Статьи

Умники работодателям не нужны

Времена меняются, стремительно изменяется общество, рынки, модели жизни, предпочтения, мода и т.д. Еще совсем недавно залогом успешной карьеры считался высокий IQ (intelligence quotient) – формальный интеллект. Но оказалось, что высокий IQ – не панацея от неудач и не гарантия успеха. Ученые Гарвардского университета оценивают значимость IQ всего в 20%.

В последнее десятилетие фаворитом среди "слагаемых успеха" становится эмоциональный интеллект – EQ (emotion quotient). И если IQ характеризует наши способности к логическому мышлению, быстроту реакции, память, упорство в достижении цели, то EQ – способность управлять поведением, эмоциями и мотивами – собственными и чужими. Так вот они – те самые 80% успеха? Увы… Как нет универсального рецепта счастья, так нет и единой для всех формулы успеха.

Сегодня ни одна компания, какой бы процветающей она ни была, не может позволить себе "почивать на лаврах". Конкуренция - беспрерывная гонка без старта и финиша: вас толкают, вам наступают на пятки, но вы не можете ни на минуту остановиться или сойти с дистанции. Только вперед – промедление смерти подобно! Как выжить и выиграть в этой безумной гонке? Авторы книги "Бизнес в стиле фанк" Кьелл А. Нордстрем и Йонас Риддерстрале предлагают отказаться от конкуренции. "Успех определяется способностью быть другим", - утверждают они. А это значит, что компании как никогда заинтересованы в людях, способных нестандартно мыслить, находить новые пути и генерировать новые идеи – ведь именно из нетипичных, порой бредовых идей рождаются новые продукты и подходы к управлению. Если вы в повседневной суете забыли о существовании такого "архиважного и архинужного" качества, как креативность, стоит заглянуть на работные сайты. Просмотрев раздел "Требования к кандидатам", вы быстро поймете, что креативность, считавшаяся когда-то одной из компетенций дизайнеров, художников, журналистов и прочей творческой братии, становится одним из обязательных атрибутов успешного менеджера.

Универсальный солдат
Работодатели год от года становятся все капризнее. Вы окончили престижный вуз - хорошо! У вас солидный бэкграунд – отлично! А как у вас с… умением работать в команде, коммуникабельностью, гибкостью, лояльностью, упорством в достижении цели, выносливостью, самостоятельностью, обучаемостью? А, кстати, как у вас с креативностью?

Мы привыкли к тому, что креативность свойственна людям творческих профессий, но в бизнесе своя система ценностей, и в самом понятии "креативность" появляется элемент прагматизма. И если писателем, художником, композитором движет вдохновение, интуиция, эмоции, то "креатором" – четкое понимание того, что нужно создать, зачем и для кого. "Креативность – модное слово, которое постоянно "на слуху", поэтому спрашивать, а что, собственно говоря, собеседник под ним понимает, многие не решаются. От этого слово приобретает множество оттенков, - говорит Валерия Дворцевая, генеральный директор КА "ВИЗАВИ Консалт". - Достаточно простым и удобным объяснением представляется следующее: всех людей можно разделить на две группы, одна из которых состоит из хорошо воспроизводящих то, что придумано другими, а другая - из тех, кто сам придумывает что-то свое, не хочет (а иногда и просто не способен) двигаться по наезженной колее".

Жизнь заставляет работодателей искать или "культивировать" в своих сотрудниках те качества, которые помогут компании оставаться конкурентоспособной. А креативность "по умолчанию" подразумевает целый букет таких полезных качеств, как гибкость, самостоятельность, обучаемость, стремление всегда находить выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций, импровизационность и т.д. Люди креативные могут не занимать руководящих должностей, но, как ручейки подпитывают большую реку, так и их идеи, их предложения поддерживают потенциал компании.

Когда речь идет, о тех, кому "по штату положено" быть креативным или скажем, об инновационных менеджерах, распознать человека творческого в данном случае просто – достаточно оценить портфолио, реализованные проекты и т.д. А когда креативность - не столько требование, сколько пожелание? Чаще всего при приеме на работу оценка проводится не столько объективно, сколько субъективно.

"Мы не используем психологических тестов, - говорит Вера Елисеева, HR-директор компании Вимм-Билль-Данн. - Это, скорее, на уровне ощущений: если кандидат на интервью выдвигает какие-то неожиданные предложения, интересные идеи, т.е. мы видим, что человек креативный – это становится приятным и желательным дополнением". Рустам Барноходжаев, генеральный директор "ЭКА-Консалтинг", считает, что креативность человека можно оценить по его жизни, его успехам. Эффект от принятого креативного решения трудно измерить сразу – возможно, по прошествии времени. Однако в продажах, например, всегда можно определить, кто из менеджеров более креативен – личные объемы продаж это покажут.

Хорошенького понемножку


Как бы ни прославляли руководители креативность своих сотрудников, вряд ли кто-то захочет, чтобы его организация сплошь состояла из одних "революционеров". "Управлять современной компанией без креативности сегодня практически невозможно. Но это не означает, что надо отложить в сторону системность", - говорит Рустам Барноходжаев. Для каждой позиции – свой набор компетенций.

В маркетинге, рекламе, PR, дизайне, сфере IT креативность – одна из базовых компетенций. Очень важна креативность для сотрудников сервисных организаций, занятых созданием инновационных продуктов и услуг (например, консалтинговых компаний), и в продажах: процесс продаж связан с людьми, а люди всегда хотят чего-то необычного. По мнению Веры Елисеевой, сегодня инновации, а соответственно и креативность, пожалуй, единственный способ получить конкурентное преимущество в борьбе за покупателя.

Анатолий Купчин, генеральный директор "Агентства Контакт"
, считает, что креативность в бизнесе необходима, поскольку ее всегда меньше, чем системности. И если для налаженного бизнеса это не самый важный фактор, то для развивающейся компании креативный подход имеет решающее значение: нужны люди, способные создавать новое, находить особые, нестандартные пути. Что касается управленческих позиций, все зависит от того, чем вы управляете: производством, продажами или, скажем, рекламой. Здесь определяющим становится сам процесс.

"По мере того как возрастает уровень позиции, возрастают и пожелания креативности: руководители получают зарплату за решения, которые они принимают, - говорит Рустам Барноходжаев. - Стандартные решения вряд ли смогут вывести компанию на передовые позиции и обойти конкурентов". Но, как отмечает Валерия Дворцевая, руководитель может вполне успешно существовать, и не будучи креативным, поскольку в работе любого руководителя важны административные функции. Более того, очень высокая креативность может вредить. Вера Елисеева не видит прямой зависимости между креативностью и успешностью руководителя: "Бывают авторитарные лидеры, за которыми, тем не менее, люди идут. Есть лидеры-позитивисты, инноваторы, они ведут за собой увлекая, зажигая – такие, безусловно, креативны".

Креативность может быть не столько вредна, сколько "неполезна" на производстве, где приходится строго соблюдать технологию, на некоторых финансовых позициях – там, где необходимыми требованиями являются дисциплина, внимательность, четкость, неукоснительное выполнение определенных процедур (например, в службе внутреннего контроля или аудита). "Как писал Станислав Ежи Лец, "когда вагоновожатый ищет новые пути, трамвай сходит с рельсов". Когда деятельность задана внешними формальными рамками, креативность излишня, - считает Валерия Дворцевая. - Это может относиться и к службе безопасности, и к юристам на предприятии (не адвокатам). Кстати, финансисту креативность нужна, поэтому некреативные главные бухгалтеры не могут стать хорошими финансовыми директорами".

Беспокойное хозяйство


Человек может работать творчески там, где ему хорошо. В какой корпоративной культуре лучше себя чувствуют творческие люди? Вероятно там, где меньше регламентации и больше свободы, где их идеи оценят и поддержат. "Корпоративная культура есть всегда, и нельзя сказать, плоха она или хороша, - говорит Вера Елисеева. - Плохо тем, кто в нее не вписывается. А если люди находят свою нишу, если компания, понимая, что они "другие", дает им жить так, как им комфортно, и использует их при этом достаточно эффективно, они могут нормально существовать и в условиях жесткой корпоративной культуры".

Креативный сотрудник – не значит сложный. И все же существуют определенные подходы к управлению такими людьми. Речь идет, прежде всего, о мотивации. И карьера, и деньги для людей творческих важны не меньше, чем для остального человечества. Но не менее, а иногда и более важно другое: содержание работы, интеллектуальное развитие, самореализация, возможность проявить себя, работать самостоятельно, свободно обмениваться идеями, признание успехов и т.д.

О чем стоит помнить руководителю?


  • Работа должна быть организована так, чтобы знания и навыки сотрудников были задействованы максимально, а поставленные задачи по сложности были бы адекватны их возможностям, способностям и запросам.
  • Креативные сотрудники охотно учатся, с готовностью участвуют в конференциях, тренингах и семинарах – везде, где можно узнать что-то новое. Дайте им возможность не только учиться и получать информацию, но и делиться знаниями.
  • Чрезмерная опека и отсутствие необходимых полномочий сдерживают креативность. В то же время нельзя забывать о том, что существуют сроки и целевая аудитория. Право на риск должно существовать, но в определенных пределах.
  • Деньги как стимулятор креативности надо использовать осторожно: если люди привыкнут, что каждое дельное предложение или свежая мысль оплачиваются, они перестанут делиться идеями.
  • Людям творческим особенно важна оценка их труда. Но идеи мало оценить, их надо сделать достоянием гласности. Чего допускать ни в коем случае нельзя, так это соревнования. "Двум креативным людям тяжело ужиться в команде, если они будут "креативить" в одном направлении. Если направить их креативность в параллельные русла или на разные направления, тогда можно получить ошеломляющий эффект, - говорит Рустам Барноходжаев. - Главное, чтобы их достижения не пересекались в оценке, иначе одна из сторон останется уязвленной".

Быть креативным сегодня модно. Но мода проходит, а умение подходить к делу творчески остается. В конце концов, работать так способен любой человек с нормальным интеллектом, любящий свое дело, обладающий необходимыми знаниями и умеющий преодолевать рутину. Создайте своим сотрудникам подходящие условия: чуть больше доверия, самостоятельности, заметить, поддержать, поощрить – и люди станут щедрыми на идеи!

ЛАРИСА САМОХИНА
"Элитный Персонал"

06.06.2005

на печать


Комментарии

Натали
07.06.2005 7:02 | сообщение #1
 

Похоже "креативность" в плане подбора персонала скоро (или уже?) постигнет та же участь что и "коммуникабельность": никто толком не представляет себе, что это такое, но главное "чтобы было" :) Из резюме в резюме будет кочевать, вызывая тоску у HR.

Роман Масленников
09.06.2005 10:14 | сообщение #2
 

2 Натали -

"Креативность-креативность"... По-русски надо говорить! Например, "способность к творчеству".

То же самое и с "коммуникабельностью", а на самом деле, с "общительностью".

Пустые и не родные слова, потому они и затаскиваются по чем зря.

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

28.01.2025 - 03:30
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация