Интервью

Андрей Баранников: в России рынок PR и GR изначально развивался сугубо за счет интеллектуальных и образованных людей

Андрей Баранников: в России рынок PR и GR изначально развивался сугубо за счет интеллектуальных и образованных людей

Глава SPN Communications Андрей Баранников о кризисе в PR и молодых специалистах.

– Андрей, сегодня многие говорят о масштабных трансформациях на рынке PR, особенно в условиях кризиса. Ведь многие компании пытаются сэкономить на продвижении и думают, что справятся с этим самостоятельно, без привлечения PR-агентств. Как это отразится на их отношениях со СМИ и страдают ли от этого профессиональные пиарщики?

– Знаете, как-то раз бывший главред ИД «Коммерсантъ» Андрей Васильев в своем выступлении перед пиарщиками честно сказал им, что они вообще не нужны. Ведь он может сам позвонить любому спикеру и выведать всю нужную информацию. Конечно, он преувеличивает, но многие думают именно так. Правда, почему-то забывают, что далеко не у каждого есть возможность напрямую связаться с ньюсмейкером, так что PR-службы все же нужны. Да, в России сейчас нелегко вести бизнес, но у большинства управленцев уже есть опыт преодоления двух предыдущих кризисов.

А для пиарщиков такие встряски – это даже хорошо, ведь кризис заставит уйти из профессии тех, кто не обладает необходимыми навыками. В последние годы, скажу честно, PR-индустрия и маркетинг чувствовали себя весьма вольготно, особенно в плане зарплат и условий. Ко мне на собеседования постоянно приходят молодые ребята 22-23 лет, которые хотят себе не самую маленькую зарплату и объясняют это лишь наличием диплома по специальности и знанием английского.

– С молодыми специалистами более-менее понятно. А что сегодня делать профессионалам с многолетним опытом?

– Для профессионалов главная задача состоит в том, чтобы в кризис сохранить доверие клиентов к себе и той информации, которая в итоге попадает к СМИ. Знаете, есть такой знаменитый гуру PR, легенда профессии Пол Холмс, он выпускает The Holmes Report – главное издание для профессиональных пиарщиков, в котором рассказывает всю правду о крупнейших PR-агентствах мира. За это его, кстати, все побаиваются.

И в последние годы на каждой крупной конференции он говорит о том, что сейчас наступил переломный момент – пиарщиков вполне могут выкинуть из компаний за ненадобностью. Ведь функции PR далеко не всегда очевидны, и если ты, грубо говоря, не способен себя продать и доказать свою полезность, то у любого топ-менеджера неизбежно возникает вопрос «а чем у меня занимается тот отдел в количестве 20 человек».

С другой стороны, PR может окончательно превратиться в стратегическую функцию по созданию имиджа компаний, ведь этот фактор напрямую влияет и на их рыночную капитализацию, и на объем продаж. Но многие пиарщики банально не могут объяснить это руководству, и поэтому их функции далеко не всегда оцениваются по достоинству. Я убежден, что на рынке останутся лишь те, кто действительно умеет работать с клиентами и продавать себя, а эра бессмысленной рассылки пресс-релизов уйдет в небытие, как и сами пресс-релизы.

– А как обстоят дела на Западе, где активно развиваются инновационные компании и стартапы? Ведь им непременно нужно продвигаться и создавать о себе положительное мнение в медийном пространстве, особенно на фоне противостояния с традиционными игроками рынка.

– Как ни странно, все более-менее похоже на ситуацию в России. Ведь на Западе деньги считают еще лучше, чем у нас. Там основной бич крупных PR-агентств – это даже не кризис доверия, а желание сократить расходы внутри компаний. Их руководство постоянно пытается переложить часть обязанностей по продвижению на собственных сотрудников, а агентствам остается только то, что компании пока не могут сделать сами. Поэтому крупнейшим PR-агентствам на Западе приходится ежедневно доказывать клиентам свой высочайший уровень компетенций. К слову, то же самое и в России, здесь пытаются считать деньги, и на рынке их стало значительно меньше.

– А что конкретно компании предпочитают делать сами? И что оставляют агентствам?

– Агентствам оставляют самые сложные и комплексные задачи. В первую очередь это разработка PR-стратегии. Тут можно и нужно привлекать профессионалов рынка, ведь они способны посмотреть на компанию со стороны и увидеть то, на что у сотрудников, как говорится, «глаз замылен». Но опять же главную роль играет доверие, обычно столь важную функцию выполняют многолетние партнеры с опытом и репутацией.

Вторая задача – подготовка и проведение крупных мероприятий. Например, Олимпиада в Сочи. У оргкомитета был и собственный штат пиарщиков, но сделать все своими силами в таких случаях просто невозможно. Поэтому они нанимают целый пул PR-агентств. То же самое сейчас происходит и в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года.

И самое главное – наличие у агентства тех технологий продвижения, которых нет ни у кого из конкурентов. А еще многие компании отдают нам задачи, связанные с выполнением множества бюрократических процедур. Прямо подчеркивают, что работу нужно выполнить с «обязательным документальным оформлением». И я сразу понимаю, что там просто тонны бумаг.

– Сегодня на рынке наблюдается настоящий бум стартапов. Их продвижение – важное направление для PR-индустрии?

– Безусловно, тема очень интересная. Но есть несколько проблем. У многих стартапов банально нет денег на продвижение. А если деньги есть, то нет понимания, как правильно продвигать свой продукт на рынке и создавать имидж компании. То же самое можно сказать и про научную сферу. В ней PR до недавнего времени отсутствовал как класс, люди даже не знали имен современных российских ученых. А ведь их надо продвигать всеми возможными способами и создавать все условия, чтобы они не уезжали из страны, а работали у нас. И результаты их изысканий нужно обязательно продвигать.

Так что когда мне говорят, что в PR нет новых направлений для развития, я сразу напоминаю про науку. И про сельское хозяйство. Потому что в масштабах страны там ничего не делается, и вовсе не из-за того, что там все плохо. Наверняка есть множество прекрасных историй и героев, которые могут стать кейсом национального масштаба.

– Еще одна интересная тема – взаимоотношения компаний с госструкутрами. Особенно это актуально в инновационных отраслях, где законодательство часто тормозит развитие бизнеса. Можно ли утверждать, что функции PR и GR (government relations) постепенно объединяются?

– Эти функции всегда были близки. Я очень удивлялся, когда в некоторых компаниях с нами взаимодействовал PR-директор, а на другом этаже над чем-то своим корпел ответственный за GR. По мне, специалисты по PR и GR должны ежедневно обмениваться информацией или это вообще должен быть один человек. Хотя есть и отличия. В PR принято много говорить о своих успехах, а в GR, наоборот, работают весьма закрытые люди. И только недавно появились GR-конференции, где специалисты могут обменяться опытом. До этого такого не было, но все равно приятно, что GR «выходит из подполья».

– А чем различаются PR и GR в России и на Западе?

– Я думаю, в России рынок PR и GR изначально развивался сугубо за счет интеллектуальных и образованных людей. Но сейчас звезд меньше, и я пока не вижу молодых ребят, способных в корне изменить ситуацию. Это говорит о том, что в свое время в профессию приходили люди без профильной специальности, но с мощным гуманитарным бэкграундом.

А потом быть специалистом по PR стало модно, и конкурс на эти направления в университетах был просто огромным. В PR и рекламе хотели работать буквально все, особенно девушки. Ведь все думают, что наша работа – это постоянные тусовки с модными ребятами и свободный график. Видимо, делают вывод по фотографиям на странице в Facebook.

В любом случае я хотел сказать, что в России у первого поколения специалистов по PR и GR не было опыта и профильного образования, они просто работали на стыке бизнеса, государства и рекламы. На Западе же ситуация диаметрально противоположная, там этим занимаются целые семьи и династии. Так что нам в России еще учиться и учиться, и не надо этого стесняться.

Владимир Тодоров (Лента.ру)
Advertology.Ru

27.05.2016

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

23.04.2024 - 21:32
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация