Статьи

Шрифт как бизнес: сколько стоит сделать шрифт

Шрифт как бизнес: сколько стоит сделать шрифт

Производство шрифта — долгий и кропотливый труд, который оплачивается заказчиком или розничным покупателем. Сколько стоит эта работа и как рассчитывается цена шрифта?

Валерий Голыженков, партнёр в студии Letterhead

Есть два разных производства: с одной стороны, шрифт, который мы делаем просто потому, что мы его делаем, у нас просто тяга к шрифтоделанию. С другой — когда шрифт нам заказывают, и в этом случае у нас есть задача сделать его в определённый срок, есть запрос, которому мы должны соответствовать. В первом случае срок регламентируется только нашим желанием: сколько мы хотим на это потратить времени и сил, сколько мы готовы вложить труда до финального результата.

Когда делаешь шрифт для себя, решаешь какую-то творческую задачу, то очень сложно говорить о ней в категориях окупаемости, здесь трудно предсказать успех: публике может понравиться, а может оставить её равнодушной. Некоторые шрифты имеют долгую историю вхождения, когда публика их распробует только через несколько лет.

Другое дело, что существует, условно говоря, коммерческое шрифтостроение, где есть маркетинг, изучение рынка, изучение спроса, изучение трендов и ориентировка дизайнеров на то или иное направление. Например, очень удачно продаётся гельветика. Почему бы нам не обновить гельветику и не получить на этом интересе к шрифту такого типа свою долю внимания и денег? Поэтому возникают гельветика новая, гельветика суперобновлённая и любые шрифты, которые просто похожи на гельветику своим рисунком. Это коммерческий расчёт, там люди реально хотят получить денег, и они рассчитывают их получить.

Сейчас всё идёт к тому, что любой шрифт, выполненный на заказ, будет гораздо выгоднее шрифта, распространяемого по свободной лицензии. Шрифт, который делается на заказ, будет решать именно задачи заказчика, он знает, для чего он оплачивает работу. Здесь опасность только в том, что в ходе реализации может возникнуть непреодолимое недопонимание между теми, кто делает шрифт, и теми, кто заказывает.

Семейство шрифтов для русской версии журнала Сosmopolitan

Фирменный шрифт программы «Аэрофлот Бонус»

Шрифт Guardy для российского издания журнала Esquire

Илья Рудерман, type.today, CSTM Fonts

Это зависит от шрифта. Есть шрифты с историей — скажем, Arial, который появился больше тридцати лет назад, на заре компьютерной революции. То, что для конечного пользователя даже тогда, с первыми компьютерами, поставлялось как бесплатный шрифт, не было бесплатным для разработчиков — просто пользователи платили за шрифт, покупая другие продукты корпорации.

Точно сказать, сколько стоил Arial, конечно, нельзя, но можно поспекулировать и предположить, что над ним работал не один дизайнер, а целая команда. Скорее всего, команда была оснащена техническими специалистами. И даже подозревая, что дизайнеры делали шрифт не с нуля, а модифицировали уже известный, были потрачены тысячи компьютеро-часов.

Мы с Юрой Остроменцким, когда разрабатывали шрифт Kazimir, примерно посчитали, сколько времени было потрачено на одно семейство. Две тысячи совокупных компьютеро-часов — наших и программистов. Если разделить на 40-часовую рабочую неделю, получается год работы трёх высокооплачиваемых специалистов. В американских зарплатах это в районе 300 тысяч долларов. Думаю, что Arial — а там больше начертаний, он гораздо более вариативный — по разработке стоил под миллион. А может быть, и намного больше — просто вложения были размазаны по времени. Arial ведь не сразу возник такой, в него продолжали и продолжали инвестировать. Например, в начале 1990-х появился формат OpenType, в этот шрифт снова требовалось вложить деньги.

Доработка шрифта, появление новых языковых версий тоже стоит денег, и конечные затраты сильно зависят от самого языка. Type.today постепенно выходит на территорию грузинских и армянских алфавитов — и мы понимаем, что тратим на них больше времени, чем на кириллицу, например.

 

CSTM 02 Xprmntl поддерживает грузинскую письменность

Сергей Бобрышев, коммерческий директор Paratype

Когда вы задаёте такой вопрос, у меня сразу есть ответный: а какой это шрифт? Какой кодировки хотя бы, чтобы определиться со знаковым составом?

Корректнее здесь говорить не столько о шрифте, сколько о шрифтовом символе. Себестоимость символа — от 10 до 18 долларов. Это именно себестоимость, а не цена. В неё входят работа дизайнера, программиста, накладные расходы — у любой организации есть вспомогательные службы типа бухгалтерии, SMM и так далее.

Конечная величина зависит от сложности дизайна. Шрифтовые символы можно нарисовать «на коленке» за пятьдесят пять минут, грубо говоря, а можно годами их пестовать и каждый знак выверять. Естественно, себестоимость во втором случае будет выше.

Часть кодовой таблицы шрифта Circe Slab

Петер Билак, Typotheque

Бывают шрифты, на которые нужно потратить значительно больше времени — эти дополнительные трудозатраты в конечном счете отражаются на цене. Но у большинства шрифтов на Typotheque стандартная цена — 72 евро за базовую десктопную лицензию. В эту стоимость входит одно начертание в одной системе письменности (а лицензии, например, с латиницей и кириллицей, стоят 96 евро) с одним и тем же набором знаков.

Мы установили эти цены при основании магазина в 1999 году и держим их уже двадцать лет. Учитывая, насколько с тех пор подорожало все остальное, думаю, у нас вполне выгодное предложение.

Кодовая таблица одного начертания Parmigiano — этот шрифт Typotheque продается и на type.today.

Кристиан Шварц, Commercial Type

Не думаю, что мы когда-нибудь прекращали работать над шрифтом из-за того, что потратили слишком много времени на его производство. Ценность шрифта далеко не всегда измеряется объемом продаж — дизайнеры одежды тоже часто едва покрывают расходы на коллекции от кутюр, но они необходимы, чтобы продвигать ароматы и одежду для масс-маркета. А мы выпускаем семейства вроде Dala Prisma и Marian — вложения по времени или стоимости производства они отбивают нескоро, зато помогают понять, в чём суть Commercial Type. А уже это должно улучшить продажи других, более утилитарных шрифтов.

Кроме того такие шрифты как Dala Prisma и Marian сильно упрощают жизнь графического дизайнера — с ними гораздо легче сделать интересный и необычный макет. Поэтому они стоят чуть дороже, чем, например, рабочая лошадка Graphik.

Dala Prisma — часть коллекции Dala Floda, часть которой продается и на type.today

Гаянэ Багдасарян, Brownfox

Разработка шрифта — очень долгий, трудоёмкий и творчески напряжённый процесс. Мы не подсчитываем затраченные усилия в человеко-часах, это невозможно. В ситуации, когда в шрифтовом дизайне, кажется, уже сделано почти всё возможное, огромное количество творческих ресурсов затрачивается на поиск идеи, и эту работу сложно спрогнозировать по времени или оценить в человеко-часах. Свежая и яркая идея — наше творческое кредо, мы никогда не выпустим «окейный» шрифт, мы выбросим его в корзину. Мы ищем до тех пор, пока не найдём. Когда идея найдена и мы готовы её развивать, ситуация упрощается — уже примерно понятно, когда закончится работа, сколько нужно потратить времени и приложить усилий. Это тоже долгий и трудоёмкий процесс, но уже более предсказуемый. Но пока идея не родилась, размер затраченных усилий спрогнозировать невозможно, потому что это творчество, а в творчестве всегда есть элемент чуда и внезапного озарения.

Сколько стоит эксклюзивный шрифт для заказчика, сказать гораздо проще, потому что у нас уже есть опыт продаж и вполне адекватное коммерческое чутье. Допустим, заказчик описывает шрифт, который хочет получить в эксклюзивное использование. Я примерно подсчитываю, сколько бы мы выручили денег, если бы выпустили такой шрифт в тираж, и от этой цифры отталкиваюсь. Конечно, гонорар за разработку будет существенно ниже, но точка отсчёта именно такая: сколько бы мы заработали на продаже неисключительных лицензий.

Фирменный шрифт для компании «Связной» от Brownfox

Александр Поливанов

10.10.2019

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Евангелие. Библейский круг Василия Поленова

Евангелие. Библейский круг Василия Поленова
Евангелие. Библейский РєСЂСѓРі Василия Поленова. Р В РІР‚в„ў издании впервые представлено Евангелие Р Р† Синодальном переводе Р С‘ работы Р В РІР‚в„ў.Р”. Поленова, входящие Р Р† Евангельский РєСЂСѓРі, созданию которого Р В РІР‚в„ў.Р”. Поленов посвятил СЃРѕСЂРѕРє лет своей жизни. Р’СЃРµ это время РѕРЅ глубоко изучал Священное Писание, РїСЂРёСЂРѕРґСѓ Святой Земли, быт того времени. РћРЅ восхищался видами Палестины, именно поэтому столько чистой красоты, солнечного пронизывающего света, ощущения гармонии бытия Р Р† его евангельских пейзажах. Художник прошел СЃРІРѕР№ творческий путь РєРѕ Христу. Р СџР С• работам библейского цикла можно изучать жизнь Иисуса Христа. Любой зритель может черпать РґСѓС…РѕРІРЅСѓСЋ радость РёР· этих произведений. Сам С…СѓРґРѕР¶РВРРРІР‚™Р’ Р Р†Р вЂљРІвЂћСћР В РІР‚™Р’ Р В Р’ Р’ РІР‚¦Р В РЎвЂ˜Р В РЎвЂќ считал, «что искусство должно давать счастье Р С‘ радость, иначе РѕРЅРѕ ничего Р Р…Р Вµ стоит». Евангелие полностью иллюстрированное работами Р В РІР‚в„ў.Р”. Поленова, расположенными Р Р† соответствии Р РЋР С“ контекстом, Р Р…Р С‘ разу Р Р…Р Вµ издавалось. РљРЅРёРіР° рассказывает Р С• работе Поленова над картинами «Евангельского круга». Р В РІР‚в„ў издании представлены Р Р…Р Вµ только знаменитые работы Р В РІР‚в„ў.Р”. Поленова хранящиеся Р Р† СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёС… музеях, Р Р…Р С• Р С‘ работы РёР· частных коллекций. Часть работ, местонахождение которых неизвестно, воспроизводиться Р С—Р С• архивным документам (Альбом «Из жизни Христа» 1910 Р С–; выставка Р Р† Санкт-Петербурге 1909 Р С–.) Наше издание впервые публикует практически РІСЃРµ произведения цикла «Из жизни Христа», Р В Р’В° также, Р В Р’В Р ВВВВ Р В Р’ Р’ РІР‚№Р В Р’ Р Р‰Р В Р Р‹Р В РЎвЂњР В Р’ РЎвЂќР В РЎвЂ˜Р В Р’В·Р РЋРІР‚в„– Р С” картинам Р С‘ пейзажи созданные Р Р† РґРІСѓС… путешествиях Поленова Р С—Р С• Ближнему Востоку. Работа Поленова над картинами цикла «Из жизни Христа» была закончена Р Р† 1908 РіРѕРґСѓ. Р В РІР‚в„ў том же РіРѕРґСѓ 58 картин экспонировалось Р Р† Петербурге. Р В РІР‚в„ў РњРѕСЃРєРІРµ Р Р† 1909 РіРѕРґСѓ были показаны РІСЃРµ 64 произведения цикла. Однако эта серия Р Р† своей целостности известна лишь Р С—Р С• репродукциям Р Р† изданном Поленовым альбоме «Из жизни Христа», ставшим библиографической редкостью сразу же Р С—Р С• выходу Р Р† свет. Можно Р РЋР С“ уверенностью сказать, что для своего времени Р С‘ Русская Библия, Р С‘ Библейский цикл Поленова стали настоящим прорывом Р Р† области СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ культуры. Уже Р Р† своей картине «Воскрешение дочери Иаира», которую Р В Р’В Р РЋРЎСџР В Р’В Р РЋРІРВВ Р вЂ™Р’ Р вЂ™Р’ Р Р†Р вЂљРЎв„ўР В Р Р‹Р РЋРІР‚єР В Р’ Р’ Р’ Р’»Р ВµР Р…РѕРІ защитил как дипломную работу Р Р† Академии художеств Р Р† 1871 РіРѕРґСѓ, художник сосредотачивается Р Р…Р В° изображении Спасителя именно как Сына Человеческого, сознательно отходя РѕС‚ установок классической академической живописи. Р В РІР‚в„ў то время это воспринималось как неслыханное новаторство. Р В РЎСљР В Р’В° полотнах художника словно ожили сцены РёР· жизни Спасителя, Божией Матери Р С‘ апостолов, Р В Р’В° сама Священная история предстала как повествование Р С• жизни Р РЋР С“ РІРёРґСѓ вполне обычных людей своей СЌРїРѕС…Рё, которые внешне ничем Р Р…Р Вµ отличались РѕС‚ СЃРІРѕРёС… современников. Для СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ человека это Р В Р’В±Р РЋРІР‚в„–Р В Р’В» совершенно новый опыт встречи РЎРѓР С• Христом – той встречи, которая, оказывается, возможна Р Р…Р Вµ только Р Р† храмРРРРР’ РІР‚ Р В РІР‚љРІвЂћСћР В РІР‚™Р’ Р В РІР‚™Р’Вµ, Р Р…Р С• Р С‘ Р В Р’В·Р В Р’В° его пределами, Р Р† пространстве повседневности. Рекомендовано Р С” печати Издательским советом Р СѓСЃСЃРєРѕР№ Православной Церкви

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

13.04.2025 - 05:42
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация