Огорчили "Веселого молочника"
Ни раскрученные брэнды, ни федеральный масштаб компании не могут гарантировать сохранения позиций на рынке. Вот уже почти два месяца молочная продукция компании "Вимм-Билль-Данн" (ВБД) присутствует в крайне ограниченном ассортименте в магазинах "Сибириады" - одной из крупнейших торговых сетей Новосибирска - и может исчезнуть из них вовсе. Освободившуюся нишу быстро сумела занять томская компания "Том-Мас".
Группа компаний "Том-Мас" создана в ноябре 2000 года. В ее структуру входят молокоперерабатывающие заводы ЗАО "Том-Мас", ОАО "Томскмолоко", ОАО "Маслокомбинат Чановский" и ряд молокосборочных предприятий. "Том-Мас" - крупнейший оператор молочного рынка Томска. Его основные брэнды: "4 кружки", "Живинка", "Сладушка" и молоко "Стойкое". Объемы реализации по итогам 2004 года составили 37,6 тыс. тонн, региональные продажи - 12 тыс. тонн. По оценке региональных экспертов, "Том-Мас" контролирует более 60% томского рынка молочных продуктов.
Согласно исследованиям компании ACNielsen, в декабре 2004-го - январе 2005 годов продукция компании "Вимм-Билль-Данн" занимала порядка 24% новосибирского молочного рынка. Доли рынка остальных крупных игроков составляли: ОАО "Альбумин" - порядка 16%, ОАО "Завод молочный "Новосибирский" (ЗМН) - около 12%. После остановки "Альбумина" его доля, по оценкам участников рынка, была поделена примерно поровну между ЗМН и ВБД.
Как рассказал "КС" коммерческий директор "Сибириады" Владимир Грачев, основными претензиями сети к ВБД были не качество продукта, а нестабильность поставок и отсутствие порядка в документообороте. "У нас не было уверенности, что нам привезут товар в нужном объеме, в нужные сроки и нужного ассортимента, - говорит Грачев. - Обычно, если такие проблемы возникают с другими поставщиками, мы их решаем оперативно, здесь сделать что-то не получилось до сих пор".
В конце апреля ситуация обострилась - часть магазинов сети начала испытывать дефицит молочной продукции. Поставки другого крупного игрока новосибирского рынка - Завода молочный "Новосибирский" (входит в группу "Юнимилк") - продолжались в прежнем объеме, однако они не могли компенсировать отсутствия продукции ВБД. "Для ритейла это самая страшная ситуация, - говорит Грачев, - потому что потребители в праздники потратили у нас меньше денег, а могли и вообще уйти - был риск потерять их лояльность. Подтверждения, что эта ситуация не повторится, ВБД нам не смог дать, поэтому мы решились на жесткие меры".
В результате "Сибириада" перестала торговать всей скоропортящейся молочной продукцией ВБД, оставив только ряд брэндов из среднеценового и дорогого сегментов (Bio-Max, 2Bio). А чтобы закрыть возникшую брешь в ассортименте, "Сибириада" искала альтернативных поставщиков. Часть аналогичной ВБД продукции смогло предложить ЗАО "Ирмень", часть - молокозавод "Утянский". Однако практически полную линейку, аналогичную выпавшим продуктам ВБД, ритейлеры смогли получить только в томской компании "Том-Мас". Сейчас на полках магазинов "Сибириады" представлены и молоко, и кисломолочные продукты томичей.
"Сначала был некоторый страх - ведь мы убрали из ассортимента самые раскрученные молочные брэнды, - говорит Грачев. - Тем более что сразу после прекращения поставок ВБД мы фиксировали падение объемов продаж молочной продукции. Но ситуация с "Альбумином", когда уход крупного игрока (в апреле) не сильно отразился на рынке - его доля была достаточно быстро перераспределена между другими компаниями, - дала уверенность в правильности таких жестких мер". Сегодня покупатели "Сибириады" привыкли к изменениям ассортимента, и, по словам Грачева, объемы реализации молока сравнялись с показателями аналогичного периода прошлого года. "В апреле доля ВБД составляла в нашей сети 25% (в среднем это 25 тонн "скоропорта" в неделю), сейчас практически весь этот объем (до 20%) перешел к "Том-Масу". Остальные 5% перераспределились между другими поставщиками".
Директор по маркетингу ОАО "Сибирское молоко" (на этом предприятии ВБД выпускает большую часть реализуемой в регионе продукции) Наталья Петушкова излагает иную версию событий. Корреспонденту "КС" она заявила буквально следующее: "К сожалению, бывают случаи, когда наши крупные клиенты не выполняют свои обязательства по оплатам за полученную продукцию, но мы всегда с пониманием относимся к таким задолженностям и совместно ищем пути разрешения проблем. Что касается "Сибириады", то на сегодняшний день у нас действительно есть определенные разногласия в условиях работы, которые в ближайшее время должны разрешиться".
Но проблемы с поставками продукции "Сибирского молока" отмечают и в других розничных сетях Новосибирска. Как нестабильную оценивает ситуацию с поставками скоропортящейся продукции ВБД руководитель отдела поставок сети "Быстроном" Вероника Зеленцова. "Особенно большие претензии у нас к тому, как эта компания работает с дорогим сегментом (марки "Иммунель" и т. д.), - говорит Зеленцова. - ВБД постоянно запускает новые линейки, ему пока не хватает оборотов, хотя, на мой взгляд, времени прошло достаточно много и вопросы логистики можно было бы и уладить". Тем не менее выводить продукцию этой компании из своего ассортимента "Быстроном" не собирается.
"Мы уже раз выводили эту компанию из списка своих поставщиков - это было полгода назад, - говорит категорийный менеджер "Гиганта" Яна Каратушина. - Но два месяца назад ввели ее обратно. В "Сибирском молоке" пообещали решить все проблемы с поставками. Тем не менее до сих пор эти проблемы не решены. Сказать, что мы будем делать дальше, пока сложно. Потому что если "долгосрочным молоком" можно не торговать, то скоропортящаяся продукция - важная позиция, "Сибирское молоко" - сильный игрок, так просто от него мы не можем отказаться".
Тем не менее пока сотрудники ВБД "решают вопросы", компания "Том-Мас", чья продукция до этого была практически неизвестна на новосибирском рынке, смогла за последний месяц превысить свои плановые показатели по продажам в полтора раза. Как сообщил "КС" директор ООО "Том-Мас Новосибирск" Игорь Орлов, объем реализации продукции "Том-Мас" вырос с 1,5 млн руб. в феврале до 7 млн руб. в апреле, занимая сейчас около 3-5% рынка. В планах компании - довести объемы реализации в Новосибирске до 10 млн (что примерно соответствует 400 тонн продукции) в месяц в Новосибирске - это от 10% до 30% всех продаж "Сибирского молока" в зависимости от времени года. Другими словами, с уходом из "Сибириады" доля ВБД на новосибирском рынке компании должна была снизиться на 3-5%.
По мнению Вероники Зеленцовой, "Том-Мас" смог воспользоваться шансом, который на столь конкурентном рынке, как молочный, выпадает нечасто. Мало того, что у ВБД возникли проблемы с "Сибириадой", так еще и "Альбумин" (одно из трех крупных молокоперерабатывающих предприятий Новосибирска) прекратил свою работу. В результате на рынке возникла пустота, которую сумела занять пусть не самая крупная, но зато более мобильная компания.
Согласно исследованиям компании ACNielsen, в декабре 2004-го - январе 2005 годов продукция компании "Вимм-Билль-Данн" занимала порядка 24% новосибирского молочного рынка. Доли рынка остальных крупных игроков составляли: ОАО "Альбумин" - порядка 16%, ОАО "Завод молочный "Новосибирский" (ЗМН) - около 12%. После остановки "Альбумина" его доля, по оценкам участников рынка, была поделена примерно поровну между ЗМН и ВБД.
Как рассказал "КС" коммерческий директор "Сибириады" Владимир Грачев, основными претензиями сети к ВБД были не качество продукта, а нестабильность поставок и отсутствие порядка в документообороте. "У нас не было уверенности, что нам привезут товар в нужном объеме, в нужные сроки и нужного ассортимента, - говорит Грачев. - Обычно, если такие проблемы возникают с другими поставщиками, мы их решаем оперативно, здесь сделать что-то не получилось до сих пор".
В конце апреля ситуация обострилась - часть магазинов сети начала испытывать дефицит молочной продукции. Поставки другого крупного игрока новосибирского рынка - Завода молочный "Новосибирский" (входит в группу "Юнимилк") - продолжались в прежнем объеме, однако они не могли компенсировать отсутствия продукции ВБД. "Для ритейла это самая страшная ситуация, - говорит Грачев, - потому что потребители в праздники потратили у нас меньше денег, а могли и вообще уйти - был риск потерять их лояльность. Подтверждения, что эта ситуация не повторится, ВБД нам не смог дать, поэтому мы решились на жесткие меры".
В результате "Сибириада" перестала торговать всей скоропортящейся молочной продукцией ВБД, оставив только ряд брэндов из среднеценового и дорогого сегментов (Bio-Max, 2Bio). А чтобы закрыть возникшую брешь в ассортименте, "Сибириада" искала альтернативных поставщиков. Часть аналогичной ВБД продукции смогло предложить ЗАО "Ирмень", часть - молокозавод "Утянский". Однако практически полную линейку, аналогичную выпавшим продуктам ВБД, ритейлеры смогли получить только в томской компании "Том-Мас". Сейчас на полках магазинов "Сибириады" представлены и молоко, и кисломолочные продукты томичей.
"Сначала был некоторый страх - ведь мы убрали из ассортимента самые раскрученные молочные брэнды, - говорит Грачев. - Тем более что сразу после прекращения поставок ВБД мы фиксировали падение объемов продаж молочной продукции. Но ситуация с "Альбумином", когда уход крупного игрока (в апреле) не сильно отразился на рынке - его доля была достаточно быстро перераспределена между другими компаниями, - дала уверенность в правильности таких жестких мер". Сегодня покупатели "Сибириады" привыкли к изменениям ассортимента, и, по словам Грачева, объемы реализации молока сравнялись с показателями аналогичного периода прошлого года. "В апреле доля ВБД составляла в нашей сети 25% (в среднем это 25 тонн "скоропорта" в неделю), сейчас практически весь этот объем (до 20%) перешел к "Том-Масу". Остальные 5% перераспределились между другими поставщиками".
Директор по маркетингу ОАО "Сибирское молоко" (на этом предприятии ВБД выпускает большую часть реализуемой в регионе продукции) Наталья Петушкова излагает иную версию событий. Корреспонденту "КС" она заявила буквально следующее: "К сожалению, бывают случаи, когда наши крупные клиенты не выполняют свои обязательства по оплатам за полученную продукцию, но мы всегда с пониманием относимся к таким задолженностям и совместно ищем пути разрешения проблем. Что касается "Сибириады", то на сегодняшний день у нас действительно есть определенные разногласия в условиях работы, которые в ближайшее время должны разрешиться".
Но проблемы с поставками продукции "Сибирского молока" отмечают и в других розничных сетях Новосибирска. Как нестабильную оценивает ситуацию с поставками скоропортящейся продукции ВБД руководитель отдела поставок сети "Быстроном" Вероника Зеленцова. "Особенно большие претензии у нас к тому, как эта компания работает с дорогим сегментом (марки "Иммунель" и т. д.), - говорит Зеленцова. - ВБД постоянно запускает новые линейки, ему пока не хватает оборотов, хотя, на мой взгляд, времени прошло достаточно много и вопросы логистики можно было бы и уладить". Тем не менее выводить продукцию этой компании из своего ассортимента "Быстроном" не собирается.
"Мы уже раз выводили эту компанию из списка своих поставщиков - это было полгода назад, - говорит категорийный менеджер "Гиганта" Яна Каратушина. - Но два месяца назад ввели ее обратно. В "Сибирском молоке" пообещали решить все проблемы с поставками. Тем не менее до сих пор эти проблемы не решены. Сказать, что мы будем делать дальше, пока сложно. Потому что если "долгосрочным молоком" можно не торговать, то скоропортящаяся продукция - важная позиция, "Сибирское молоко" - сильный игрок, так просто от него мы не можем отказаться".
Тем не менее пока сотрудники ВБД "решают вопросы", компания "Том-Мас", чья продукция до этого была практически неизвестна на новосибирском рынке, смогла за последний месяц превысить свои плановые показатели по продажам в полтора раза. Как сообщил "КС" директор ООО "Том-Мас Новосибирск" Игорь Орлов, объем реализации продукции "Том-Мас" вырос с 1,5 млн руб. в феврале до 7 млн руб. в апреле, занимая сейчас около 3-5% рынка. В планах компании - довести объемы реализации в Новосибирске до 10 млн (что примерно соответствует 400 тонн продукции) в месяц в Новосибирске - это от 10% до 30% всех продаж "Сибирского молока" в зависимости от времени года. Другими словами, с уходом из "Сибириады" доля ВБД на новосибирском рынке компании должна была снизиться на 3-5%.
По мнению Вероники Зеленцовой, "Том-Мас" смог воспользоваться шансом, который на столь конкурентном рынке, как молочный, выпадает нечасто. Мало того, что у ВБД возникли проблемы с "Сибириадой", так еще и "Альбумин" (одно из трех крупных молокоперерабатывающих предприятий Новосибирска) прекратил свою работу. В результате на рынке возникла пустота, которую сумела занять пусть не самая крупная, но зато более мобильная компания.
"Шоколадка" против "Красной Сибири"
Сложности во взаимоотношениях с торговыми сетями лидера новосибирского кондитерского рынка - "Шоколадной фабрики "Новосибирская" - позволили существенно расширить свое присутствие на рынке ее местному конкуренту - фабрике "Красная Сибирь" (бывший "Кондитер"). Почти на два месяца крупнейшие торговые сети города "Сибириада" и "Холидей Классик" фактически вывели продукцию "Шоколадки" из ассортимента (на полках оставалось всего два-три наименования). По отзывам ритейлеров, этот шаг не привел к падению продаж кондитерских изделий в целом. Причем возникшая пустота была заполнена в немалой степени продукцией "Красной Сибири", которая как раз вышла на рынок с новыми марками конфет. Сейчас продукция "Шоколадки" вернулась в эти торговые сети.
"Холидей Классик" помог взойти "Карачинской звезде"
Лидер новосибирского рынка минеральной воды - ООО "Карачинский источник" - вот уже почти полгода отсутствует на полках сети "Холидей Классик". В компании эту ситуацию объясняют требованиями ритейлеров заплатить "входной" взнос за введение в ассортимент. Требование такого рода платежей является распространенной практикой (особенно в сетях с минимальной наценкой, как "Холидей"). Производителей минералки не спасло даже то, что их продукция является одной из самых продаваемых в своей категории.
По информации "КС", руководство "Карачинского источника" (КИ) "пошло на принцип", решив, что в родном городе платить за присутствие на полке магазина не пристало. Этой ситуацией не преминул воспользоваться конкурент КИ - ООО "Карачинская звезда", которое до недавнего времени выпускала минеральную воду под аналогичной маркой. КИ долго боролся за то, чтобы соперник перестал пользоваться раскрученной маркой "Карачинская", и в марте этого года суд вынес решение, предписывающее "Карачинской звезде" изменить название и этикетку. Ответчик выполнил предписание суда - сегодня производимая им минеральная вода продается под названием "Чистозерье". Однако на продажи это влияет мало. Продукция "Карачинской звезды" продолжает оставаться в "Холидее" - одной из крупнейших в Новосибирске продуктовых сетей - по сути единственным наименованием в категории "местная минеральная вода". И изменение в названии в этой ситуации не является принципиальным.
По информации "КС", руководство "Карачинского источника" (КИ) "пошло на принцип", решив, что в родном городе платить за присутствие на полке магазина не пристало. Этой ситуацией не преминул воспользоваться конкурент КИ - ООО "Карачинская звезда", которое до недавнего времени выпускала минеральную воду под аналогичной маркой. КИ долго боролся за то, чтобы соперник перестал пользоваться раскрученной маркой "Карачинская", и в марте этого года суд вынес решение, предписывающее "Карачинской звезде" изменить название и этикетку. Ответчик выполнил предписание суда - сегодня производимая им минеральная вода продается под названием "Чистозерье". Однако на продажи это влияет мало. Продукция "Карачинской звезды" продолжает оставаться в "Холидее" - одной из крупнейших в Новосибирске продуктовых сетей - по сути единственным наименованием в категории "местная минеральная вода". И изменение в названии в этой ситуации не является принципиальным.
Михаил КИЧАНОВ,
Стас СОКОЛОВ
"Континент Сибирь"
02.06.2005
Комментарии
Написать комментарий