Новости

Для водки в России наступают тяжелые времена

На днях Росстат опубликовал данные по объемам производства алкогольной продукции в России за первое полугодие 2005 г. Росстат в очередной раз зафиксировал снижение производства водки и ликероводочных изделий, на этот раз на 10,4%, по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. Аналитики связывают этот спад с целым комплексом различных причин, среди которых называется изменение потребительских вкусов и ужесточение законодательного регулирования алкогольной отрасли.

В дальнейшем, по их мнению, падение производства водки продолжится.

В России потребление водки, равно как и других спиртных напитков, до начала горбачевской антиалкогольной кампании 1985 г. оставалось на стабильном уровне. Затем, вследствие введения административных запретов, начался спад. После 1990 г., с началом формирования рыночных отношений производство водки снова начало стремительно и стабильно расти, что продолжалось вплоть до 2000 г. К этому времени уровень потребления водки в два раза превысил уровень, который был зарегистрирован до 1985 г. После начавшейся в конце 90-х годов стадии стабилизации социального и рыночного развития на рынке водки постепенно начала проявляться тенденция сокращения объемов производства, которая существует и по сей день.

Сами участники рынка склонны винить во всех своих бедах контрафактную продукцию, поставляемую, например, из Кабардино-Балкарии и Северной Осетии, а также производителей водки из соседней Украины, которые с каждым годом расширяют свое присутствие на российском рынке алкоголя. В начале года президент Национального алкогольного союза Павел Шапкин направил письмо российскому премьер-министру Михаилу Фрадкову, в котором заявлял, что украинские импортеры крепкого алкоголя являют собой серьезную угрозу российскому рынку и позициям отечественных производителей. По мнению генерального директора "Торгового Дома "Черноголовский" (головная компания сбытовой структуры Группы предприятий "ОСТ") Татьяны Пекаревой, причины роста доли украинской алкогольной продукции на российском рынке имеют экономическую составляющую, так как себестоимость производства алкогольной продукции на Украине существенно более низкая, чем в России. "К тому же в условиях режима беспошлинной торговли украинская продукция получает серьезные экономические преимущества перед продукцией отечественных производителей, – заявила г-жа Пекарева RBC daily. – Российская продукция пока еще проходит сложную бюрократичную систему акцизных складов и контроля качества. В то же время импортеры, уплачивая весь акциз на таможне, более привлекательны для дистрибьюторов, так как имеют большую мобильность и возможности экспансии на региональные рынки".

Что касается наплыва в Россию контрафактной продукции, то, как считает аналитик ИК "Метрополь" Наталья Мильчакова, это можно рассматривать в числе общих причин спада отечественного водочного производства. Тем не менее, по ее словам, главная причина – падение спроса населения. "Сейчас меняется культура потребления: люди стали больше пить слабоалкогольных напитков, таких как коктейли, пиво. Рынок последнего, впрочем, хотя и увеличивается на 4%, но темпы его роста также замедляются. То, что падает рынок отечественных вин и рынок коньяка – это общая тенденция снижения потребления алкоголя, свидетельствующая о том, что наше население все больше предпочитает вести здоровый образ жизни. Для производителей водки эту тенденцию, конечно, положительной назвать нельзя. В то же время я не думаю, что россияне рано или поздно совсем откажутся от потребления водки. Другое дело, что емкость этого рынка будет меньше. Поэтому я ожидаю, что в следующем году падение продолжится", – сказала г-жа Мильчакова RBC daily.

Свидетельством изменения питейных пристрастий российского населения являются те же данные Росстата, из которых следует, что вместе с производством водки падает производство и другой алкогольной продукции: так, объем производства виноградного вина сократился на 26,4%, плодовых вин – на 33,4%, коньяков – на 7,2%. В то же время выпуск шампанского увеличился на 14,9%, пива – на 3,7%, безалкогольных напитков – на 12,8%, минеральной воды – на 6,2%. Кстати, в США в последние годы идет обратная тенденция: американцы стали больше потреблять крепкие алкогольные напитки в ущерб пиву и безалкогольной продукции.

Говоря об изменении потребительских предпочтений, Татьяна Пекарева отметила еще одну интересную тенденцию: по ее словам, сейчас на рынке крепкого алкоголя наблюдается смещение спроса в сторону более дорогой продукции. "Положительная динамика характерна и для наиболее емкого среднего ценового сегмента, водка в низкой ценовой категории пользуется все меньшим спросом, хотя ее популярность еще весьма высока, поскольку для большинства россиян цена является фактически единственным критерием выбора продукта. Думаю, в 2005 г. развитие рынка продолжится в том же направлении, что и в 2004 году: сокращение общего потребления водки, рост доли среднего и высокого ценовых сегментов", – сказала г-жа Пекарева.

Не могли не отразиться на объемах производства водки отечественного разлива и причины, касающиеся государственного регулирования рынка алкоголя. Речь идет прежде всего о запрете на рекламу и о недостаточно прозрачном механизме взимания акцизов. В последнее время среди участников рынка ведутся ожесточенные споры о целесообразности установления государственной монополии на спирт, что, как считают многие эксперты, также негативно скажется на объемах производства алкоголя в нашей стране. По мнению Натальи Мильчаковой, все государственные ограничения однозначно приведут к большей консолидации рынка и к тому, что производителей будет все меньше: "Более того, я думаю, что эти ограничения станут ужесточаться и дальше, в частности, Думой сейчас рассматривается вопрос о запрете на рекламу тех брендов, названия которых повторяют названия водочной продукции".

Спад в производстве водки, по словам руководителя проектов дирекции M & A инвестиционного холдинга "ФИНАМ" Сергея Харченко, вызван также тем, что российские производители в последнее время ориентированы на переход в верхне-средний и высокий ценовые сегменты. Это, как считает аналитик, приводит к увеличению рентабельности, но не позволяет производить продукцию в больших объемах, потому что потребители не так часто приобретают дорогие крепкие напитки. "Ситуация на рынке сейчас такова, что небольшие производители практически не имеют шансов на выживание, – констатирует г-н Харченко. – Целый ряд региональных производителей фактически перестал работать еще зимой, другие выставляются на продажу. У больших холдингов несколько больший ресурс, поэтому велика вероятность, что они воспользуются сложившейся ситуацией для увеличения своей доли на рынке".

Олег Трутнев
РосБизнесКонсалтинг.

27.07.2005

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

29.01.2025 - 19:46
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация