Анализ рынков

Позвонил и выбросил

Позвонил и выбросил

Аналитики подсчитали, что в 2014 году операторы связи «списали» около 110 млн сим-карт. Этому способствовали массовые маркетинговые акции, не очень выгодные тарифы при поездках по России и поток трудовых мигрантов.

В 2014 году в России было продано 112 млн сим-карт, при этом совокупная абонентская база российских операторов выросла всего на 2 млн, следует из расчетов агентства AC&M-Consulting. Получается, что в прошлом году около 110 млн сим-карт через некоторое время после активации клиенты «забросили» (операторы прекращают учитывать сим-карту, если она не активна в течение трех месяцев).

Статистика по операторам «большой тройки» выглядит чуть позитивнее общерыночной. В прошлом году МТС, «МегаФон» и «ВымпелКом» продали около 104 млн сим-карт, прирост составил 7,5 млн абонентов. На совокупных данных по рынку сказалось, в частности, «падение» базы абонентов Tele2, связанное с периодом слияния активов с «Ростелекомом» и в целом реорганизацией компании: за прошлый год Tele2 потерял 3,4 млн абонентов (на конец 2014 года их было 38,5 млн).

Аналитик AC&M-Consulting Михаил Алексеев уверяет, что реальный прирост абонентской базы происходил только до 2006 года. В частности, за 2005-й операторы «большой тройки» продали 70 млн сим-карт, а совокупная база абонентов выросла на 44 млн. С 2006–2007 годов, когда почти все население России обзавелось мобильной связью, началось исключительно перетекание абонентов от оператора к оператору, объясняет Алексеев.

Последние три года совокупная абонентская база остается почти неизменной — около 240 млн активных сим-карт. РБК опросил экспертов и участников рынка и выяснил, почему в России ежегодно продаются десятки миллионов «мусорных» сим-карт.

Некуда расти

Обеспеченность россиян сим-картами, по статистике AC&M-Consulting, по итогам первого квартала 2015 года превышает 167%, то есть на одного жителя России в среднем приходится почти 1,7 «симки». Возможностей для органического роста абонентской базы у сотовых операторов больше нет, уверен генеральный директор «ТМТ консалтинг» Константин Анкилов. «Поэтому в условиях высокой конкуренции операторы постоянно проводят различные акции. Зачастую вместе с ретейлерами они пытаются различными способами навязать свои сим-карты. Но в ходе таких акций привлекаются люди, у которых сим-карта уже есть. Лояльность абонента, который берет вторую или третью «симку», крайне низкая», — пояснил Анкилов.

Одноразовые пользователи

По статистике AC&M-Consulting, как минимум каждая пятая сим-карта в России одноразовая. Основная масса проданных сим-карт идет на замену, когда люди вместо смены тарифного плана или номера покупают новые контракты, утверждает директор по региональному маркетингу «ВымпелКома» Алексей Никитин. Более того, существует немало абонентов, которые постоянно «перетекают» от оператора к оператору, напоминает Белов. Также есть целый пласт пользователей, которые приобретают сим-карты «под случай»: люди не хотят публично «светить» основной номер и покупают «симку».

Весомый вклад в перенасыщение рынка «симками» вносят мигранты, которые приезжают в Россию на временные заработки. Алексей Никитин из «ВымпелКома» указывает на то, что мигранты приобретают сим-карты перед началом трудового сезона, а по окончании работ прекращают ими пользоваться. «Эти номера уходят в отток еще до конца года», — объясняет Никитин. Долю таких абонентов в общем «потерянных» «симок» эксперт оценить не смог.

Аналитик «Уралсиб» Константин Белов утверждает, что значительную долю «исчезающих» абонентов составляют отпускники. «Обычная вещь: человек приезжает в отпуск и в целях экономии покупает местную сим-карту, а потом, естественно, от нее избавляется за ненадобностью, — утверждает Белов. — Дело в том, что в России существует национальный роуминг, которого практически нигде в мире больше нет. Плюс в Европе сим-карта приобретается чаще всего вместе с устройством и к нему привязана, а у нас сим-карты отдельно, устройства отдельно».

Отток увеличивает растущий рынок «вторых и третьих сим-карт», указывает Константин Анкилов. С одной стороны, у россиян все чаще появляются вторые телефоны: по данным J’son & Partners Consulting, в 2014 году в России было продано 43 млн мобильных телефонов, из которых 26 млн устройств — смартфоны. Только число проданных смартфонов за прошлый год выросло на 47%. Кроме того, все чаще пользователи приобретают сим-карты не для телефонов, а для других устройств — планшетов, мобильных роутеров и др., для которых требуются сим-карты формата 3G/4G. «Человек покупает подобную «симку», а потом понимает, что почти во всех общественных местах уже есть Wi-Fi, а значит, выходить в интернет можно и без мобильной «симки», и из экономии прекращает пополнять счет», — говорит Анкилов.

Выгодоприобретатели

По словам Михаила Алексеева, высокая текучесть базы выгодна непрямым каналам дистрибуции — розничным сетям и другим партнерам сотовых операторов, поскольку они получают комиссии и премии от продажи пакетов подключений: размер вознаграждения, по оценке Алексеева, исчисляется «десятками миллионов долларов в год». Только в «Связном» по итогам 2014 года было продано около 10 млн сим-карт, причем тотальная доля подключений пришлась на МТС и «Связной Мобайл» (виртуальный оператор, созданный МТС специально для «Связного»)  — «МегаФон» и «Билайн» практически не сотрудничали в прошлом году с сетью. «Тот из операторов, кто первым возьмется за «сдувание пены» (распространение заведомо недолговечных сим-карт), рискует ухудшить краткосрочные финансовые показатели по выручке и рентабельности. И вряд ли кто-либо из менеджмента «большой тройки» пойдет на такой шаг», — уверен Алексеев.

Виталий Акимов (РБК)

Advertology.Ru

29.06.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

23.12.2024 - 10:47
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация