Что важно при разработке логотипа компании?
Директор PR2B Group Михаил Дряшин делится своими размышлениями по поводу дизайна логотипа и дает три подсказки для его разработки.
Сложно писать о том, что нужно показывать. Кроме того, помимо унылой целесообразности есть и эстетический момент, ведь логотип – это ещё и художественный образ. А привить навыки художественного чутья можно далеко не всем, только личным примером и желательно в профильных учебных заведениях. Но, если мы касаемся только рациональной, утилитарной, прагматически ощутимой грани лого, то кое-что сказать можно.
Начать с того, что оптимальным вариантом является тот, при котором нейминг (разработка коммерческого названия компании или торговой марки) осуществляется практически параллельно с разработкой всех графических составляющих бренда. Т.е. нейминг не предшествует разработке логотипа и фирменного стиля, все три процесса происходят синхронно и представляют собой единый творческий процесс. В этом случае дизайнер всегда может сказать своё веское слово неймеру, насоветовать наиболее предпочтительный вариант имени в плане его дальнейшей визуализации, обратить внимание на те или иные недостатки или достоинства имени, очевидные только дизайнеру, а затем и заказчика склонить к наиболее выигрышному с изобразительной точки зрения имени.
Логотип – не просто значок фирмы, это символ, соответствующий ценностям ее целевой аудитории. Он показывает целевой аудитории: «я – свой», «я – ценный!», «я – жизненно необходимый!».
Эффектный и запоминаемый логотип подчеркивает статус и респектабельность компании, ее ответственное отношение к бизнесу. Он обязан вызывать доверие у потенциальных потребителей марки и располагать к диалогу.
Разумеется, основным критерием качества логотипа является коммерческий успех предприятия. Может показаться, что это противоречит тезису о логотипе, как художественном образе. Какое значение имеет красота, когда речь идёт о продажах? В подавляющем большинстве случаев – прямое. Эстетическая и прагматическая составляющие профессионально созданного лого всегда находятся в полной гармонии. При этом убери «красоту» – всё и развалится, а пожертвуй ею изначально – ничего не получится.
В логотипе может доминировать либо словесная, либо изобразительная составляющая. В первом случае используются типографические знаки, шрифт плюс интегрированный в него символ или шрифт внутри формы или создающий форму. Во втором – при доминирующем изобразительном знаке – используется метафорическая картинка, абстракция или монограмма.
Логотип должен положительно восприниматься целевой аудиторией, поэтому подбор шрифтов, стилеобразующих элементов, композиционных и цветовых решений происходит на основе исследований предпочтений потребителей, если речь идет о потребительском брендинге, или предпочтений менеджмента/сотрудников/владельцев/акционеров/СМИ/потребителей корпорации, если брендинг корпоративный.
Нередко логотип достаётся «по наследству» после реорганизации и вообще смены рода деятельности компании. Другими словами, складывается исторически. В этом случае необходимы исследования для выяснения степени приверженности аудитории данному графическому варианту торговой марки, его популярности, того, насколько марка уже устоялась. Хрестоматийный пример исторически сложившегося лого – логотип Toyota, унаследованный от исходной специализации компании – выпуска швейных машинок.
На примере логотипа Toyota можно говорить об утрате или приобретении графическим товарным знаком новых черт, прежде всего, семантических, с течением времени. Исторически сложившиеся марки теряют заложенную в них конкретику (в случае с Toyota давно никто уже не видит в лого нитку и игольное ушко, заложенные туда создателями) и приобретают вневременное звучание, или же, как не прошедшие испытание временем, идут на слом. Кстати, большинством российскими автомобилистами логотип Toyota воспринимается как голова быка или буйвола.
В логотипе может быть, а в большинстве случаев это очень желательно, отражена отраслевая специфика бренда посредством наличия тех или иных элементов, характерных для ряда марок той же отраслевой направленности. К примеру, такие элементы несложно увидеть в созданном PR2B логотипе IGRANI.
IGRANI – кофейня, причём ещё до прочтения потребитель знает, что это, как минимум, заведение общественного питания: круг лого – характерная для множества заведений этой направленности стилизованная тарелка, на которую целевая аудитория реагирует уже почти рефлекторно.
Три подсказки
Логотип – не просто красивая картинка, но сложная графическая конструкция, которая должна отвечать установленным техническим требованиям. Логотип не используется «сам по себе», только на определенных носителях. Поэтому разработка логотипа должна учитывать возможности адаптации к носителям фирменного стиля.
Например, важным является такой носитель фирменного стиля, как бланк факсимильных сообщений. Он изображается при помощи только черного и белого цвета. Серые оттенки и градиенты не используются. И при этом ваш логотип должен оставаться узнаваемым, его элементы не должны теряться.
Логотип не должен терять элементы и при масштабировании. Размещая его на визитной карточке или сувенирной ручке, на стене офиса или на щите наружной рекламы вы должны видеть один и тот же логотип.
Логотип должен оставаться узнаваемым и при такой сложной изобразительной технике, как тиснение на коже, когда теряются тонкие линии и мелкие детали.
Если вы хотите убедиться, что созданный для вас логотип является именно логотипом, а не картинкой, попросите показать, как логотип будет выглядеть на бланке для факсимильных сообщений, при теснении на коже и при масштабировании.
Логотип – лаконичное графическое средство. В идеале он не должен включать в себя большое количество элементов, тогда лого будет более узнаваемым. Но в то же время большинство простых форм и их комбинации уже зарегистрированы в качестве товарных знаков других компаний. Ну и очевидно, что логотип обязан быть охраноспособным и соответствовать патентному законодательству России, но по этому вопросу надо обязательно советоваться с патентным поверенным.
24.08.2016
Еще статьи по теме
- У московского театра мюзиклов Ольги Вайнер появился новый шрифтовой логотип и фирменный символ - 04.03.2024
- Формула воды - 22.02.2023
- Больше логотипов: зачем бренды одежды "размножают" свой логотип? - 15.02.2022
- PR2B Group: Кто ты, что ты, Кот Казанский? (2) - 01.10.2021
- Нейминг от PR2B Group: название для мебельного центра (1) - 23.09.2020
- PR для инвестиционной компании SH Capital (1) - 25.08.2020
- PR2B Group: нейминг финансовой организации CREDITONUS (1) - 29.07.2019
- Style You: разработка фирменного стиля для НПК Евромакс (1) - 08.07.2019
- Новый облик стритфуд-сети Bulba Frites: "вкусные" фото, лаконичные скетчи и бельгийский флаг - 01.07.2019
- Как раскрутить старушку-процентщицу? (4) - 20.06.2019
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий