Барнаул: печатные СМИ, телевидение, радио, рекламный рынок
На газетном рынке Барнаула конкурируют три сугубо местных издания общественнополитической тематики – "Свободный курс", "Вечерний Барнаул" и "Алтайская правда". Каждое из них представляет определенный сектор рынка – наиболее крупные частные холдинги и государственную прессу.
С еженедельника "Свободный курс" (тираж 31 тыс. экз.) в 1990 году начался алтайский холдинг "Алтапресс". Сегодня это издательско-полиграфическое предприятие выпускает издания различной направленности: рекламно-информационный еженедельник "Купи-продай" (до 30 тыс. экз.); экономическое приложение "Ваше дело" (более 13 тыс. экз.); журналы "Молодежь Алтая" (12 тыс. экз.); "Телепарк" (60 – 62 тыс. экз.) и "Я покупаю" (6 – 8 тыс. экз.); информационно-развлекательную газету "Маркер-экспресс" (более 33 тыс. экз.). Помимо выпуска газет и журналов, "Алтапресс" владеет оптово-розничной сетью по продаже канцелярских товаров, сетью распространения газетно-журнальной продукции, и является, таким образом, самым крупным медиа-холдингом края.
Городская газета "Вечерний Барнаул" (существует с 1993 года, выходит четыре раза в неделю, тираж 33500 экз.) – издание другого холдинга – "Алтайская неделя плюс". Помимо "Вечернего Барнаула" он включает в себя еженедельный краевой журнал для женщин "Алтайская неделя" (21112 экз.) и информационно-развлекательный журнал для мужчин "АВТОграф" (7 тыс. экз.). "Алтайская неделя" изначально была рекламно-информационной газетой, перепозиционирование в журнал проходило постепенно, с 2004 года. "АВТОграф" начинался как автомобильное приложение к "Алтайской неделе". Журналы "Алтайской недели плюс" в своих форматах единственные в Барнауле, поэтому прямыми конкурентами здесь называют московские журналы той же направленности. Надежда Овиденко, артредактор "Алтайской недели", считает, что быть конкурентоспособным журналу позволяют местная тематика, возможности телегида (выходит с ТВ-программой) и ценовая доступность (розничная цена – 7,5 руб.). Вообще же на журнальном рынке Барнаула наиболее востребованы телегиды "ТелеСемь", "Телепарк" и "Спутник телезрителя". Именно они, по данным TNS Gallup Media, лидируют в категории еженедельных изданий.
Соучредителями ежедневной "Алтайской правды" (выходит с 1917 года, тираж – более 70 тыс. экз.) выступают Краевой Совет народных депутатов и администрация Алтайского края. Это государственное краевое издание, которое распространяется в основном по подписке на территории всего края. Не так давно в редакции предприняли попытку создать собственную службу альтернативной подписки и распространения. Опыт был неудачным, но Ольга Шевчук, главный редактор "Алтайской правды", уверена, что постоянный рост тарифов на почтовые услуги делает такие службы в регионах необходимыми. Большая проблема, по ее мнению, заключается в существующей системе подписки: "Мы уже не можем самостоятельно торговать, все под себя подобрала Москва, организовав Межрегиональное агентство по подписке. В результате деньги за нашу подписку мы получаем очень интересным путем – сначала из края они уходят в Москву в агентство, а уже потом перегоняются на наш редакционный счет. Для кого-то это, очевидно, лучше, но только не для нас". "АП" – лидер по тиражу среди местных СМИ. Конкуренты видят причину этого в финансовой подпитке из краевого бюджета. Ольга Шевчук говорит, что денежная помощь от учредителей составляет лишь одну треть от необходимого, все остальное газета зарабатывает сама. С 1 января 2005 года финансирование алтайских СМИ осуществляется в соответствии с местным Законом "Об экономической поддержке средств массовой информации Алтайского края". Как сообщили "НСМИ" в краевом комитете по печати и информации, такая поддержка оказывается районным и городским газетам, одним из учредителей которых является орган государственной власти края или орган местного самоуправления. СМИ получают средства из краевого бюджета на развитие материально-технической базы, оплату (до 50%) полиграфических услуг, стоимости газетной бумаги (до 100%) и почтовой пересылки обязательных экземпляров. Кроме того, действует система грантов.
Администрация Алтайского края является соучредителем четырех СМИ – газет "Алтайская правда" и "Цайтунг фюр Дих", телепрограммы "Телекомпания "АТН" и журнала "Алтай". Администрация Барнаула выступает учредителем ежеквартального журнала "Барнаул", соучредителем газеты "Вечерний Барнаул" (договор на публикацию официальных документов), имеет небольшую долю в телекомпании "Город ТВ". По словам начальника пресс-центра городской администрации Михаила Зимагора, планов по открытию своих СМИ у муниципалитета нет. "Вечерний Барнаул" с лихвой покрывает потребность в чтиве местного электората", – говорит Михаил Зимагор. Телевидение
Особенность телевизионного рынка Барнаула – его насыщенность и, как следствие, острая конкуренция: в городе работают около 10 местных телекомпаний. По данным, предоставленным "НСМИ" рекламным агентством "Видео Интернешнл-Сибирь" ("Видеоинтернешл'С"), в Барнауле действуют шесть метровых каналов. С одним из них, 7м, сложилась особая ситуация – на нем располагается целых шесть телекомпаний: "АТН", "ТВМИР", "Алвест", "Спектр", "Катунь", "Музыкальный экспресс". На дециметровой частоте – "НТВ", "Культура", "7ТВ", "ТВ-Мир".
Наибольшая зона охвата среди местных телекомпаний у ГТРК "Алтай" – 85% территории края. "Мы стандартный филиал, сокращения не произошло", – прокомментировал ситуацию по переходу телерадиокомпании в статус филиала ВГТРК Олег Говорщенко, председатель "Алтая". Помимо традиционной работы на телеканале "Россия", алтайская гостелерадиокомпания является учредителем собственного канала – "Музыкальный экспресс" (развлекательно-музыкальный, существует более восьми лет, 14-часовое еженедельное вещание).
По словам Олега Говорщенко, все барнаульские телекомпании производят собственный продукт, в этом плане также можно говорить о жесткой конкуренции. "Собственных телепроектов некоммерческого направления на барнаульском телевидении мало", – убежден Анатолий Кирилин, директор "АТН", одной из первых некоммерческих телекомпаний Барнаула.
Еженедельный объем вещания "АТН" (сетевой партнер "ДТВ-Viasat") составляет 71 час, при этом лишь 10 часов приходится на собственный продукт – ежедневные новости, авторско-публицистическую, познавательные, тематические программы.
"АТН" вещает на Барнаул и пригород, потенциальная аудитория – около 900 тыс. человек. "Для увеличения зоны охвата есть и желание, и возможности. Более того, в отличие от большинства компаний мы планируем работать в живом эфире", – говорит Кирилин. Однако распространять сигнал на весь край, по его мнению, экономически нецелесообразно, потому что население Алтая, как правило, очень бедно – это сельхозпроизводители, чья покупательная способность низка, а покупательная потребность ограничена. Радио
В августе 1991-го в Барнауле появился первый конкурент государственному радио – музыкальная станция "Радиоканал 3". Она была местным продуктом, сетевые станции пришли сюда позднее. Это одна из особенностей барнаульского радиорынка. Вторая – присутствие на нем крупной радиогруппы "FM Продакшн", в составе которой абсолютное большинство работающих в Барнауле коммерческих радиостанций, пять из семи.
"FM Продакшн" объединяет "Европу Плюс Барнаул" (104,9 FM, вещает с 1996 года), "Русское радио в Барнауле" (102,9 FM, с 1996 года), "Эхо Москвы в Барнауле" (69,11 УКВ, с 2003 года), "Радио 7 в Барнауле" (71,57 УКВ и 104,4 FM, с 2002 года), "Радио Шансон в Барнауле" (101,9 FM, с 2003 года). Общее количество потенциальных слушателей – около 975 тыс. чел. Среднесуточная аудитория радиостанций – 482,3 тыс. человек, или 74% от всей FM-аудитории города.
В качестве самостоятельных радиоигроков выступают "АвторадиоБарнаул" (103,9 FM, вещает с 2003 года) и "Heart FM" (105,9 FM, вещает с 2002 года, учредитель ГТРК "Алтай"). Последнее – единственное несетевое радио Барнаула (формат "современное радио для взрослых"). До 2002 года станция больше семи лет работала в УКВ-диапазоне. "Когда мы выходили на FM-рынок, в Барнауле присутствовали еще три местные станции – "Молодежный канал", "Юнитон", "Столица". Мы просчитывали все варианты, искали свою нишу. По прошествии года покупали исследования Gallup Media, и они показали, что мы вышли на ту группу, на которую ориентировались", – сказал Андрей Дьяченко, программный директор "Heart FM". По мнению Дьяченко, почвы для появления еще одного местного радио в Барнауле нет. Проблема не только в слабом рекламном рынке, но и в отсутствии кадров.
По мнению Евгения Шарабарина, главного редактора "Авторадио-Барнаул", местный радиорынок ограничен, его делят одни и те же игроки. Олег Новиков, программный директор "FM Продакшн", наоборот, говорит о хорошей динамике развития и привлекательности рынка для новых игроков. "Это подтверждается тем, что скоро на рынок Барнаула выйдут местная станция "Модная волна" и станция-ретранслятор "Серебряного Дождя". Также в городе разработаны три частоты, которые в ближайшее время будут выставляться на конкурс", – сообщил он "НСМИ". Рекламный рынок
По мнению экспертов, самый коммерциализированный сегмент СМИ Барнаула – телевидение, которое на 80% существует как средство рекламы. "Объемом рекламных поступлений "АТН" я более чем удовлетворен, даже раздражен. Телевизионный рынок очень насыщен предложениями рекламы", – сказал Анатолий Кирилин. "У нас много телеканалов и телеканальчиков, вещание которых представляет собой сплошной телемагазин или вообще "бегущую строку". При этом цены на телерекламу сопоставимы с ценами на радиорекламу и, естественно, рекламодатель идет на телевидение", – заметил Андрей Дьяченко.
По мнению Анатолия Горнштейна, генерального директора "Видеоинтернешнл'С", телевизионная реклама в Барнауле находится в начале развития: "Идет формирование рынка, которое, в конечном итоге, приведет нас к цивилизованному методу продаж пунктов рейтинга вместо "барабанов" в эфире. Емкость рынка уже практически исчерпана, поэтому формирование происходит не столько количественно, сколько качественно".
"Видеоинтернешнл'С" контролирует 75% рынка телерекламы Барнаула. Агентство начало работу здесь в 1997 году с обслуживания одного канала – "НТэССи" (Новосибирск). Сейчас агентство обладает эксклюзивными правами на размещение рекламы на каналах "Первый канал", "Россия", "Вега", "Вечер", "НТэССи", "НТВ". По оценкам "Видеоинтернешнл'С", объем рынка барнаульской телерекламы в 2004 году составил около $4,2 млн., а ежегодный прирост рынка, доходивший пару лет назад до 50%, в этом году планируется в пределах 15%.
В два раза меньше специалисты оценивают объем рекламы на радио – около $2 млн. Доля "Видеоинтернешнл'С" здесь – около 15%. Подавляющую часть рекламы собирают пять радиостанций "FM Продакшн". Прирост валовой выручки за прошлый год в целом по радиогруппе составил около 23%. Лидером роста в 2004м стало "Радио Шансон в Барнауле" – 46%. Основная доля рекламных бюджетов приходится на рекламу услуг связи, развлечений, компьютерной и бытовой техники, транспортных и финансовых услуг.
В 1995 году в Барнауле с деятельности рекламного агентства, продававшего рекламу на радио, начался рынок наружной рекламы. Тогда РА "Проспект" установило в городе три щита 3 х 6 м. Сегодняшняя доля "Проспекта" на рынке барнаульской "наружки" приблизительно равна 30%. По словам Натальи Суриловой, генерального директора агентства, в городе работают около 15 операторов наружной рекламы. "Проспект" относится к крупнейшим, но рост числа его конструкций уже прекращен из-за перенасыщенности рынка. "Места в городе не осталось, хотя, рекламодатель готов тратить деньги на "наружку", – пояснила Наталья Сурилова. По ее данным, самых популярных носителей – щитов 3 х 6 – в Барнауле около 500, средняя цена размещения – 10 тыс. рублей. Введение единого налога на вмененный доход увеличило налоговое бремя рекламных агентств, но, благодаря введению адекватного местного коэффициента К2, роста цен не произошло, и рекламодатель потерян не был.
Мнения:
Олег Новиков, программный директор радиогруппы "FM Продакшн" – Когда и с чего началась радиогруппа?
– В августе 1991 года в эфир вышла первая за Уралом негосударственная станция "Радиоканал 3" с 14-часовым музыкальным вещанием. Она сразу стала популярна, потому что до нее в городе были только "Маяк" и "Россия". Позднее на частоте "Радиоканала 3" заработала сетевая станция Nоstalgie, а после закрытия сети в 2000 году на этой же частоте вышла радиостанция "Столица" с местным программированием формата Soft АС.
1 июня 2002 года радиостанции "Столица", "Европа Плюс Барнаул", "Русское радио в Барнауле" решили объединиться в радиогруппу "FM Продакшн". Сейчас, по прошествии 14 лет, ядро коллектива радиогруппы составляют те, кто начинал работать на "Радиоканале", а это, соответственно, самые опытные специалисты коммерческого радиовещания в городе и крае.
– Для "FM Продакшн" радио – основной бизнес?
– Основной и единственный. Мы занимаемся только радио.
– В чем заключаются ваши преимущества на радиорынке Барнаула?
– Известные раскрученные бренды московских радиостанций, следовательно, высокие рейтинги и популярность. За время существования "FM Продакшн" построен комплекс зданий – передающий центр, зал передатчиков, офис. С нами удобно сотрудничать, потому что технические службы, отдел рекламы, отделы информации и PR находятся в одном месте. Рекламодатель приезжает в офис радиогруппы и получает в одном месте практически весь радиоэфир города. Несмотря на то, что мы ретрансляторы московских станций, в новостных выпусках мы делаем упор на местную информацию. Для всех радиостанций группы работает единая служба новостей.
– Почему в составе "FM Продакшн" только сетевые станции?
– Три года назад в Барнауле был переизбыток местного продукта – пять местных радиостанций и всего две сетевых. Местные проигрывали сетевикам по качеству, по программированию, поэтому мы приняли решение закрыть нашу радиостанцию "Столица" и ретранслировать на этой частоте работающее в том же формате "Радио – 7 На Семи Холмах". Этот шаг себя оправдал. Аудитория увеличилась, и станция стала приносить стабильный доход. Сейчас в Барнауле всего одна местная радиостанция, поэтому не исключено, что со временем в радиогруппе будет рассматриваться проект станции с местным вещанием.
Софья Куликова, PR-менеджер информационного агентства "Амител" – С какого времени работает ваше информационное агентство?
– "Амител" официально зарегистрировано как средство массовой информации в 2000 году. Мы первыми из барнаульских информагентств начали работу в интернете.
– Кто, кроме "Амител", представляет рынок интернет-СМИ Барнаула?
– Молодежная интернет-газета "Территория", информбюро "Аверс" и два информационных агентства – "Банкфакс" и алтайское отделение Агентства социальной информации.
– Как часто в городе появляются интернет-СМИ?
– Не часто. Это связано, прежде всего, с их финансированием. Если окупаемость ofline-изданий в плане рекламы очевидна, то интернет пока не воспринимается как эффективный рекламный канал – за рекламу в Сети еще не готовы платить. Хотя ситуация уже меняется в лучшую сторону и, я думаю, эта тенденция сохранится. Как и рост числа интернет-пользователей.
– Но все-таки говорить о конкуренции с печатными и электронными СМИ не приходится?
– Да. Это связано еще и с низким уровнем интернетизации. Особенно в краевом масштабе. Барнаульцы более мобильны, они чаще обращаются к интернет-новостям, а в районах на одно село может приходиться один компьютер и там люди, естественно, пользуются другими источниками информации.
– Барнаульские интернет-СМИ независимы от властей?
– В общем-то, да, органы власти не являются их учредителями. Хотя финансовая независимость в тех условиях, о которых я сказала, проблематична. Например, "Амител" финансово связан с властью в том плане, что по договору с краевой администрацией ведет и полностью информационно поддерживает ее сайт.
– Какие новости наиболее востребованы в Алтайском крае?
– В первую очередь, политические. Это связано с нынешним конфликтом законодательной и исполнительной властей, когда председатель Совета народных депутатов пытается добиться отставки губернатора.
– А политические передряги не сказываются на жизни СМИ? Почему, например, из 11 зарегистрированных в крае информагентств работают только три?
– Проблемы не в политике, а в экономике. В последнее время никаких ярких скандалов, связанных со средствами массовой информации на почве политики не случалось. В период недавних выборов администрация пыталась использовать рычаги давления для публикации нужных ей материалов, но до кризиса это не довело.
Новости СМИ
08.07.2005
Комментарии
Написать комментарий