Школа рекламиста

Расцвет и закат традиционной рекламы: от ковбоя "Мальборо" до алгоритмов машинного обучения

Расцвет и закат традиционной рекламы: от ковбоя "Мальборо" до алгоритмов машинного обучения

Середина прошлого века – время крутых рекламных компаний, эпоха, когда бренды не жалели бюджетов на продвижение, а аудитория с удовольствием рекламу потребляла. Время гениев от рекламы. Время, когда никто и не подозревал, к чему все это приведет. Так к чему же? И, главное, что ожидает нас в будущем?

Пятидесятые, шестидесятые годы ХХ столетия – да, это было золотое время для рекламы. Люди ее смотрели, как красивое кино, пробуждающее эмоции. Реклама c лихвой отбивала вложенные в нее средства, действительно в разы увеличивала продажи товаров. Показывая крутых парней и прелестниц с осиными талиями, гении классической рекламной индустрии пробуждали в потребителях желание покупать, покупать и покупать.

Будь крут, как он

Помните ковбоя с пачки «Мальборо»? Его придумали в агентстве Leo Burnett в 50-е годы. А вот зачем – вопрос правильный и интересный. В те времена в Америке сигареты с фильтром курили в основном дамы. И «Мальборо» тоже была одной из марок «женских» сигарет. У них даже слоган был «Mild as May» («Мягкие, как май») – пожалуй, ни один мужчина даже пробовать не станет табачные изделия, рекламируемые таким слоганом.

Производитель – табачная компания «Филип Моррис» – хотел избавиться от клейма «женственности», ведь это бы серьезно подняло продажи среди мужчин. Эту проблему и решил образ крутого парня в ковбойской шляпе, в руке которого была сигарета с фильтром. К 60-м годам сопутствующая мифология уже вовсю окружила ковбоя, играя на его имидж: тут вам и страна Marlboro Country, откуда «он был родом», и интригующая фишка – ковбой в рекламе всегда был безмолвен, что служило дополнительной демонстрацией его крутости.

Ледяная газировка для усталого работяги

Ну а историю рекламного прорыва Coca-Cola помните? Этот напиток создали аж в далеком 1886 году, в Атланте. И ко времени начала Великой американской депрессии его потребляла вся Америка. Но как не провалиться в прибылях, когда вдруг грянул кризис? Оказывается, с помощью рекламы. Крутую фишку, способствующую продажам, придумал Уильям Чивер Дарси, основатель рекламного агентства D’Arcy Advertising Company.

1929 год. Миллионы простых американцев думают не о газированных напитках, а о том, как найти работу. Coca-Cola уже собирается серьезно урезать бюджет на рекламную компанию, но тут Дарси предлагает нестандартный ход – обклеить каждый забор, каждую подворотню в каждом американском городе постерами с изображением простого работяги, который с наслаждением пьет холодную газировку из узнаваемой бутылочки.

Вот такой работяга с газировкой.

Иными словами Дарси предложил не урезать бюджет, а увеличить. И это сработало. Ледяная газировка, воспринимаемая в качестве вознаграждения, и слоган «The pause that refreshes» («Пауза, которая восстановит силы») – все это сделало свое дело. Продажи напитка подскочили аж вдвое. Дарси и в дальнейшем стал активно использовать этот удачно найденный ход – образ холодной газировки. В начале тридцатых была впервые выпущена реклама c Санта-Клаусом, которая и по сей день эксплуатируется в рекламной кампании Coca-Cola.

А это один из постеров с Санта-Клаусом.

Думай о малом

Ну а Билл Бернбах – легенда американской рекламной индустрии? Это его агентство Doyle Dane Bernbach разработало одну из самых крутых рекламных кампаний прошлого века – они продвигали фольксвагеновского «Жука».

Думаете, просто рекламировать маленький автомобиль, когда в моде брутально-долгие «прямоугольные» тачки? Бернбаху это удалось. В 1959-м он создал рекламу, которую сочли великой. «Think Small» — гласил слоган для Volkswagen Beetle, а текст модульной рекламы напирал на невероятную простоту и экономичность скромного и изумительного «Жука». После такого всего за один сезон «Фольксваген» продал более полумиллиона этих машинок.

Думай о малом, Билл Бернбах.

И знаете что интересно? Подход Бернбаха к организации работы рекламного агентства. Он поставил во главу угла принцип творческих тандемов. В его агентстве дизайнеры и копирайтеры работали сообща, тесно взаимодействовали все то время, пока шло выполнение заказа. И это тоже был своего рода революционный подход к созданию рекламы.

Особенная эстетика

Реклама середины ХХ века на современный взгляд наивна, порой слишком красива, порой слишком фантастична, порой излишне мила, но, главное, она почти всегда апеллирует к желанию человека подражать кому-то, кто лучше, красивее, круче него – жить, как рекламные герои, получать те же удовольствия, что и они, испытывать те же эмоции. Что это, если не тонкая игра на человеческих инстинктах? Ведь в нашей биологической природе заложено подражание, которое распространяется на все сферы межличностных и групповых взаимодействий. Люди не могут не подражать друг другу – и в рекламе это использовалось в полной мере.

Но чего не отнять у рекламы классической эпохи – так это ее самобытной эстетики. Да, это была в чем-то очень особенная реклама. Вот сумасшедше-эмоциональный рекламный постер одной из топливных компаний, созданный в середине 50-х годов.

Рекламный постер топливной компании, середина 50-х годов.

А вот постер, рекламирующий консервированные бобы, созданный в 1952 году. В рекламе используется образ ребенка – ведь это всегда умиляет аудиторию. Правда, у мальчика, употребляющего бобы, какая-то странная ухмылка, заставляющая подозревать в нем наклонности маньяка. Ну да ничего.

Реклама консервированных бобов, 1952 год.

Очаровательная домохозяйка с рекламы изделий из стали (1960). Хотите так же, до зеркального блеска, чистить сковородки? По картинке даже не понять, что собственно, рекламируется – сама сковородка, чистящее средство или машина мужа на заднем плане? Да точность и не важна – важна эмоция. Такова уж эстетика классической рекламы.

Реклама изделий из стали, 1960.

Или, вот, к примеру, фантастический – в буквальном, жанровом, смысле – ролик «Форд» 60-х годов. Досмотреть его современному человеку тяжеловато, но попробовать можно.

А вот реклама «Пепси» – тоже образца 60-х годов, где эта газировка презентуется как напиток нового поколения.

Прощайте, специалисты по рекламе!

Да, как ни крути, это было великолепное время для западных компаний, когда традиционная реклама действительно давала мощный толчок развитию брендов, а рекламщики жили на широкую ногу, не ограничивая полет своей творческой фантазии, ища новые горизонты, но не забывая, впрочем, опираться в своей работе на результаты исследований, опросов, фокус-групп.

Ситуация начала постепенно меняться с середины 70-х. И уже в 80-е стала отчетливо намечаться тенденция усталости аудитории от телевизионной рекламы. Людям попросту надоела навязчивость рекламных роликов. Усталый автомойщик приходит после трудового дня домой. Садится с банкой пива перед телевизором – он без задних ног, ему надоело все до чертиков, а тут еще и реклама. Все чаще люди стремятся переключить канал, когда начинается демонстрация рекламы.

Тут и появляется на сцене Сет Годин, выпускник Стэндфордской бизнес-школы со степенью магистра делового администрирования по маркетингу. И заявляет: все ваши маркетинговые технологии – вчерашний день, к черту их! А вот доверительный маркетинг – это будущее.

– Что это за маркетинг такой? – спросили его.
– Это когда ты встречаешь незнакомца, делаешь его другом, а потом продаешь ему.
– Блестяще! Вы – хитрый жук, мистер Годин.

Но по-настоящему эффективность этого «нетрадиционного» подхода к продвижению бренда оценили лишь в эпоху бурного развития интернета. Этот своего рода альтернативный путь, который как бы противопоставлялся традиционной рекламе, а на самом деле использовался самыми умными брендами совместно с ней, в полной мере смог развиться на просторах глобальной сети. Что бренд может предложить аудитории в интернете? Конечно, контент – полезный, востребованный, классный. Такой контент, который пробуждает доверие к бренду и повышает на подсознательном уровне лояльность к нему. А значит, увеличивает продажи.

2000-е годы – на западе уже появляются агентства, делающие ставку на продвижение брендов с помощью контент-маркетинга. Медленно, но верно тренд добирается и до просторов рунета. Сегодня продвижение бизнеса в соответствии с разработанной контент-маркетинговой стратегией – обычное состояние любой нормальной компании.

В общем-то, уже всем очевидно, что способы коммуникации с клиентами кардинально изменились в начале этого века. Новые каналы продвижения, возможность детального таргетирования и отслеживания результатов вплоть до каждого клика. Уже настало время персонифицированной рекламы, которую машинные алгоритмы «подбирают» специально под нас. И это только начало. В скором будущем останутся без работы специалисты по медиапланированию, копирайтеры, дизайнеры… Их заменят умные алгоритмы. А гениев классической рекламной эпохи мы будем вспоминать с легкой ностальгией. Что поделаешь: кругом будут роботы. Придется смириться.

lpgenerator.ru
Advertology.Ru

07.07.2016

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

27.01.2025 - 09:15
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация