Статьи

Огорчили "Веселого молочника"

Ни раскрученные брэнды, ни федеральный масштаб компании не могут гарантировать сохранения позиций на рынке. Вот уже почти два месяца молочная продукция компании "Вимм-Билль-Данн" (ВБД) присутствует в крайне ограниченном ассортименте в магазинах "Сибириады" - одной из крупнейших торговых сетей Новосибирска - и может исчезнуть из них вовсе. Освободившуюся нишу быстро сумела занять томская компания "Том-Мас".
Группа компаний "Том-Мас" создана в ноябре 2000 года. В ее структуру входят молокоперерабатывающие заводы ЗАО "Том-Мас", ОАО "Томскмолоко", ОАО "Маслокомбинат Чановский" и ряд молокосборочных предприятий. "Том-Мас" - крупнейший оператор молочного рынка Томска. Его основные брэнды: "4 кружки", "Живинка", "Сладушка" и молоко "Стойкое". Объемы реализации по итогам 2004 года составили 37,6 тыс. тонн, региональные продажи - 12 тыс. тонн. По оценке региональных экспертов, "Том-Мас" контролирует более 60% томского рынка молочных продуктов.

Согласно исследованиям компании ACNielsen, в декабре 2004-го - январе 2005 годов продукция компании "Вимм-Билль-Данн" занимала порядка 24% новосибирского молочного рынка. Доли рынка остальных крупных игроков составляли: ОАО "Альбумин" - порядка 16%, ОАО "Завод молочный "Новосибирский" (ЗМН) - около 12%. После остановки "Альбумина" его доля, по оценкам участников рынка, была поделена примерно поровну между ЗМН и ВБД.

Как рассказал "КС" коммерческий директор "Сибириады" Владимир Грачев, основными претензиями сети к ВБД были не качество продукта, а нестабильность поставок и отсутствие порядка в документообороте. "У нас не было уверенности, что нам привезут товар в нужном объеме, в нужные сроки и нужного ассортимента, - говорит Грачев. - Обычно, если такие проблемы возникают с другими поставщиками, мы их решаем оперативно, здесь сделать что-то не получилось до сих пор".

В конце апреля ситуация обострилась - часть магазинов сети начала испытывать дефицит молочной продукции. Поставки другого крупного игрока новосибирского рынка - Завода молочный "Новосибирский" (входит в группу "Юнимилк") - продолжались в прежнем объеме, однако они не могли компенсировать отсутствия продукции ВБД. "Для ритейла это самая страшная ситуация, - говорит Грачев, - потому что потребители в праздники потратили у нас меньше денег, а могли и вообще уйти - был риск потерять их лояльность. Подтверждения, что эта ситуация не повторится, ВБД нам не смог дать, поэтому мы решились на жесткие меры".

В результате "Сибириада" перестала торговать всей скоропортящейся молочной продукцией ВБД, оставив только ряд брэндов из среднеценового и дорогого сегментов (Bio-Max, 2Bio). А чтобы закрыть возникшую брешь в ассортименте, "Сибириада" искала альтернативных поставщиков. Часть аналогичной ВБД продукции смогло предложить ЗАО "Ирмень", часть - молокозавод "Утянский". Однако практически полную линейку, аналогичную выпавшим продуктам ВБД, ритейлеры смогли получить только в томской компании "Том-Мас". Сейчас на полках магазинов "Сибириады" представлены и молоко, и кисломолочные продукты томичей.

"Сначала был некоторый страх - ведь мы убрали из ассортимента самые раскрученные молочные брэнды, - говорит Грачев. - Тем более что сразу после прекращения поставок ВБД мы фиксировали падение объемов продаж молочной продукции. Но ситуация с "Альбумином", когда уход крупного игрока (в апреле) не сильно отразился на рынке - его доля была достаточно быстро перераспределена между другими компаниями, - дала уверенность в правильности таких жестких мер". Сегодня покупатели "Сибириады" привыкли к изменениям ассортимента, и, по словам Грачева, объемы реализации молока сравнялись с показателями аналогичного периода прошлого года. "В апреле доля ВБД составляла в нашей сети 25% (в среднем это 25 тонн "скоропорта" в неделю), сейчас практически весь этот объем (до 20%) перешел к "Том-Масу". Остальные 5% перераспределились между другими поставщиками".

Директор по маркетингу ОАО "Сибирское молоко" (на этом предприятии ВБД выпускает большую часть реализуемой в регионе продукции) Наталья Петушкова излагает иную версию событий. Корреспонденту "КС" она заявила буквально следующее: "К сожалению, бывают случаи, когда наши крупные клиенты не выполняют свои обязательства по оплатам за полученную продукцию, но мы всегда с пониманием относимся к таким задолженностям и совместно ищем пути разрешения проблем. Что касается "Сибириады", то на сегодняшний день у нас действительно есть определенные разногласия в условиях работы, которые в ближайшее время должны разрешиться".

Но проблемы с поставками продукции "Сибирского молока" отмечают и в других розничных сетях Новосибирска. Как нестабильную оценивает ситуацию с поставками скоропортящейся продукции ВБД руководитель отдела поставок сети "Быстроном" Вероника Зеленцова. "Особенно большие претензии у нас к тому, как эта компания работает с дорогим сегментом (марки "Иммунель" и т. д.), - говорит Зеленцова. - ВБД постоянно запускает новые линейки, ему пока не хватает оборотов, хотя, на мой взгляд, времени прошло достаточно много и вопросы логистики можно было бы и уладить". Тем не менее выводить продукцию этой компании из своего ассортимента "Быстроном" не собирается.

"Мы уже раз выводили эту компанию из списка своих поставщиков - это было полгода назад, - говорит категорийный менеджер "Гиганта" Яна Каратушина. - Но два месяца назад ввели ее обратно. В "Сибирском молоке" пообещали решить все проблемы с поставками. Тем не менее до сих пор эти проблемы не решены. Сказать, что мы будем делать дальше, пока сложно. Потому что если "долгосрочным молоком" можно не торговать, то скоропортящаяся продукция - важная позиция, "Сибирское молоко" - сильный игрок, так просто от него мы не можем отказаться".

Тем не менее пока сотрудники ВБД "решают вопросы", компания "Том-Мас", чья продукция до этого была практически неизвестна на новосибирском рынке, смогла за последний месяц превысить свои плановые показатели по продажам в полтора раза. Как сообщил "КС" директор ООО "Том-Мас Новосибирск" Игорь Орлов, объем реализации продукции "Том-Мас" вырос с 1,5 млн руб. в феврале до 7 млн руб. в апреле, занимая сейчас около 3-5% рынка. В планах компании - довести объемы реализации в Новосибирске до 10 млн (что примерно соответствует 400 тонн продукции) в месяц в Новосибирске - это от 10% до 30% всех продаж "Сибирского молока" в зависимости от времени года. Другими словами, с уходом из "Сибириады" доля ВБД на новосибирском рынке компании должна была снизиться на 3-5%.

По мнению Вероники Зеленцовой, "Том-Мас" смог воспользоваться шансом, который на столь конкурентном рынке, как молочный, выпадает нечасто. Мало того, что у ВБД возникли проблемы с "Сибириадой", так еще и "Альбумин" (одно из трех крупных молокоперерабатывающих предприятий Новосибирска) прекратил свою работу. В результате на рынке возникла пустота, которую сумела занять пусть не самая крупная, но зато более мобильная компания.

"Шоколадка" против "Красной Сибири"

Сложности во взаимоотношениях с торговыми сетями лидера новосибирского кондитерского рынка - "Шоколадной фабрики "Новосибирская" - позволили существенно расширить свое присутствие на рынке ее местному конкуренту - фабрике "Красная Сибирь" (бывший "Кондитер"). Почти на два месяца крупнейшие торговые сети города "Сибириада" и "Холидей Классик" фактически вывели продукцию "Шоколадки" из ассортимента (на полках оставалось всего два-три наименования). По отзывам ритейлеров, этот шаг не привел к падению продаж кондитерских изделий в целом. Причем возникшая пустота была заполнена в немалой степени продукцией "Красной Сибири", которая как раз вышла на рынок с новыми марками конфет. Сейчас продукция "Шоколадки" вернулась в эти торговые сети.

"Холидей Классик" помог взойти "Карачинской звезде"

Лидер новосибирского рынка минеральной воды - ООО "Карачинский источник" - вот уже почти полгода отсутствует на полках сети "Холидей Классик". В компании эту ситуацию объясняют требованиями ритейлеров заплатить "входной" взнос за введение в ассортимент. Требование такого рода платежей является распространенной практикой (особенно в сетях с минимальной наценкой, как "Холидей"). Производителей минералки не спасло даже то, что их продукция является одной из самых продаваемых в своей категории.

По информации "КС", руководство "Карачинского источника" (КИ) "пошло на принцип", решив, что в родном городе платить за присутствие на полке магазина не пристало. Этой ситуацией не преминул воспользоваться конкурент КИ - ООО "Карачинская звезда", которое до недавнего времени выпускала минеральную воду под аналогичной маркой. КИ долго боролся за то, чтобы соперник перестал пользоваться раскрученной маркой "Карачинская", и в марте этого года суд вынес решение, предписывающее "Карачинской звезде" изменить название и этикетку. Ответчик выполнил предписание суда - сегодня производимая им минеральная вода продается под названием "Чистозерье". Однако на продажи это влияет мало. Продукция "Карачинской звезды" продолжает оставаться в "Холидее" - одной из крупнейших в Новосибирске продуктовых сетей - по сути единственным наименованием в категории "местная минеральная вода". И изменение в названии в этой ситуации не является принципиальным.
Юлия ПОЛУНИНА,
Михаил КИЧАНОВ,
Стас СОКОЛОВ
"Континент Сибирь"

02.06.2005

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

28.01.2025 - 04:17
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация