Новости

Личная пирамида Мавроди

27 июля 1994 года произошел катастрофический обвал акций АО МММ. Это стало трагедией для миллионов вкладчиков знаменитой пирамиды и чуть было не привело к крупным волнениям и массовым беспорядкам. МММ было зарегистрировано в 1989 году в Ленинском исполкоме Москвы как кооператив и начинало деятельность с очень выгодного тогда бизнеса по продаже компьютеров и оргтехники. Благодаря массированной рекламной кампании - одной из первых в российских СМИ - три заглавные буквы знала вся страна, и каждый гадал, что они значат.

Компьютеры были еще достаточно редкой вещью в доме среднестатистического гражданина, и в начале 1990-х компания открыла новую страницу своей истории - сбор денег под высокие проценты. Население, недоумевавшее, зачем ему с такой настойчивостью рекламируют компьютерную фирму, наконец-то поняло: теперь каждый может отнести туда деньги и получить не только компьютер, но и другие атрибуты красивой жизни.

Новое направление бизнеса стало не просто сверхприбыльным - МММ и его руководитель Сергей Мавроди фактически взяли на себя функции государства: рубль был ненадежен и не обеспечивал достойный уровень жизни в отличие от акций, а потом и билетов МММ с портретом отца-основателя. Многие фирмы хранили свободные средства в этих акциях, более того, некоторые из них "мавродиками" расплачивались с сотрудниками. Руководство компании понимало, что пирамида просуществует недолго, и даже якобы собиралось к декабрю 1994 года стабилизировать акции на достигнутом к тому моменту уровне и превратить в средство твердого накопления.

Однако этим планам (если они существовали) не суждено было сбыться - кризис разразился летом 1994-го. До 27 июля выплаты все еще продолжались. Однако для того чтобы получить деньги, приходилось стоять в очереди от трех суток до недели. У здания компании на Варшавском шоссе собралась огромная толпа, люди обменивались самыми невероятными слухами. Жаждущие своих вкладов граждане вступали в стычки с милицией, перекрывали шоссе и проходящую рядом железную дорогу, одним словом, ситуация становилась критической.

27 июля вышел приказ руководства компании о снижении котировок акций в 125 раз. Стало очевидно, что такого удара измученная и озлобленная толпа просто не вынесет и начнет громить все на своем пути. Для того чтобы избежать столь тяжких последствий и подготовить вкладчиков к объявлению этого решения, в толпу было запущено два слуха: первый информировал о том, что президент Ельцин лично закрыл МММ; согласно второму, 14 "КамАЗов" с наличными находятся на пути к офису, так что деньги будут выплачены абсолютно всем. Первый слух готовил людей к безвозвратной потере денег, второй служил предотвращению паники, которая могла возникнуть после появления первого. Для объявления решения о снижении стоимости акций, к людям вывели миловидную представительницу МММ, которая смогла доказать вооружившейся калькуляторами толпе, что в течение трех месяцев курс вернется на прежний уровень и вновь станет расти. Беспорядков удалось избежать.

В августе были приняты меры по искусственному поднятию курса акций, что несколько успокоило вкладчиков, однако вернуть деньги смогли лишь единицы. Мавроди к тому времени находился в следственном изоляторе, а обманутый им народ требовал его освобождения и избрания в депутаты - что и произошло через некоторое время, хотя и не помогло вернуть вклады нескольким миллионам человек.
ИВАН МАЦАРСКИЙ
"Бизнес"

27.07.2005

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

29.01.2025 - 20:21
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация