Статьи

В Художественном музее Хельсинки проходит выставка Ай Вэйвэя

В Художественном музее Хельсинки проходит выставка Ай Вэйвэя

В столице Финляндии после реконструкции открылся Художественный музей Хельсинки. К этому торжественному событию музей приготовил большую выставку Ай Вэйвэя, для которой самый знаменитый китайский художник и диссидент сделал две новые работы. 

Художественный музей Хельсинки помещается во Дворце тенниса – превосходном образце финского функционализма, выстроенном в конце 1930-х по проекту Хельге Лундстрема, когда Финляндия боролась за право проводить XII Олимпийские игры, отмененные ввиду Второй мировой. В 1990-е Дворец тенниса решили превратить в культурный центр: здесь открылись модный кинотеатр, рестораны, кафе, дизайнерские лавочки, а верхние этажи, накрытые парусом гигантского цилиндрического свода, поделили Художественный музей Хельсинки и Музей культур.

Теперь, после реконструкции, все верхнее пространство отдано городскому Художественному музею, а Музей культур перебирается под крышу Национального музея – видимо, как только планы финского Гуггенхайма стали приобретать реальные очертания, Хельсинки охватила музейная лихорадка: все переезжают, реконструируются и расширяются.

Коллекция Художественного музея Хельсинки насчитывает более 9 тысяч единиц хранения и в буквально смысле принадлежит горожанам: около 4 тысяч экспонатов выставлено в городских библиотеках, школах, больницах и других госучреждениях, в фонде музея числится также вся установленная в городе скульптура. Демократизм распространяется и на ценовую политику: некоторые выставки сегодняшнего финского искусства, ориентированные во многом на студенческую публику, бесплатны для посещения.

Так, даром можно посмотреть "Последствия" дуэта IC-98, в этом году представившего Финляндию на Венецианской биеннале: возвышенные видеокартины природы, прекрасно обходящейся без человека, виртуозно сделаны в технике рисованной и компьютерной анимации. На другие выставки потребуются билеты. Например, на "100 лет Taidesalonki" – о старейшей из действующих доныне галерей Финляндии.

Основанная Леонардом Бяксбакка в 1915 году в Хельсинки Taidesalonki ("Салон искусств") сыграла чуть ли не амбруаз-волларовскую роль в живописи финского модернизма, на протяжении века поддерживая экспрессионистское направление: от Альфреда Уильяма Финча до Вигго Валленшельда. Тут много неожиданностей, скажем, две совершенно боннаровские по манере картины Туве Янссон "Перед маскарадом" и "Читающая", обе датированы 1943-м, так что изображенный будуарно-светский мир кажется еще более фантастическим, чем вся будущая эпопея про муми-троллей (кстати, в следующем году HAM планирует открыть постоянную экспозицию работ Туве Янссон – первую в Финляндии). В 1976 году внушительная часть коллекции галереи Taidesalonki была подарена Хельсинки и стала основой городского Художественного музея.

Но, конечно, главный пункт в программе его торжественного открытия после реконструкции — выставка Ai Weiwei @ Helsinki. Вначале Ай Вэйвэю предлагали сделать обычную ретроспективу, но он наотрез отказался, отвечая на письма кураторов одним словом: "Скучно!". И предложил составить выставку исключительно из объектов и инсталляций, где используется дерево, которое так важно и в китайской, и в финской культурах.

В Художественном музее Хельсинки проходит выставка Ай Вэйвэя.

Работ всего 27, две из них новые, выставляются впервые и имеют прямое отношение к Финляндии и Северу. Первая – "Белый дом", деревянный скелет из столбов, балок и кровельных досок здания эпохи династии Цин, выкрашенный в белый цвет, отчего постройка походит на древнегреческий храм. Ай Вэйвэй давно, как свидетельство смены систем ценностей, собирает старинную мебель и архитектурные детали домов, рухлядь времен последней династии, павшую жертвой урбанизации. Столь трепетное отношение к деревянному зодчеству прошлых веков близко финнам, тогда как варварский его снос понятен нам, уничтожающим финские дачи Карельского перешейка со скоростью, какой могут позавидовать и в Китае.

В Художественном музее Хельсинки проходит выставка Ай Вэйвэя.

Вторая премьера — "Контейнер для мусора": сделанная из дерева копия контейнера в натуральную величину поставлена на попа, так что смахивает на какой-то дизайнерский книжный шкаф. Работа связана с историей, потрясшей Китай в 2012-м: пятеро мальчишек-беспризорников забрались в контейнер для мусора, развели костер, пытаясь согреться, и задохнулись. Этот сюжет не мог не напомнить китайцам андерсеновскую сказку "Девочка со спичками": при Мао ее изучали в школах как пример социальной несправедливости западного капитализма.

И все же выставку Ai Weiwei @ Helsinki можно назвать ретроспективой, ведь на ней собраны вещи за внушительный период времени: от хрестоматийной уже "Скрипки" (1985) с черенком лопаты вместо грифа, соц-артистского объекта — метафоры "культурной революции", до последних проектов, архитектурных и правозащитных. Ну а стены выставочного зала оклеены "Обоями долговых расписок" (2011-2013): выпущенный из-под ареста Ай Вэйвэй тут же был обвинен в неуплате налогов и сумел собрать требуемые €1,7 млн за две недели благодаря пожертвованиям почитателей своего художнического и активистского гения. В течение следующих двух лет он рассылал долговые расписки всем тем, чьи пожертвования не были анонимными. Сейчас выставлено 6 тысяч расписок, свидетельствующих о том, что Ай Вэйвэй, как и Художественный музей Хельсинки, принадлежит народу.

В Художественном музее Хельсинки проходит выставка Ай Вэйвэя.

Анна Толстова (kommersant.ru)
Advertology.Ru

02.10.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

27.11.2024 - 01:01
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация