ФАС не поверила в щедрость ритейлеров
Ростовское территориальное управление Федеральной антимонопольной службы (РТУ ФАС) заявило о возбуждении дел в отношении крупнейших российских ритейлеров бытовой техники – "Эльдорадо", "М.Видео", "Техносилы" и местной компании "Поиск". Претензии ростовской ФАС обусловлены несоответствием заявленных и реальных процентных ставок по потребительским кредитам, которые ритейлеры предлагают своим клиентам.
Эксперты отмечают, что частые случаи возбуждения дел по кредитным программам ритейлеров объясняются отсутствием в России четких правил предоставления потребкредитов.
В Ростовской области работают три из четырех национальных ритейлеров бытовой техники. "Эльдорадо" представлено четырьмя магазинами, "М.Видео" – двумя, "Техносила" – одним. Местная сеть "Поиск" насчитывает в Ростове четыре магазина электроники. Партнерами всех четырех розничных операторов по программам потребительского кредитования выступают банки "Русский стандарт", Home Credit и "Возрождение".
Как рассказал Ъ исполняющий обязанности начальника отдела по контролю за соблюдением рекламного законодательства РТУ ФАС России Валерий Янин, возбуждение дел в отношении сетей "Эльдорадо", "М.Видео", "Техносила" и "Поиск" было вызвано многочисленными обращениями жителей Ростова-на-Дону. Потребители посчитали, что реклама предлагаемых кредитов намеренно вводит их в заблуждение. В частности, реклама кредитного продукта "0% первый взнос" обещает покупателям отсутствие каких бы то ни было процентов и комиссионных сборов как в момент приобретения товара, так и при последующих выплатах по кредиту.
Проведенная УФАС проверка показала, что в этой рекламе усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства, так как услуга по кредитованию, согласно статьям #423 и #819 Гражданского кодекса России, не может быть бесплатной, а указание в рекламе условия "плата за кредит 0%" противоречит закону "О рекламе". Фактически телевизор ценой 17-18 тыс. руб., приобретенный в магазинах ритейлеров в кредит, обходился потребителю на 2-2,5 тыс. руб. дороже из-за банковской маржи, которая в рекламе не указывалась. Реальная стоимость кредита, по словам представителей РТУ ФАС, составляла свыше 20% в год.
Участники рынка не согласны с претензиями чиновников. "Безусловно, бесплатных кредитов не бывает, но эти проценты по кредиту гасит сама сеть,– говорит представитель компании 'М.Видео' Надежда Киселева.– Первый взнос действительно равен нулю, а на технику, приобретаемую в кредит, компания предоставляет скидку, равную сумме подлежащих выплате банковских процентов. Таким образом, получается, что стоимость кредита обнуляется".
Это первое массовое дело, возбужденное ФАС в отношении компаний, торгующих бытовой электроникой и активно развивающих программы потребительского кредитования. Ранее в несоответствии заявленных и реальных процентных ставок обвиняли исключительно отдельные торговые сети или банки. В частности, в марте этого года похожее дело в отношении "Эльдорадо" возбудило воронежское УФАС.
Эксперты полагают, что причиной участившихся фактов выявления несоответствия заявленных и реальных процентных ставок на кредиты стало то, что разросшийся рынок потребкредитования фактически никак не регулируется. "Рынок потребительского экспресс-кредитования существует уже три года и развивается чрезвычайно быстро, однако потребитель до сих пор не может получить информацию о стоимости кредита, он не может сравнить предложение различных банков и торговых сетей,– говорит президент КонфОП Дмитрий Янин.– В России до сих пор не существует ни соответствующего законодательства, ни норм, которые обязывали бы компании указывать стоимость кредитов, поэтому так часто и возникает подобная неразбериха".
ДМИТРИЙ Ъ-КРЯЖЕВ
КоммерсантЪ
25.04.2005
Комментарии
Написать комментарий