Статьи

Синергизм – новая концепция культуры

Обратите внимание, сколько живёт в искусстве явление, обозначаемое понятием "Стиль": ему отпущено 25-30 – максимум 40-50 лет. Так было на протяжении последних 400 лет. Правившая 400 лет до того готика уступила место быстро менявшемуся калейдоскопу концептуальных подходов к пространству, свету, цвету, звуку, слову...

В ХХ век человечество ступило под знаменами Его Величества Модерна – и разбрелось по тернистым дорожкам классической и новой стилистики. Под сводами новостройных романских замков раздавались звуки рок’н’ролла, в стенах невиданных доселе сооружений, рожденных безудержной фантазией последователей Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ и Хюндертвассера – переливы цитолы и клавесина. Бароны скупали футуристические картины абстракционистов и авангардистов, а крестьяне вешали над комодами репродукции Рафаэля, Рембрандта и Сезанна. Воистину: "Всё смешалось в доме Облонских!"

Вот из этой-то всеядности и народился когда-то - на переломе века прошедшего – деточка-постмодернизм! Всеядный и всепоглощающий – по версии его провозвестников. Эклектика не просто вошла в моду – она по-настоящему поднялась в цене. Бессмысленное смешение стилей само стало стилем. И не просто стилем – основополагающей стилистикой. Тем, без чего невозможно представить себе современное творчество. Разбавим чистоту функционального стиля – маркетри среди контемпорари. Диковинный торшер посреди рококо. Легенда Тёмного Времени под рэп – на киноэкране. И ешьте меня с кашей! И едим... Культура вкушает культуру. Самоё себя с хвоста. Долго ли может так продолжаться? Нет – если помнить, что культура есть прогресс. А в самопоедании долговременного прогресса не обрящешь. Разве что расчистишь умственную почву для чего-то нового. Вот так это новое незаметно на рубеже веков и тысячелетий к нам и явилось.

Явилось сразу на нескольких уровнях.

Во-первых, как форма индивидуального сознания: работа сразу в нескольких, чтобы не сказать во многих, областях творческого раскрытия личности стала нормой для художника. Веб-дизайнер, фотограф, поэт и инсталлятор – один человек. И тем лучше, он так тонко, так разносторонне и необычно чувствует мир. Свободно переносит выразительные приемы из искусства в искусство. Дополняет и усиливает одно звено другим.

Во-вторых, общественное сознание воспринимает такое "поведение" художника не только адекватно, или одобрительно. Такой стиль творческой работы – единственно возможен. Он – парадигма общественного сознания: нет больше живописца, графика, классического пианиста или кантри-певца, в дизайне работают все мыслимые и немыслимые категории населения, включая детей, пенсионеров и домохозяек. А обществу и то правильно – кто понимает нужды домохозяйки лучше самой домохозяйки. И эта домохозяйка пишет, книгу не книгу, сценарий фильма – только совсем не фильма, а компьютерной игрушки с бесконечным сюжетом, новую манеру одеваться, выражаться, делать подарки и строить карьеру. Пишет новую жизнь. Жизнь, в которой можно быть разным – но обязательно похожим на одного из персонажей. Общество позволило кухарке править миром – и с умилением взирает на дело рук своих. Ну да Бог с ним, с суррогатом культуры, если такая позиция общества позволяет подлинному художнику раскрывать свои таланты ещё более ярко – недаром вновь обретает популярность подзабытая фраза: "Талантливый человек талантлив во всём!"

Вот и третье! Такая концепция культуры приносит пользу ей самой. Развитие искусства опять синтезировано концептуально и сфокусировано субъективно – в руках одного и того же человека власть над множеством объектов творчества. В то же время развились и окрепли за 100 лет синтетические виды творческой деятельности: кино, реклама. Да – они зависимы от бюджетов и потребностей, а разве древнейшее из синтетических искусств – театр: не зависел во все времена от меценатов? А художник или поэт, своим трудом хлеба не производящие? Современные синтетические искусства и деньги способны зарабатывать.

А главное – все перечисленное свидетельствует о рождении нового направления в искусстве.

Это направление: "синергизм" - взаимоусиление всех видов искусства за счет друг друга.

Каждое направление, каждый жанр и вид искусства не просто привносят что-то новое в сокровищницу мировой культуры, они, прежде всего, обогащают другие виды искусства – и сами обогащаются за их счёт! Переносятся подходы, стилистика материалы! От ремесленных приемов до способов полёта фантазии.

Эта реальность – сложившаяся на сегодняшний день ситуация. Глупо было бы отрицать очевидное, на фоне рассматриваемой нами феерии совмещения несовместимого – совмещения не эклектического, но синкретического, срастания субкультур; дифференциации профессиональной при полной всеохватности (заметьте, не "всеядности") творческой.

Реклама как искусство, как субкультура – вот ярчайший пример синергизма. Есть ли на Земле или во Вселенной что-либо, чего не коснулось бы дуновение рекламных ветров. Воистину: "Всё в этом мире продается и покупается. Только не всё – за деньги!"

Реклама – искусство синтетическое, мало того, связанное по рукам и ногам требованиями экономики (конечно, если это настоящая реклама, а не упражнения в самолюбовании). И, тем не менее, именно реклама особенно ярко демонстрирует нам возможности синергизма. Сбылась вековая мечта человечества, мечта о коллективном творчестве. О совместном созидании, которого раньше и представить себе было нельзя. Более того, о творчестве, несущем в себе не только "абстрактно-воспитательную", но и "конкретно-питательную" пользу.

Есть идея, генерируемая множеством людей; есть слова, которые эти люди придумывают, исходя из идеи; есть образ – создаваемый для слов на основе идеи; есть весёлый смех, когда эти люди оттачивают своё детище, придирчиво критикуя недостатки и пошлости; есть совместная продажа идеи рекламодателю.

Вот что такое синергизм в рекламе.

А о других искусствах – в других местах.

Алексей Юрьевич Зоткин,
Консультант по созданию
Рекламных концепций и образов,
Искусствовед ТСХ России

25.04.2005

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

10.01.2025 - 15:59
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация