Статьи

Есть ли будущее у советских марок? "Мишку" – на север?

Чем дальше уходит в прошлое Советский Союз, тем хуже помнят современные потребители даже самые известные марки того времени. "Мишка на севере", чай со слоном – для одних это "вкус, знакомый с детства", для других – ничего не говорящие словосочетания. Кому-то вкус "Жигулевского" напоминает о бурной юности, но большая часть современной молодежи (основных потребителей пива) либо не подозревает о наличии этой марки, либо считает его редкой гадостью. (Что подтверждает и доля рынка марки, колеблющаяся в районе 1%.)

Но может быть, советским маркам достаточно "старых" потребителей, покупающих, что называется, по привычке? Татьяна Елисеева, генеральный директор компании Media Wise (BBDO Group), полагает, что "ретро-потребление" уходит в прошлое и старым маркам придется с этим смириться. Марианна Глотова, вице-президент по маркетингу холдинга GG & MW/IDS (выпускает минеральную воду "Боржоми"), уверена, тем не менее, что будущее у советских брендов есть.

Марианна Глотова, GG & MW/IDS:

"Безусловно, будущее есть. Много известных потребителю торговых марок пережили "перестройку" и вполне хорошо чувствуют себя. Это и вода "Боржоми", и "Комсомольская правда", и сигареты "Ява", не говоря уже о хорошо известном  "Аэрофлоте".

Уникального рецепта сохранения или поддержания марки-долгожителя нет. Но обязательным, хотя и не достаточным, условием является принадлежность бренда одному хозяину.

Жизнь меняется, а с ней – система ценностей, у людей появляются новые потребности, и то, что обеспечивало вам успех в прошлом, не может гарантировать успеха в будущем.

Бренды, как и люди, достигают своей зрелости и начинают стареть. Это означает потерю новизны, что в конечном итоге грозит смертью. Каким образом можно замедлить процесс старения? Бренд нужно актуализировать, осуществить обновление марки так, чтобы она выглядела современной и соответствовала требованиям целевого рынка. И наиболее успешные "старые" бренды меняются вместе со временем, сохраняют свои ведущие позиции благодаря эволюции и модификации внешнего облика.

В типичных случаях изменяется дизайн, философия и даже название бренда. Существенно за последние годы обновился дизайн упаковки "Боржоми", совершенно иным стало позиционирование "Явы" и совсем другой – "Комсомолка".

Обновление бренда – процесс необходимый, но очень рискованный. Но требование идти в ногу со временем заставляет компании заниматься обновлением брендов. Так, в 1990 году в США около 1000 фирм изменили свои названия. Сейчас эта цифра достигла 3000 в год. Обновление бренда требует основательной подготовки, в противном случае компания рискует потерять свои рыночные позиции. Существует множество примеров, когда обновление бренда приводило к катастрофе и доказывало, что осуществить его значительно сложнее, чем планировать. Не нужно забывать, что бренды создают эмоциональную связь с потребителем. Компании, безусловно, могут верить в то, что они владеют брендом, но они не должны испытывать иллюзий по поводу того, что они владеют чувствами, которые этот бренд генерирует.

Как правило, обновление бренда идет в связке с омоложением целевой аудитории. А это означает, что вы должны коммуницировать ценности, релевантные более молодым и современным людям, изменить соответствующим образом дизайн и персонификацию бренда. И здесь важно не впасть в крайность, чтобы избежать ситуации, когда лояльных к марке "старых" потребителей вы уже потеряете, а новых еще не приобретете".

Татьяна Елисеева, BBDO Group:

"Я считаю, что будущее у старых советских марок не самое перспективное. По большому счету, выжить смогут только те марки, которые изменят своему старому имиджу, сильно модифицируются, пройдут через рестайлинг, то есть, в сущности, перестанут быть "советскими".

Старым советским брендам приходится конкурировать, во-первых, с новыми отечественными продуктами – адаптированными под потребителя как по уровню характеристик (вкус, сервис, качество), так и по своей коммуникации – упаковке, рекламе, сегментированию по отношению к целевой аудитории. С другой стороны, советские марки теснят иностранные конкуренты. Последние не только поднаторели в маркетинге и коммуникациях с потребителем, но и успели обрасти легендой, стать культовыми (как Snickers, Nike, Pepsi Co, MTV). Здесь нашим "ветеранам" приходится очень трудно – их легендарное прошлое уже не "вдохновляет" потенциального покупателя. Все помнят советский уровень сервиса "Аэрофлота", вкус "Жигулевского", "Явы", и при возможности выбора предпочтут им продукты и услуги под марками "нового времени".

Единственной надеждой советских брендов остаются люди, покупающие эти продукты из ностальгических соображений либо по привычке – так называемые "ретро-потребители". Но в России их становится все меньше. За 14 лет наша страна проделала путь, который большинство государств преодолевали больше 40 лет. Такой темп жизни не может не сказаться на качестве потребления: ретро-настроение все менее свойственно нашим покупателям, им гораздо больше присуща такая любознательная активность – и это тоже говорит не в пользу старых марок.

Их единственный шанс – меняться, причем кардинально. Многие так и делают – "Аэрофлот", Например, вкладывает огромные средства в ребрендинг и рекламу, меняет парк самолетов, работает над сервисом.

Одни марки эти изменения спасают, другие – нет. Так, печальная участь постигла автомобили "Москвич" и "Иж", как они ни пытались выжить. На базе "Москвича" пробовали наладить производство марки "Князь Игорь", но успешным этот проект так и не стал. Но в конце концов, умереть может любой бренд, не обязательно старый.

Ребрендинг – не панацея. И решая, потратиться на него или инвестировать в создание новой марки, руководитель компании берет в руки смету и финансовый бизнес-план. Зачастую проще и дешевле не реанимировать умирающий бренд, а "родить" новый".

"Компания"

14.07.2005

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

28.01.2025 - 03:10
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация