Сладкие праздники
Индекс «Кофе с Молоком» в феврале продемонстрировал традиционное повышение показателя после традиционного же январского провала.
Таким образом, он получил значение в 961 п.п., что на 3% больше, чем месяцем ранее. Относительно февраля прошлого года рост оказался почти идентичным и составил 3,5%. В столице индекс «Кофе с Молоком» вел себя в феврале похожим образом, но в более выраженной манере. Так рост индекса за месяц составил 4,8% до 1193 п.п. а вот годовой рост оказался не таким впечатляющим и составил 3,6%. И в целом по России, и в столице февральский рост индекса простых удовольствий был обеспечен в первую очередь повышенным спросом на шоколад. Россияне в среднем купили его на 12,6% больше, чем месяцем ранее. А москвичи, даже не смотря на повышение цены на шоколад на 3% , купили его сразу на 27% больше, чем в январе. Россияне продолжают радовать себя сладким, не забывая также одаривать им коллег, друзей и близких.
Индекс «Кофе с Молоком» (КсМ), рассчитывается, как и уже ставший традиционным Индекс потребительской активности (ИПА), на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме онлайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 30 000 участников скан-панели в 180 городах России с населением более 100 тыс. жителей.
Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться «от хорошей жизни», в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством.
Таким образом, ингредиенты индекса «Кофе с Молоком» являются, по сути, элементарным набором «простых удовольствий». Примечательно, что ценовой показатель «Кофе с Молоком» в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс «Кофе с Молоком» является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.
Индекс «Кофе с Молоком» в феврале продемонстрировал традиционное повышение показателя после традиционного же январского провала. Таким образом, он получил значение в 961 п.п., что на 3% больше, чем месяцем ранее. Относительно февраля прошлого года рост оказался почти идентичным и составил 3,5% (см. Диаграмму 1). Таким образом, месячный рост КсМ с лихвой превысил значение официальной инфляции в 0,2%. А вот в разрезе года настоящего роста Индекса не получилось, т.к. он не смог обогнать размер накопленной инфляции в 4,6%.
Диаграмма 1. Динамика Индекса «Кофе с Молоком», 2013 – 2017.
Источник данных: RomirScanPanel, февраль 2017
Рост КсМ в феврале обычно обусловлен двумя праздниками. Непосредственно 23 февраля и подготовкой к 8 Марта. Соответственно Индекс растете в первую очередь за счет покупаемого в избытке шоколада. Вот и минувший февраль не стал исключением. Так, россияне купили на 12,6% больше шоколада, чем месяцем ранее. Тем более, что и цены на него были более привлекательными, чем месяцем ранее (-0,6%). Росту Индекса в месячном выражении также способствовал кофе, цены на который за месяц выросли на 8,7%, хотя и объемы покупки несколько уменьшились (-6,4%).
И цены на молоко (+0,2%), и объемы его покупки (+1,1%) за месяц показали положительную динамику. Вода же подешевела за месяц на 10%, однако россияне купили ее почти на 6% больше, чем месяцем ранее. Таким образом, все эти факторы и привели к уверенному месячному росту индекса простых удовольствий.
А вот в разрезе года рост оказался скромнее ожидаемого за счет сокращения объемов покупки почти всех ингредиентов Индекса за исключением шоколада. Так, по сравнению с февралем прошлого года россияне купили меньше воды на -4,9%, молока - на -5,6%, кофе – на -7,6%. В объемах покупки вырос только шоколад на 5%. Однако падение объемов было компенсировано выросшими ценами на все составляющие КсМ. Так, вода подорожала за год на 1,5%, кофе – на 5,2% шоколад – на 9,6% и молоко – на рекордные 12,9%.
Таким образом, по-прежнему драйвером роста индекса простых удовольствий остается шоколад. Для россиян он остается главным лакомством и незаменимым универсальным подарком.
В столице индекс «Кофе с Молоком» вел себя в феврале похожим образом, но в более выраженной манере. Так рост индекса за месяц составил 4,8% до 1193 п.п. А вот годовой рост оказался не таким впечатляющим и составил 3,6%, что на процент отстает от величины накопленной за период инфляции. Однако в любом случае значение столичного КсМ находится на одной из самых высоких своих позиций, уступая только декабрьским пикам прошлого и позапрошлого годов (см. Диаграмму 2).
Итак, в росте КсМ в Москве в разрезе месяца так же, как и в целом по стране, в первую очередь повинен шоколад. Его купило на 4,5% больше семей, чем месяцем ранее. И даже при выросшей на 3,1% цене в объемах его купили на 27,1% больше, чем в январе. Сокращение объемов покупки кофе на -1,7% было компенсировано выросшей на него ценой на 4,2%. Росту Индекса не смогли повредить даже снизившиеся показатели по покупке москвичами молока (-4,7% в объемах) и воды (-2,2% в объемах при -7,9% в цене).
Диаграмма 2. Динамика Индекса «Кофе с Молоком» в Москве, 2013 – 2017.
Источник данных: RomirScanPanel, февраль 2017
Годовой рост Индекс простых удовольствий в столице также состоялся, прежде всего, за счет любви москвичей к шоколаду. По сравнению с февралем прошлого года они купили его больше в объемах на 4,9% даже при выросшей на 13,4% цене. Стоимость других ингредиентов Индекса за год также поднялась: на 13,3% подорожал кофе и на 12,5% молоко. Подешевела только вода на -6,6%. Но жители столицы сократили объемы покупки этих дорогостоящих ингредиентов. Так, относительно февраля прошлого года они купили меньше воды на -2,3%, кофе – на -8% и молока - на -13,9%.
В итоге шоколад вытянул кривую Индекса в плюсовую зону, хотя и не со столь высоким значением, как если бы свою лепту внес, например, еще и кофе. Тем не менее, сладким москвичи продолжают баловать себя и окружающих. От эндорфинов отказаться их не могут вынудить даже растущие цены на маленькие гастрономические радости.
28.03.2017
Еще статьи по теме
- Calltouch провел исследование трафика и звонков в авторитейле - 10.09.2020
- Calltouch провел исследование платного трафика в сегменте загородной недвижимости - 24.03.2020
- Исследование Mastercard: цифровой банкинг стал частью повседневной жизни европейцев - 04.06.2019
- Исследование Russian Digital Profile 2018 - 24.10.2018
- Темп продаж детских категорий в онлайн-канале превышает офлайн в 5 раз - 19.08.2018
- Простые удовольствия падают в цене, но растут в объемах - 20.04.2018
- Новые возможности в торговле – более 70 % ритейлеров готовы обмениваться между собой данными о клиентах - 02.11.2017
- Простые удовольствия на каникулах - 17.08.2017
- Объем рынка киберспорта в России превысит 37 миллионов долларов США по итогам 2017-го года – исследование PayPal - 12.04.2017
- Новогодний шоколад - 24.01.2017
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий