Статьи

Когда реклама неуместна

Бизнес без рекламы (или шире - маркетинга) обречен. Но есть бизнесы, в которых традиционные приемы рекламы исключены. К примеру, производство первоклассного вина. Здесь нет места эпатажу, яркой упаковке, громким акциям и клеймению этикетки лицом известного футболиста.

Выпуск дорогих вин - бизнес, где ошибка в маркетинге или неудачный эксперимент могут стоить очень дорого, и дело нескольких поколений пойдет прахом. Но и без маркетинга не обойтись. Тем более, порой говорят, что маркетинг - это искусство!

Недавно жители Петербурга, а затем и Москвы могли познакомиться с удивительным подходом к продвижению марки знаменитого вина. Каждый год в течение уже 60 лет для миллезима1 "Шато де Мутон" один из лучших современных художников создает этикетку. Среди авторов этикеток - Пикассо, Кандинский, Шагал… Как призналась директор ГМИИ им. А. С. Пушкина (где прошла московская выставка) Ирина Антонова, когда ей назвали эти имена, сомнения в целесообразности проведения в музее чисто рекламной выставки - отпали.

В 1853 году барон Натаниэль де Ротшильд, представитель английской ветви знаменитой семьи, приобрел замок Бран-Мутон в провинции Бордо, в долине реки Жиронда. Замку было дано имя "Шато Мутон Ротшильд". Спустя 70 лет правнук барона, Филипп де Ротшильд, приняв хозяйство, решил вывести вино в первый класс, куда входят всего полдесятка марок. Это удалось ему только через полстолетия. Собственно, мировую известность "Мутону" принесла идея превращения этикетки в произведение искусства (а заодно и своеобразного сертификата подлинности). Идею эту Филипп вынашивал долго: все этикетки дорогих вин несут едва узнаваемые черты, подчеркнуто просты, иногда до примитивности.

К урожаю 1924 года плакатному художнику Жану Карлю была заказана новая этикетка для "мутонского", однако он перестарался: идеалы кубизма в этикетке благородного вина были реализованы слишком смело, и через два года от нее пришлось отказаться. А после Второй мировой войны Филиппу Жюллиану был дан заказ в честь Победы, и тот сделал простой графический рисунок, где центральное место заняла буква V (от Victoire - Победа). Эта этикетка положила начало своеобразной "мутонской галерее", которая каждый год пополнялась очередным шедевром.

Поначалу художники вовсе не выстраивались в очередь за дорогим поручением. Единственным выходом стало просить их рисовать по дружбе. И до сих пор в качестве символического гонорара за создание иллюстрации для этикетки "Мутона" художники получают 10 ящиков вина2. На первых порах барон Филипп обращался к своим личным друзьям: Жану Кокто, Леоноре Фини, Мари Лорансен. По мере роста популярности идеи художники сами начали предлагать свои эскизы, так что постепенно миллезимы "Мутон" стали галереей современного искусства. Массон, Дали, Вийон, Матье, Матта, Алешинский, Миро, Шагал, Сулаж, Бэкон, Тапиес, Балтус... Постепенно вовлекались и "не-художники": скульпторы Генри Мур, Сезар, Арман, Ники де Сен-Фаль.

Есть в этой плеяде и вовсе случайные люди: заехавший в гости к Филиппу знаменитый Макс Эрнст показал свой эскиз, а его жена шутки ради предложила свой. Барону понравился второй: так на бутылке 1965 года развернулся матиссовский танец в интерпретации Доротеи Таннинг. Впрочем, в этом нет ничего особенного, главный критерий - это искреннее и яркое отражение темы вина, удовольствия, любви. Кроме французских художников, в мутоновской галерее оказались мастера из других стран, есть и русские имена - не только выходцы из России (Шагал, Кандинский, Поляков), но и те, кто в ней живет сейчас. Скажем, на этикетке 2002 года (пока последней) появилась завораживающая графика Ильи Кабакова: на композиции "Окно" тысячи крыльев ангелов, переплетаясь, увлекают взгляд в бесконечную перспективу. И все это искусство - на площади в десяток квадратных сантиметров.

В 1980 году пришедшая в семейное дело баронесса Филиппина де Ротшильд решила создать выставку уникальных этикеток. В 1981 году экспозиция была представлена в Канаде, а затем, прокатившись по всему миру, доехала, наконец, и до России. В ряду этикеток взгляд улавливает и игривость исключений (прямое следование традиции может убить дух инноваций). Например, в 1977 году вместо очередного шедевра на этикетке появились вензель и скромная надпись "Ее Величество Королева-мать Елизавета": в апреле того года она посетила замок, и так было подчеркнуто значение ее визита. А в 2000 году, когда всю Европу охватил бум Миллениума, изменилась не только этикетка, но и сама бутылка. Она стала черной, а вместо этикетки появилась надпись золотом с изображением маленького "Аугсбургского овна" - чаши XVI века из позолоченного серебра, эмблемы Мутона. Филиппина де Ротшильд объяснила: этикетку этого миллезима должен был нарисовать только величайший мастер ХХ века. А поскольку это (по мнению баронессы) - Пикассо, то от размещения творения любого другого художника пришлось отказаться.

Но почему тогда "кабаковский" миллезим 2002 года - последний в этом игривом ряду? Да потому, что следующее вино пока зреет в подвалах, да и вина 2002 года в продаже не найти - первого максимума цены оно достигнет только через 8–10 лет. В винном бизнесе время течет медленно. А эксперименты опасны.


1 Миллезим - вино урожая данного года.

2 Не кривя душой, следует признать этот гонорар адекватным. 10 ящиков - это 120 бутылок стоимостью от 1 000 долларов за штуку.

Сергей Баричев
"Бизнес-журнал"

13.05.2005

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

27.12.2024 - 10:06
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация