Статьи

Барнаул: печатные СМИ, телевидение, радио, рекламный рынок

Барнаул – административный центр Алтайского края. Рынок СМИ города с населением более 600 тысяч человек развивается в условиях дотационного со специфической экономикой региона. По данным комитета по печати и информации Администрации Алтайского края, в крае зарегистрировано 630 СМИ. Из них 183 – электронных, 436 – печатных, 11 информационных агентств. Реально действуют 96 электронных, 213 печатных СМИ и три информагентства.
Печатные СМИ
На газетном рынке Барнаула конкурируют три сугубо местных издания общественно­политической тематики – "Свободный курс", "Вечерний Барнаул" и "Алтайская правда". Каждое из них представляет определенный сектор рынка – наиболее крупные частные холдинги и государственную прессу.

С еженедельника "Свободный курс" (тираж 31 тыс. экз.) в 1990 году начался алтайский холдинг "Алтапресс". Сегодня это издательско-­полиграфическое предприятие выпускает издания различной направленности: рекламно-информационный еженедельник "Купи-продай" (до 30 тыс. экз.); экономическое приложение "Ваше дело" (более 13 тыс. экз.); журналы "Молодежь Алтая" (12 тыс. экз.); "Телепарк" (60 – 62 тыс. экз.) и "Я покупаю" (6 – 8 тыс. экз.); информационно-­развлекательную газету "Маркер-­экспресс" (более 33 тыс. экз.). Помимо выпуска газет и журналов, "Алтапресс" владеет оптово-­розничной сетью по продаже канцелярских товаров, сетью распространения газетно-журнальной продукции, и является, таким образом, самым крупным медиа-холдингом края.

Городская газета "Вечерний Барнаул" (существует с 1993 года, выходит четыре раза в неделю, тираж 33500 экз.) – издание другого холдинга – "Алтайская неделя плюс". Помимо "Вечернего Барнаула" он включает в себя еженедельный краевой журнал для женщин "Алтайская неделя" (21112 экз.) и информационно-развлекательный журнал для мужчин "АВТОграф" (7 тыс. экз.). "Алтайская неделя" изначально была рекламно­-информационной газетой, перепозиционирование в журнал проходило постепенно, с 2004 года. "АВТОграф" начинался как автомобильное приложение к "Алтайской неделе".

Журналы "Алтайской недели плюс" в своих форматах единственные в Барнауле, поэтому прямыми конкурентами здесь называют московские журналы той же направленности. Надежда Овиденко, арт­редактор "Алтайской недели", считает, что быть конкурентоспособным журналу позволяют местная тематика, возможности телегида (выходит с ТВ-­программой) и ценовая доступность (розничная цена – 7,5 руб.). Вообще же на журнальном рынке Барнаула наиболее востребованы телегиды "ТелеСемь", "Телепарк" и "Спутник телезрителя". Именно они, по данным TNS Gallup Media, лидируют в категории еженедельных изданий.

Соучредителями ежедневной "Алтайской правды" (выходит с 1917 года, тираж – более 70 тыс. экз.) выступают Краевой Совет народных депутатов и администрация Алтайского края. Это государственное краевое издание, которое распространяется в основном по подписке на территории всего края. Не так давно в редакции предприняли попытку создать собственную службу альтернативной подписки и распространения. Опыт был неудачным, но Ольга Шевчук, главный редактор "Алтайской правды", уверена, что постоянный рост тарифов на почтовые услуги делает такие службы в регионах необходимыми. Большая проблема, по ее мнению, заключается в существующей системе подписки: "Мы уже не можем самостоятельно торговать, все под себя подобрала Москва, организовав Межрегиональное агентство по подписке. В результате деньги за нашу подписку мы получаем очень интересным путем – сначала из края они уходят в Москву в агентство, а уже потом перегоняются на наш редакционный счет. Для кого­-то это, очевидно, лучше, но только не для нас".

"АП" – лидер по тиражу среди местных СМИ. Конкуренты видят причину этого в финансовой подпитке из краевого бюджета. Ольга Шевчук говорит, что денежная помощь от учредителей составляет лишь одну треть от необходимого, все остальное газета зарабатывает сама. С 1 января 2005 года финансирование алтайских СМИ осуществляется в соответствии с местным Законом "Об экономической поддержке средств массовой информации Алтайского края". Как сообщили "НСМИ" в краевом комитете по печати и информации, такая поддержка оказывается районным и городским газетам, одним из учредителей которых является орган государственной власти края или орган местного самоуправления. СМИ получают средства из краевого бюджета на развитие материально-технической базы, оплату (до 50%) полиграфических услуг, стоимости газетной бумаги (до 100%) и почтовой пересылки обязательных экземпляров. Кроме того, действует система грантов.

Администрация Алтайского края является соучредителем четырех СМИ – газет "Алтайская правда" и "Цайтунг фюр Дих", телепрограммы "Телекомпания "АТН" и журнала "Алтай". Администрация Барнаула выступает учредителем ежеквартального журнала "Барнаул", соучредителем газеты "Вечерний Барнаул" (договор на публикацию официальных документов), имеет небольшую долю в телекомпании "Город ТВ". По словам начальника пресс-центра городской администрации Михаила Зимагора, планов по открытию своих СМИ у муниципалитета нет. "Вечерний Барнаул" с лихвой покрывает потребность в чтиве местного электората", – говорит Михаил Зимагор.

Телевидение
Особенность телевизионного рынка Барнаула – его насыщенность и, как следствие, острая конкуренция: в городе работают около 10 местных телекомпаний. По данным, предоставленным "НСМИ" рекламным агентством "Видео Интернешнл­-Сибирь" ("Видеоинтернешл'С"), в Барнауле действуют шесть метровых каналов. С одним из них, 7­м, сложилась особая ситуация – на нем располагается целых шесть телекомпаний: "АТН", "ТВ­МИР", "Алвест", "Спектр", "Катунь", "Музыкальный экспресс". На дециметровой частоте – "НТВ", "Культура", "7ТВ", "ТВ­-Мир".

Наибольшая зона охвата среди местных телекомпаний у ГТРК "Алтай" – 85% территории края. "Мы стандартный филиал, сокращения не произошло", – прокомментировал ситуацию по переходу телерадиокомпании в статус филиала ВГТРК Олег Говорщенко, председатель "Алтая". Помимо традиционной работы на телеканале "Россия", алтайская гостелерадиокомпания является учредителем собственного канала – "Музыкальный экспресс" (развлекательно-­музыкальный, существует более восьми лет, 14-­часовое еженедельное вещание).

По словам Олега Говорщенко, все барнаульские телекомпании производят собственный продукт, в этом плане также можно говорить о жесткой конкуренции. "Собственных телепроектов некоммерческого направления на барнаульском телевидении мало", – убежден Анатолий Кирилин, директор "АТН", одной из первых некоммерческих телекомпаний Барнаула.

Еженедельный объем вещания "АТН" (сетевой партнер "ДТВ­-Viasat") составляет 71 час, при этом лишь 10 часов приходится на собственный продукт – ежедневные новости, авторско-­публицистическую, познавательные, тематические программы.

"АТН" вещает на Барнаул и пригород, потенциальная аудитория – около 900 тыс. человек. "Для увеличения зоны охвата есть и желание, и возможности. Более того, в отличие от большинства компаний мы планируем работать в живом эфире", – говорит Кирилин. Однако распространять сигнал на весь край, по его мнению, экономически нецелесообразно, потому что население Алтая, как правило, очень бедно – это сельхозпроизводители, чья покупательная способность низка, а покупательная потребность ограничена.

Радио
В августе 1991-­го в Барнауле появился первый конкурент государственному радио – музыкальная станция "Радиоканал 3". Она была местным продуктом, сетевые станции пришли сюда позднее. Это одна из особенностей барнаульского радиорынка. Вторая – присутствие на нем крупной радиогруппы "FM Продакшн", в составе которой абсолютное большинство работающих в Барнауле коммерческих радиостанций, пять из семи.

"FM Продакшн" объединяет "Европу Плюс Барнаул" (104,9 FM, вещает с 1996 года), "Русское радио в Барнауле" (102,9 FM, с 1996 года), "Эхо Москвы в Барнауле" (69,11 УКВ, с 2003 года), "Радио 7 в Барнауле" (71,57 УКВ и 104,4 FM, с 2002 года), "Радио Шансон в Барнауле" (101,9 FM, с 2003 года). Общее количество потенциальных слушателей – около 975 тыс. чел. Среднесуточная аудитория радиостанций – 482,3 тыс. человек, или 74% от всей FM­-аудитории города.

В качестве самостоятельных радиоигроков выступают "Авторадио­Барнаул" (103,9 FM, вещает с 2003 года) и "Heart FM" (105,9 FM, вещает с 2002 года, учредитель ГТРК "Алтай"). Последнее – единственное несетевое радио Барнаула (формат "современное радио для взрослых"). До 2002 года станция больше семи лет работала в УКВ­-диапазоне. "Когда мы выходили на FM-­рынок, в Барнауле присутствовали еще три местные станции – "Молодежный канал", "Юнитон", "Столица". Мы просчитывали все варианты, искали свою нишу. По прошествии года покупали исследования Gallup Media, и они показали, что мы вышли на ту группу, на которую ориентировались", – сказал Андрей Дьяченко, программный директор "Heart FM". По мнению Дьяченко, почвы для появления еще одного местного радио в Барнауле нет. Проблема не только в слабом рекламном рынке, но и в отсутствии кадров.

По мнению Евгения Шарабарина, главного редактора "Авторадио­-Барнаул", местный радиорынок ограничен, его делят одни и те же игроки. Олег Новиков, программный директор "FM Продакшн", наоборот, говорит о хорошей динамике развития и привлекательности рынка для новых игроков. "Это подтверждается тем, что скоро на рынок Барнаула выйдут местная станция "Модная волна" и станция-­ретранслятор "Серебряного Дождя". Также в городе разработаны три частоты, которые в ближайшее время будут выставляться на конкурс", – сообщил он "НСМИ".

Рекламный рынок
По мнению экспертов, самый коммерциализированный сегмент СМИ Барнаула – телевидение, которое на 80% существует как средство рекламы. "Объемом рекламных поступлений "АТН" я более чем удовлетворен, даже раздражен. Телевизионный рынок очень насыщен предложениями рекламы", – сказал Анатолий Кирилин. "У нас много телеканалов и телеканальчиков, вещание которых представляет собой сплошной телемагазин или вообще "бегущую строку". При этом цены на телерекламу сопоставимы с ценами на радиорекламу и, естественно, рекламодатель идет на телевидение", – заметил Андрей Дьяченко.

По мнению Анатолия Горнштейна, генерального директора "Видеоинтернешнл'С", телевизионная реклама в Барнауле находится в начале развития: "Идет формирование рынка, которое, в конечном итоге, приведет нас к цивилизованному методу продаж пунктов рейтинга вместо "барабанов" в эфире. Емкость рынка уже практически исчерпана, поэтому формирование происходит не столько количественно, сколько качественно".

"Видеоинтернешнл'С" контролирует 75% рынка телерекламы Барнаула. Агентство начало работу здесь в 1997 году с обслуживания одного канала – "НТэССи" (Новосибирск). Сейчас агентство обладает эксклюзивными правами на размещение рекламы на каналах "Первый канал", "Россия", "Вега", "Вечер", "НТэССи", "НТВ". По оценкам "Видеоинтернешнл'С", объем рынка барнаульской телерекламы в 2004 году составил около $4,2 млн., а ежегодный прирост рынка, доходивший пару лет назад до 50%, в этом году планируется в пределах 15%.

В два раза меньше специалисты оценивают объем рекламы на радио – около $2 млн. Доля "Видеоинтернешнл'С" здесь – около 15%. Подавляющую часть рекламы собирают пять радиостанций "FM Продакшн". Прирост валовой выручки за прошлый год в целом по радиогруппе составил около 23%. Лидером роста в 2004­м стало "Радио Шансон в Барнауле" – 46%. Основная доля рекламных бюджетов приходится на рекламу услуг связи, развлечений, компьютерной и бытовой техники, транспортных и финансовых услуг.

В 1995 году в Барнауле с деятельности рекламного агентства, продававшего рекламу на радио, начался рынок наружной рекламы. Тогда РА "Проспект" установило в городе три щита 3 х 6 м. Сегодняшняя доля "Проспекта" на рынке барнаульской "наружки" приблизительно равна 30%. По словам Натальи Суриловой, генерального директора агентства, в городе работают около 15 операторов наружной рекламы. "Проспект" относится к крупнейшим, но рост числа его конструкций уже прекращен из-за перенасыщенности рынка. "Места в городе не осталось, хотя, рекламодатель готов тратить деньги на "наружку", – пояснила Наталья Сурилова. По ее данным, самых популярных носителей – щитов 3 х 6 – в Барнауле около 500, средняя цена размещения – 10 тыс. рублей. Введение единого налога на вмененный доход увеличило налоговое бремя рекламных агентств, но, благодаря введению адекватного местного коэффициента К2, роста цен не произошло, и рекламодатель потерян не был.

Мнения:

Олег Новиков, программный директор радиогруппы "FM Продакшн"
  – Когда и с чего началась радиогруппа?
– В августе 1991 года в эфир вышла первая за Уралом негосударственная станция "Радиоканал 3" с 14-­часовым музыкальным вещанием. Она сразу стала популярна, потому что до нее в городе были только "Маяк" и "Россия". Позднее на частоте "Радиоканала 3" заработала сетевая станция Nоstalgie, а после закрытия сети в 2000 году на этой же частоте вышла радиостанция "Столица" с местным программированием формата Soft АС.
1 июня 2002 года радиостанции "Столица", "Европа Плюс Барнаул", "Русское радио в Барнауле" решили объединиться в радиогруппу "FM Продакшн". Сейчас, по прошествии 14 лет, ядро коллектива радиогруппы составляют те, кто начинал работать на "Радиоканале", а это, соответственно, самые опытные специалисты коммерческого радиовещания в городе и крае.

– Для "FM Продакшн" радио – основной бизнес?

– Основной и единственный. Мы занимаемся только радио.

– В чем заключаются ваши преимущества на радиорынке Барнаула?

– Известные раскрученные бренды московских радиостанций, следовательно, высокие рейтинги и популярность. За время существования "FM Продакшн" построен комплекс зданий – передающий центр, зал передатчиков, офис. С нами удобно сотрудничать, потому что технические службы, отдел рекламы, отделы информации и PR находятся в одном месте. Рекламодатель приезжает в офис радиогруппы и получает в одном месте практически весь радиоэфир города.

Несмотря на то, что мы ретрансляторы московских станций, в новостных выпусках мы делаем упор на местную информацию. Для всех радиостанций группы работает единая служба новостей.

– Почему в составе "FM Продакшн" только сетевые станции?
– Три года назад в Барнауле был переизбыток местного продукта – пять местных радиостанций и всего две сетевых. Местные проигрывали сетевикам по качеству, по программированию, поэтому мы приняли решение закрыть нашу радиостанцию "Столица" и ретранслировать на этой частоте работающее в том же формате "Радио – 7 На Семи Холмах". Этот шаг себя оправдал. Аудитория увеличилась, и станция стала приносить стабильный доход. Сейчас в Барнауле всего одна местная радиостанция, поэтому не исключено, что со временем в радиогруппе будет рассматриваться проект станции с местным вещанием.


Софья Куликова, PR-­менеджер информационного агентства "Амител"

– С какого времени работает ваше информационное агентство?
– "Амител" официально зарегистрировано как средство массовой информации в 2000 году. Мы первыми из барнаульских информагентств начали работу в интернете.

– Кто, кроме "Амител", представляет рынок интернет-СМИ Барнаула?
– Молодежная интернет-­газета "Территория", информбюро "Аверс" и два информационных агентства – "Банкфакс" и алтайское отделение Агентства социальной информации.

– Как часто в городе появляются интернет-СМИ?
– Не часто. Это связано, прежде всего, с их финансированием. Если окупаемость of­line-­изданий в плане рекламы очевидна, то интернет пока не воспринимается как эффективный рекламный канал – за рекламу в Сети еще не готовы платить. Хотя ситуация уже меняется в лучшую сторону и, я думаю, эта тенденция сохранится. Как и рост числа интернет-­пользователей.

– Но все-таки говорить о конкуренции с печатными и электронными СМИ не приходится?
– Да. Это связано еще и с низким уровнем интернетизации. Особенно в краевом масштабе. Барнаульцы более мобильны, они чаще обращаются к интернет­-новостям, а в районах на одно село может приходиться один компьютер и там люди, естественно, пользуются другими источниками информации.

– Барнаульские интернет-­СМИ независимы от властей?
– В общем-то, да, органы власти не являются их учредителями. Хотя финансовая независимость в тех условиях, о которых я сказала, проблематична. Например, "Амител" финансово связан с властью в том плане, что по договору с краевой администрацией ведет и полностью информационно поддерживает ее сайт.

– Какие новости наиболее востребованы в Алтайском крае?
– В первую очередь, политические. Это связано с нынешним конфликтом законодательной и исполнительной властей, когда председатель Совета народных депутатов пытается добиться отставки губернатора.

– А политические передряги не сказываются на жизни СМИ? Почему, например, из 11 зарегистрированных в крае информагентств работают только три?
– Проблемы не в политике, а в экономике. В последнее время никаких ярких скандалов, связанных со средствами массовой информации на почве политики не случалось. В период недавних выборов администрация пыталась использовать рычаги давления для публикации нужных ей материалов, но до кризиса это не довело.
Светлана САЛТАНОВА
Новости СМИ

08.07.2005

на печать


Комментарии

Виктория
06.06.2007 9:07 | сообщение #1
 

Срочно нужно узнать, какая телекомпания вещает на г. Славгород (Алтайский край)?
Мы РА и хотим разместить свою рекламу на телеканалах. С кем связаться по этому вопросу?
Мой e-mail:ok@reklama-online.ru для Виктории
СПАСИБО!!!

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

28.01.2025 - 03:41
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация