в 2,5 млн долларов. Сколько было потрачено на необходимую инфраструктуру, сказать сложно. За прошедшие пять лет окупилась только одна линия.

- Пластик, в отличие от майонеза, не случаен. Упаковку в 2000 году в Казахстане никто не производил, и нам приходилось покупать ее за пределами страны.

Правда, когда мы вкладывали средства в эту компанию, я была таким "ребенком в ползунках", видела все в радужных тонах. Но оказалось, что у нас в Казахстане пластиковая упаковка не очень рентабельна, потому что мало производственных предприятий. Наша упаковка рассчитана на пищевиков и фармацевтов. А предприятия пищевой промышленности, в частности перерабатывающие, остались только те, которые были, новые практически не создаются. Пищевики-молочники, работающие в регионах, очень маленькие и медленно развиваются. Фармацевтических компаний также новых не появляется. Получается, что сбыта-то у нас практически нет. Хотя мы и заполучили около 60% потребителей в Казахстане, нам все же приходится выходить на рынки других стран, например, Узбекистана, Таджикистана, Туркмении, России. И не потому, что мы такие большие, а потому что в Казахстане продавать упаковку некому, а наше оборудование очень производительное: одна линия - 30 тыс. в час, вторая меньше - всего 3 тысячи. Но производит она более дорогую упаковку, которую не все в состоянии приобрести.

Честно говоря, я не переживаю за "пищевку", но переживаю за пластик, потому что как народ ел майонез, так и будет есть. Пластик же люди не едят, его "едят" компании. Нам сейчас приходится демпинговать. Первые полгода мы делали это, чтобы выйти на рынок, а теперь - чтобы удержаться. Но нам это невыгодно.

Сейчас "Пластик Евростандарт" - это самостоятельная компания со своим директором. Отделили ее, потому что г-жа Райкова считает, что одно предприятие не может отвечать и за пищевое, и за пластиковое производство

Удачи и неудачи

Опыт компании в целом удачен, но у нее, как у любой другой, бывают свои промахи.

- Я считаю, что у любого бизнесмена всегда есть неудачи. Но если примерно 10% удачные инвестиции, а 90% - неудачные, то это нормально. Другое дело, что эти 10% (не вложенных средств, а принятых решений) должны быть настолько глобальными и правильными, чтобы они сумели перекрыть неверные. Если же будет сделана хотя бы одна глобальная ошибка, то это приведет к краху. А вот по мелочи такие неправильные решения принимаются постоянно. Мы, например, однажды приобрели китайское оборудование за 8 тыс. долларов. Оно оказалось некачественным, после чего я сказала, что ничего китайского, по крайней мере, в ближайшие 25 лет, не куплю. И такие неудачи есть всегда, ведь не знаешь, где поскользнешься. Главное, чтобы стратегическая инвестиция была крупной и просчитанной не за один месяц.

Я считаю, что для любой компании самое главное - не стоять на месте, а двигаться, искать что-то новое, какие-то интересные маркетинговые ходы. Что-то может выстрелить сегодня, другое - завтра, что-то вообще не выстрелит. Например, мы выпустили календари, ожидая от них большой отдачи, но ее не было. А вот от дешевых ручек и визитниц, на которые мы особых надежд не возлагали, отдача была. Но необходим комплексный подход, т.е. если рекламная продукция "сработала" и к нам пришли клиенты, мы должны выводить "тяжелую артиллерию" (качество и т.д.), чтобы они от нас не ушли.

Среди неокупившихся вложений компании были и вложения в человеческие ресурсы. Когда приобрели качественное японское оборудование, на нем никто работать не умел. Встала необходимость кого-то отправить на обучение. Отправили. Обошлось это в 350 тыс. долларов. Но через какое-то время человек, прошедший обучение, уволился, мотивировав это тем, что "хочет сидеть в офисе, а не стоять у станка". И он был не единственным. У нас было пять таких сотрудников. Они понимают, что мы в них вложили деньги, и нам сложно будет их уволить, поэтому могут позволить себе опоздать на работу и не прийти вовсе.

Промахнулась "Арома" и тогда, когда передала 10 городов одному крупному дистрибьютору. Он был перегружен собственной продукцией, потому не смог потянуть еще и дополнительную нагрузку. Вообще, у компании существуют представительства в 6 регионах Казахстана, в ближайшее время некоторые из них будут отданы другим, более мелким, дистрибьюторам. Только на алматинском рынке компания сама занимается сбытом и допускать к нему кого-то еще не собирается, потому как для "Аромы" он является основным. Как по майонезу, кетчупу, так и по меду. В 2000 году компания стала его расфасовывать и продавать под брендом "Арома". И это, наверное, было одним из тех 10% верно принятых решений.

- В магазинах всегда было проблематично купить качественный мед, потому мы напрямую, без посредников, вышли на пасечников, хотя это гораздо сложнее. Мы закупаем у них мед, а потом сами расфасовываем в нашу упаковку. И это пусть небольшой, но очень прибыльный бизнес. Я рассматриваю его как возможность "поддержания штанов", в том числе и компании. На рынок меда из крупных компаний никто внимания не обращает и, возможно, никогда не обратит, потому что это очень узкий рынок.

О рынках больших и разных

- У нас, в общем-то, очень небольшой рынок - всего 15 млн человек. К тому же он еще и рассредоточенный, а расходы на перевозку очень большие. Мы как-то ездили в Москву на выставку, к нам подходили производители и говорили, что они очень маленькие и с ними никто в Москве работать не хочет. Я спрашиваю: "А сколько вы производите в месяц?". "200 тысяч, но 9 видов", т.е. 1,8 млн. В Казахстане нет ни одного производителя, который бы приобретал 1,8 млн штук пластиковой упаковки в месяц. Компании, приобретающие по 400 тыс., а таких всего пять, считаются очень крупными.

К тому же наш рынок полностью открыт для производителей других стран, нет никаких квот, зато есть контрабанда, это ни для кого не секрет. Например, нам невыгодно возить свою продукцию в регионы, граничащие с Россией, потому что эти рынки наводнены более дешевыми российскими продуктами.

Однако "Арома" вполне реально рассматривает возможность выхода на узбекские и киргизские рынки. Сейчас компания планирует получение международных сертификатов ХАСП и ИСО. Их наличие позволяет компаниям расширить рынки сбыта или, по крайней мере, укрепиться на существующих. При условии, конечно, что все управление поставлено на правильную основу.

- К нам приезжал аудитор из Великобритании, который сказал, что наша упаковка соответствует европейским стандартам, и мы могли бы попробовать выйти на европейские рынки. Но для этого у нашей продукции должен быть срок годности не менее года. Однако используемое при производстве майонеза натуральное сырье сокращает этот срок. Правда, в Европу мы идти и не собираемся, там своих производителей хватает.

Рецепты жизни от "Арома"

Как бы мы с Еленой Райковой ни пытались говорить только об "Ароме", разговор все время уходил в другую сторону в поисках ответа на вопрос: как дальше развивать экономику страны?

- Предпринимателей, я говорю о компаниях пищевой промышленности, необходимо поддерживать, иначе мы умрем, как умерла легкая промышленность. А сейчас совершенно противоположная ситуация, я не помню ни одной недели, чтобы к нам на завод не приходили проверяющие откуда угодно. В последний раз пришли даже из Министерства обороны, оказывается, предприниматель по закону обязан подавать ежемесячно в военкомат списки военнообязанных сотрудников. И этот закон с предпринимателями никто не обсуждал. Поэтому сейчас мы пишем письма в Генеральную прокуратуру, в парламент и президенту о том, что это категорически недопустимо. Мы этим заниматься не должны, для этого есть военкоматы.

Ведь что по большому счету должен делать производитель? Создавать качественную продукцию и заниматься сбытом. И все.

Нам не мешать производству надо, а поднимать его. Как это было в США в 20-х годах прошлого века, когда магнаты металлургии, тяжелой промышленности, машиностроения пришли к президенту Рузвельту и сказали: "Поднимай сельское хозяйство, давай дотации".

И нам тоже нужно поднимать и развивать его, иначе без сельского хозяйства поднять экономику нашей страны практически невозможно. Причем необходимы постоянные дотации, а не разовые. Трех "лет села" не хватит, чтобы его поднять, тем более что до этого десять лет его губили. Во всех развитых странах столетиями помогают сельскому хозяйству. В Америке в депрессивные сельские местности, куда никто не хочет ехать, где плохие земли и отсутствие воды, вкладывают значительные средства. И в Казахстане необходимо делать то же самое и не ждать отдачи сейчас же, она обязательно будет, пусть через 10-15 лет, но будет.

Кроме того, необходимо поднимать среднеспециальное образование. Опять же приведу опыт цивилизованных стран. В Германии, например, 30% вложений во всякого рода колледжи - доля государства, 30% - земель (по-нашему акиматов) и, в лучшем случае, 30% - предпринимателя. А бывает, что предприниматель и не вкладывает. Поэтому нужен толчок государства, а уже потом предприниматели поддержат и станками, и трудоустройством, и проведением обучающих семинаров. Я даже готова своих менеджеров отправлять в ПТУ, чтобы они проводили лекции. И я буду это оплачивать. Есть в Казахстане, может быть, десяток компаний, которые в состоянии содержать ПТУ, но мелкий и средний бизнес этого сделать не могут. Потому государство и обязано этим заниматься, чтобы потом не заниматься наркотиками, тюрьмой и всем остальным. Мы же платим налоги, которые должны идти на подъем сельского хозяйства, образования. Все предприятия "стонут" от отсутствия квалифицированных кадров, не хватает всех: и менеджеров среднего и высшего звена, и технарей, и простых работников.

ПТУ у нас практически нет, но ведь, насколько я знаю, в Казахстане с 15-миллионным населением людей с высшим образованием больше, чем в той же Германии с 85-миллионным. Оно у нас очень дешевое, и не существует никаких ограничений, а потому в вузы по большому счету идут те, кто не хочет ничем заниматься пять лет. А если образование будет дорогим, но обязательно качественным, то туда пойдут не все. По моему мнению, образование - это экономическая категория, поскольку оно должно давать отдачу в первую очередь государству. Потому именно государство и должно его контролировать.

Анастасия Моторина
"Эксперт"

11.10.2005

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.
Как в кино: принципы голливудского маркетингаКак в кино: принципы голливудского маркетинга
За пару недель создать ажиотаж вокруг фильма, чтобы все писали о смелом промо, а зрители сметали билеты на премьеру? Маркетинг впечатлений — это искусство, которым Голливуд владеет в совершенстве. Как использовать его принципы в рекламе, рассказывает генеральный директор Mera (by Okkam) Мария Силкина.
ИИ в рекламе: как автоматизация процессов меняет нашу жизньИИ в рекламе: как автоматизация процессов меняет нашу жизнь
Владимир Нерюев, заместитель Генерального директора коммуникационного агентства АУРА (в составе Газпром-Медиа Холдинга) поделился мнением, как искусственный интеллект (ИИ) стал неотъемлемой частью многих сфер нашей жизни, включая рекламу.
Этика vs эффективность: как сделать эффективный маркетинг этичным?Этика vs эффективность: как сделать эффективный маркетинг этичным?
Каждый третий россиянин считает, что неуместная реклама может вызвать сильные негативные эмоции

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, сторонникам, однополчанам ... ...
  • Общая Теория Рекламы: «Дураки» и «Дороги». (226)
    «Дураки» и «Дороги»: «…». Цитата: Премьер Грузии Ираклий Кобахидзе заявил, что его партия продолжит ...
  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, друзьям, поклонникам ... ...
  • Общая Теория Рекламы: «Примечания и Дополнения». (750)
    Примечания и дополнения: «…». Цитата:Цитата: Источник видео. Цитата: Источник видео. Цитата: ...
  • Общая Теория Рекламы: «Варвар» и «Еретик». (132)
    «Варвар» и «Еретик»: «…». В России, в силу знака преобладания Систем ИСО>ЕСО, проблема адекватности ...
  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, друзьям, поклонникам ... ...
  • Общая Теория Рекламы: «Фанаты и Жизнь». (356)
    Фанаты и Жизнь: «…». Цитата: Pictured: Five of the most bizarre soccer stadiums in the world, from one in ...
  • Всеслышащее ухо России (2)
    Спасибо изучу
  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, друзьям, поклонникам ... ...
  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, друзьям, соратникам ... ...

на правах рекламы

29.09.2024 - 05:20
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация