Новости

Россиян сразила бриллиантовая лихорадка

Россиян сразила бриллиантовая лихорадка

По словам экспертов, бриллианты — далеко не лучшие друзья инвесторов.

В декабре 2014 года спрос россиян на обработанные алмазы — бриллианты — вырос на 62% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Об этом «Известиям» рассказали на смоленском заводе «Кристалл» (самое крупное в России предприятие по переработке алмазов). В качестве инвестиций приобретать украшения с бриллиантами имеет смысл, только если они имеют историческую ценность, а камни — только максимального размера.

— В декабре 2014 года новогодний спрос на бриллианты — и камни, и ювелирные изделия — подскочил, — говорит Дмитрий Кунцев, гендиректор ООО «Ювелирная группа «Смоленские бриллианты» (продает бриллианты производства завода «Кристалл»). — Это связано в первую очередь с нестабильной экономической ситуацией в стране, ослаблением национальной валюты (в декабре биржевые курсы доллара и евро достигали 80 и 100 рублей соответственно; курсы ЦБ на 19 января: доллар — 65,17 рубля, евро — 75,86 рубля). При этом готовые ювелирные украшения, разумеется, пользовались более высоким спросом, на них прошлись более 50% продаж. Сертифицированные бриллианты приобретались скорее как предмет инвестиций. Цены на камни в обычно в пределах 9 тыс. — 1,5 млн рублей.

С прошлого кризиса стоимость карата обработанного алмаза выросла на 20%, но в 2014 году цена на обработанные алмазы снизилась. Цены сбивает Индия, которая гранит 80% всех алмазов мира, говорит эксперт по алмазно-бриллиантовому рынку из Rough & Polished Сергей Горяинов: местные огранщики получают дешевые госкредиты на покупку алмазов под залог сырья (те же российские банки не берут в залог алмазы) и пользуются дешевой рабочей силой.

— В целом в 2014 году индекс RapNet Diamond Index (RAPI, цены на бриллианты в мире и в России формируются на основании индекса и отчетов американской Rapaport Group) для бриллиантов весом 1 карат, или 0,2 г, упал на 8,7%, — говорит представитель «Кристалла». — RAPI для бриллиантов 0,3 карата снизился на 6,5%, а для камней 0,5 карата — вырос на 0,1%. Для драгоценных камней весом 3 карата RAPI опустился на 6,6%. В России в декабре 2014 года увеличился спрос на средние, весом в пару карат, и мелкие, весом в карат и менее, камни. Тут очевидное правило: при различных кризисных явлениях спрос уходит с дорогих позиций на более бюджетные — ювелиры в своем изделии камень в 1,5 карата заменяют камнем в центре в 0,5 карата и окружают его несколькими камнями в 0,1 карата. В итоге комбинация дает схожий визуальный объем, но по цене получается гораздо дешевле. Мы тоже подстраиваемся под рынок и сейчас выпускаем больше средних бриллиантов. Крупные камни придерживаем в реализации.

100% смоленского завода «Кристалл» принадлежит государству в лице Росимущества. «Кристалл» занимает 41% российского рынка бриллиантов и 1,3% мирового, 98% продукции компании идет на экспорт, 2% продается на российском рынке. По словам Горяинова, помимо «Кристалла» в России работают порядка 50 более мелких предприятий по переработке алмазов, большинство закупает алмазы у «Алросы» (добывает 97% российских алмазов). В «Кристалле» не стали раскрывать количественные и денежные значения по декабрю и IV кварталу 2014 года, отметив, что итоги будут подведены в марте. По итогам 2013 года «Кристалл» произвел 137,7 тыс. карат бриллиантов на $212 млн (масса бриллиантов измеряется в каратах, 1 г — это 5 карат). Выручка «Кристалла» от реализации бриллиантов составила $287,2 млн (159 тыc. карат).

Как отмечает Горяинов, средняя цена за необработанный якутский алмаз на 1 карат — $120–130.

— В 2015 году его стоимость увеличится еще на 6–7% из-за кризиса, — считает эксперт. — С прошлого кризиса 2008–2010 годов показатель вырос на 60%. Дело в том, что за последние 15 лет в мире не было открыто ни одного крупного месторождения алмазов: сокращение общей сырьевой базы способствует удорожанию товара. По прогнозам Rapaport Group, к 2025 году дефицит должен достичь по крайней мере 75 млн карат. Цены на бриллианты в России на несколько процентов отличаются от цен Rapoport, у «Кристалла» — в большую сторону, у якутских компаний — в меньшую.

Цена бриллианта в отличие от того же золота не зависит напрямую от веса: на стоимость обработанного алмаза также влияют цвет, качество огранки, чистота, пропорции, симметрия и качество поверхности. Небольшой бриллиант весом в 1 карат может стоить дороже камня в 10 карат, если характеристики последнего хуже.

— Так, камень с многочисленными недостатками в огранке может стоить на 50–60% дешевле, чем безупречный бриллиант с такими же массой, цветом и чистотой. Россияне ценят чистые и бесцветные бриллианты. Тут мы ближе по менталитету к Японии, а не к США: в США — главное масса, характеристики не так важны для покупателей, — говорит Кунцев.

Основные покупатели бриллиантов в России — профессиональные ювелиры и рядовые граждане. Положим, напуганному кризису россиянину удалось купить бриллиант. По законодательству РФ продать бриллиант могут организации и ИП, стоящие на специальном учете в Пробирной палате, и гражданину придется заплатить им комиссию, от нескольких процентов. В Пробирной палате «Известиям» заявили, что компании и предприниматели, чья деятельность связана с драгоценными камнями и металлами, получают свидетельство о постановке на учет через пять рабочих дней после подачи документов. Свидетельство выдается бесплатно, никаких дополнительных лицензий или аккредитации ни Пробирная палата РФ, ни Гохран (еще одно учреждение при Минфине, занимается в том числе сертификацией партии произведенных и ввезенных бриллиантов) не выдают. Если бриллиант продан без товарного чека и сертификата, продавцу-физлицу грозит штраф в несколько тысяч рублей по статье 19.14 КоАП. Если речь идет о крупном размере сделки (свыше 1,5 млн рублей), то успешный сотрудник правоохранительных органов сможет привлечь бриллиантового инвестора к уголовной ответственности по ст. 191 УК РФ («Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга») или по статьям о незаконном предпринимательстве, говорит юрист Павел Смыслов.

Горяинов указывает, что вкладываться в бриллианты имеет смысл, если речь идет о покупке камня максимального размера — и то это инвестиции, горизонт которых краткосрочным не назовешь, подтверждает Кунцев.

— Сертифицированные бриллианты интересуют главным образом ювелиров и других инвесторов-коллекционеров. Но при немедленной продаже камней и тем и другим также идет потеря цены — 30–40% от стоимости нового бриллианта. Специальной площадки по реализации приобретенных бриллиантов в России нет, то есть о вторичном рынке говорить предельно сложно.

Что касается ювелирных изделий, то при сдаче украшения в ломбард а рамках договора займа клиент потеряет 50–60% от первоначальной цены своего драгоценного залога. Обладатель ювелирного изделия может поискать покупателя и сам, но ему опять же требуется свидетельство Пробирной палаты — формально даже чтобы продать сережки соседке, подчеркнул Павел Смыслов. Как правило, профессиональные участники рынка не связываются с теми продавцами, у которых нет свидетельства Пробирной палаты. Смыслов подчеркнул, что ни вторичного рынка бриллиантов, ни ювелирных изделий в России нет — есть «скупка». Перспективы ювелиров в 2015 году, по словам собеседника, более чем мрачные: магазины и так пустуют, а цены на импорт, который превалирует в рознице, взлетели.

Большие проблемы могут появиться уже на этапе покупки: до 50% российского рынка бриллиантов и ювелирных изделий — это «серый» рынок и контрафакт, и на прилавках часто можно встретить изделия с синтетическими бриллиантами из Китая.

— Их сложно отличить от настоящих, — говорит Горяинов. — Они изготавливаются из синтетических алмазов — не добытых на месторождениях, а выращенных искусственно на заводах. При этом синтетический алмаз в несколько раз дешевле добытого. Если же вы, полные недоверия, решили закупиться в зарубежных известных мировых сетях ювелирных магазинов, то покупать много украшений, особенно от 5–10 одинаковых, не стоит. Российские таможенники могут посчитать, что вы везете их на родину для продажи, и тогда придется заплатить 35% от суммы ввезенной ювелирки.

Кунцев подтверждает, что рынок заполнен фианитами и муассонитами, которые продают под видом бриллиантов. В случае покупки фианита под видом бриллианта — потеря стоимости составляет 99,99%, муассонита — 98%, синтетического бриллианта — от 30% до 80%. Инвестировать в ювелирные изделия с бриллиантами разумно, только если приобретаемое украшение имеет историческую, антикварную ценность, констатируют эксперты.

Анастасия Алексеевских, Анна Лялякина (Известия)

Advertology.Ru

20.01.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

28.01.2025 - 07:10
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация