Индекс ПрофиСинема в марте 2020 года: хроника катастрофы
В марте эпидемия коронавируса внесла свои коррективы в кинобизнес и, соответственно, в Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии, который впервые за одиннадцать лет наблюдений достиг исторического минимума. Начиная с апреля, поскольку кинотеатры закрыты, опросы по Индексу ПрофиСинема будут приостановлены на неопределенный срок.
Значение индекса марта в дистрибьюции — 3,14 (прогноз на март — 6,35)
Значение индекса марта в кинопоказе — 3,09 (прогноз на март — 7,58)
Март прошел под знаком лавинообразного схлопывания кинопоказа. Четвертого марта стало известно, что мировая премьера 25 фильма бондианы, запланированная на 31 марта в Лондоне, перенесена на ноябрь. Новый фильм о Джеймсе Бонде «Не время умирать» стал первой голливудской рейтинговой картиной, начало проката которой было отложено из-за вспышки коронавируса. https://www.proficinema.ru/news/detail.php?ID=296854&sphrase_id=421764
Затем сообщения об отменах и переносах крупных релизов стали приходить каждый день. https://www.proficinema.ru/news/detail.php?ID=297361&sphrase_id=421769
В России к непростой ситуации, связанной с пандемией, прибавился еще экономический фактор - резкое падение цен на нефть, обрушившее рубль почти на треть.
Еще до объявления о закрытии кинотеатров https://www.proficinema.ru/news/detail.php?ID=298254 кассовые сборы в России весь март стремительно снижались от уикенда к уикенду. Результаты 10 уикенда (с 5 по 8 марта) стали худшими за последние три года. Тогда же стартовал «Бладшот» от SPPR, последний релиз марта, названный кинопоказчиками в числе перспективных с точки зрения сборов.
Неделей позже (уикенд с 12 по 15 марта) сборы упали сразу на 38%. Основной причиной кинопоказчики называли слабый репертуар, коронавирус еще воспринимался основной массой россиян, как нечто далекое и мало влияющее на их жизнь.
На уикенде с 19 по 22 марта первая (пока информационная) волна пандемии вместе с отсутствием крупных релизов приводит к падению кассы ТОП-10 еще на 58% к предыдущему показателю. По количеству проданных билетов установлен антирекорд за последние 12 лет, а по бокс-офису в рублях - более чем за 10, отбросив прокат на уровень 2010 года, когда курс российской валюты к доллару и евро был почти в два с половиной раза ниже. Еще в середине марта, до появления рекомендаций Минкульта https://www.proficinema.ru/news/detail.php?ID=298171 и введения ограничений властями на количество человек в зале, https://www.proficinema.ru/news/detail.php?ID=297641 многие кинопоказчики указывали на нерентабельность продолжения работы в сложившейся ситуации и прорабатывали схемы минимизации убытков при вынужденном простое. https://www.proficinema.ru/news/detail.php?ID=297361
24 марта правительство поручило региональным властям приостановить деятельность кинотеатров. https://www.proficinema.ru/news/detail.php?ID=298254 30 марта объявлено в большинстве регионов России первым днем жесткой самоизоляции, подавляющее число отечественных кинотеатров закрылось на неопределенный срок.
Уикенд с 26 по 29 марта стал последним, когда кинопоказ продолжался в небольшой части залов. Результат последнего мартовского уикенда предсказуемо оказался худшим за всю современную историю кинопоказа в России. Естественно, такое положение дел отразилось на оценках и кинопоказчиков, и дистрибьюторов, снизивших цифры за март относительно прогноза более чем в два раза.
Прогнозный индекс марта в дистрибьюции — 1,62
Прогнозный индекс февраля в кинопоказе — 1,27
Ближайшая перспектива также не сулит ничего хорошего для киноотрасли. Эксперты уверены, что далеко не все кинотеатры смогут открыться после того, как с эпидемией удастся справиться. Численные прогнозы делать еще очень рано, неясно, как долго продлятся ограничения и какую поддержку смогут оказать местные, региональные и федеральные власти. Общие потери рынка можно будет посчитать только по итогам второго квартала, когда, надеемся, пик пандемии уже пройдет.
Однако, когда кинотеатры начнут открываться, они столкнутся с несколькими очень серьезными проблемами одновременно, как со стороны предложения, так и со стороны спроса.
Во-первых, дефицит контента: все голливудские блокбастеры перенесены на осень.
Во-вторых, падение доходов, неизбежное в текущей экономической ситуации, дополненное падением рубля, приведет к дальнейшему снижению покупательской активности аудитории.
В-третьих, в период самоизоляции аудитория кинотеатров вынужденно мигрировала в онлайн. https://www.proficinema.ru/news/detail.php?ID=297698 И самые смелые продюсеры решили сыграть на опережение. Фантастический триллер «Спутник» выйдет 23 апреля сразу на нескольких онлайн-площадках.
Некоторые эксперты оптимистично утверждают, что после отмены ограничений зрители, соскучившиеся по офлайн-общению, наполнят кинотеатры. Однако опыт Китая, раньше всех оправившегося от эпидемии коронавируса, этого оптимизма не подтверждает. Уже после отмены ограничений многие кинотеатры в КНР были вынуждены вновь закрыться по причине отсутствия спроса и крайне низкой заполняемости залов. https://www.proficinema.ru/news/detail.php?ID=297976
Скорее всего, нечто подобное будет ждать и российский кинопоказ, и спрос будет восстанавливаться крайне медленно.
Следом за сокращением количества кинотеатров с рынка могут уйти небольшие дистрибьюторы. Вероятнее всего, отрасль будет лихорадить минимум до конца текущего года, а рельеф кинопоказа и дистрибьюции в России изменится существенно.
Значение индекса марта в кинопроизводстве — 3,67
Значение индекса февраля в кинопроизводстве — 5,39
Ситуация с пандемией крайне негативно повлияла и на оценки продюсеров.
Во-первых, российские релизы, начиная со второй половины марта и до конца мая, перенесены на неопределенный срок.
Во-вторых, вероятно, все запущенные проекты приостановят.
В-третьих, не понятно, что с финансированием. И Минкульт, и Фонд кино отодвинули сроки. https://www.proficinema.ru/news/detail.php?ID=297850&sphrase_id=421777 Система онлайн-подач пока не отлажена. https://www.proficinema.ru/news/detail.php?ID=298567&sphrase_id=421774 И вообще не понятно, как собирать справки для подачи проекта в ситуации всеобщего карантина.
Это означает перенос начала финансирования проектов на неопределенный срок. Фильмы, запуски которых планировались на лето, будут отложены, в лучшем случае на осень, а в худшем - на год или даже более.
Пока глубина коронавирусного падения, усиленного снижением нефтяных котировок, не ясна, но, очевидно, возможности получения частного финансирования также значительно сократятся в среднесрочной перспективе.
Все эти факторы вынудили экспертов кинопродюсеров снизить как оценки текущей ситуации, так и прогноз на ближайшую перспективу.
Прогнозный индекс марта на 1-3 месяца в кинопроизводстве — 2,67
Прогнозный индекс февраля на 1-3 месяца в кинопроизводстве — 5,43
Сфера деятельности |
Индекс |
Февраль прогноз на |
Индекс марта |
Март |
Кинопроизводство |
5,39 |
5,43 |
3,67 |
2,67 |
Дистрибьюция |
6,85 |
6,35 |
3,14 |
1,62 |
Кинопоказ |
8,04 |
7,58 |
3,09 |
1,27 |
Индекс ПрофиСинема (предпринимательских настроений в киноиндустрии) |
6,76 |
6,46 |
3,30 |
1,85 |
Индекс ПрофиСинема в марте — 3,30
Индекс ПрофиСинема в феврале — 6,76
Индекс ПрофиСинема (Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии), отражающий оценку во всех областях киноиндустрии, в марте 2020 года пробил минимумы за всю историю наблюдений и составляет 3,3 («Очень плохо») по десятибалльной шкале. Эксперты по всем направлениям оценили месяц в 2 раза ниже, чем прогнозировали, так как со второй половины марта работа кинокомпаний практически прекратилась и кинотеатры начали закрываться.
Прогнозный индекс марта на 1-3 месяца — 1,85
Прогнозный индекс февраля на 1-3 месяца — 6,46
Прогнозное значение на апрель 2020 года у экспертов по всем направлениям также самое низкое за всю историю наблюдений. Не менее половины экспертов либо совсем не решились дать прогноз, либо оценили апрель самым низким значением - «Хуже быть не может».
06.04.2020
Еще статьи по теме
- Взгляд на самые актуальные тренды рекламы Российского рынка 2024 (1) - 16.07.2024
- Шесть маркетинговых тенденций, за которыми стоит следить в 2024 году - 27.02.2024
- Тренды в мобильном маркетинге-2024 - 31.01.2024
- Тренды цифрового маркетинга в 2024 - 27.12.2023
- 5 трендов в промышленном дизайне 2023-2024 - 27.12.2023
- Рекламщики рассказали, как изменится индустрия в 2024 году - 22.12.2023
- Развитие рынка ивент-индустрии в 2023 году: тенденции и что ждать - 01.03.2023
- Future 5. Пять потребительских трендов на 2023 год - 24.01.2023
- 15 PR-трендов 2023 года – прогнозы для маркетинга и связей с общественностью - 24.12.2022
- 10 маркетинговых трендов, которые помогут завоевать аудиторию в 2023 году - 09.12.2022
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий