Черепашки против Чебурашки
Наши старые мультики мы, как правило, вспоминаем с ностальгией. Так же, впрочем, как и многое из старого кино. С удовольствием пересматриваем в который раз "Карлсона" и "Ну, погоди!". И глядя на наших детей, вздыхаем: "Бедные, почему же им приходится смотреть всякую заокеанскую халтуру? Куда же подевались наши мастера?"В самом деле, а куда они подевались?
КАТАСТРОФА
В начале 90-х годов окончательно развалился советский кинематограф, включая и мультипликацию. Причины известны. Государство прекратило финансировать отрасль, кинопрокат, прежде приносивший немалую прибыль, стал ему неинтересен, в кинотеатрах стали продавать мебель и китайские шмотки, а в обветшавших залах одинокие зрители смотрели американские боевики.
Замечательные мастера нашей анимации - Хитрук, Назаров, Хржановский и другие - замолчали. Ведь производство мультфильмов - дело очень хлопотное и затратное.
Оставалась слабая надежда на телевидение. Оно тоже постепенно переходило на коммерческие рельсы и, видимо, должно было заинтересоваться тем, что зрители всех возрастов всегда любили. Надежда рухнула в считаные месяцы. На ТВ быстро сообразили, что покупать дешевую продукцию за рубежом - художественные и мультипликационные сериалы - проще и выгодней, чем показывать что-то отечественное. Свои условия начал диктовать и стремительно развивающийся рынок телевизионной рекламы. Программа передач стала выстраиваться, исходя из интересов "рекламных пауз". Блоки рекламы начали появляться с определенной частотой, диктуя продолжительность программ между ними. Десяти-пятнадцатиминутные мультики в этот формат никак не вписывались.
И экран заполонили дешевые полнометражные "Спиди-гонщики", "Черепашки-ниндзя" и "Покемоны".
Как и в любом виде искусства, в мультипликации существует искусство как таковое и искусство массовое, "массовая культура". Произведения настоящего искусства - товар штучный. Юрий Норштейн делал каждый свой фильм по нескольку лет, но в результате появлялись "Ежик в тумане" и "Сказка сказок". Настоящие художники - редкость. Быть может, слава нашей мультипликации на том и зиждилась, что у нас настоящих художников было сравнительно много. Продукция же масскульта изготовляется и распространяется по своим правилам. Над мультсериалами в США и в Японии трудятся одновременно сотни людей. Одни просчитывают потенциальную аудиторию, другие придумывают образы, третьи их разрабатывают. И так далее. Это конвейер. Индустрия. А индустрия анимации предполагает сопутствующий товар - значки, куклы, брелоки с изображением героев. Все это приносит деньги. И все это хлынуло к нам.
Известно, что под воздействием массовой культуры меняется сознание людей. Тем более сознание ребят. Можно смело утверждать, что "Черепашки" и т.п. сильно повлияли на мироощущение и поведение нашего юного поколения - не в лучшую сторону.
ТИРАЖИРОВАНИЕ МАСЯНИ
Итак, главной бедой наших мастеров мультипликации стала невозможность выхода к зрителю. А тут еще и закон о рекламе подоспел, запрещающий вставлять ее в детские программы. ТВ стало активно изживать из эфира все, направленное на детскую аудиторию.
Но беда, как известно, не приходит одна: начал стремительно падать уровень нашего анимационного искусства. Молодые художники, быстро усвоив, что именно нужно рынку, все реже занимались подлинным искусством, и все чаще - компьютерными поделками. Если их даже и не купят - затраты-то на них минимальные!
В конце 2002 года наши мастера мультипликации объявили своим врагом № 1... Масяню. Понять их было можно. С большими трудами создавая качественную продукцию, они не имели возможности показать ее зрителю. А тут появился какой-то Олег Куваев, который на компьютере нарисовал пару уродливых придурков, вложил в их уста дебильные реплики, потом эту парочку увидел Леонид Парфенов, она ему понравилась, и вот, пожалуйста, - еженедельно ТВ демонстрирует Масяню всей огромной стране.
В самом деле, сколько в то время маленьких россиян мужественно отсматривали скучнейшую, на их взгляд, программу "Намедни" только для того, чтобы в конце насладиться несколькими минутами "Масяни"! В считанные недели "Масяня" приобрела всенародную известность. Ее образ стал тиражироваться, как некогда Телепузики или Покемоны. Олег Куваев, к чести его будь сказано, утверждал, что он никакой не аниматор, что Масяня - это просто шутка и он никак не предполагал, что она приобретет такую известность. И главное, по его словам, эта шутка была предназначена вовсе не для детишек.
Как бы то ни было, в начале 2003 года Леонид Парфенов перестал показывать "Масяню" в своей программе, про нее начали забывать. Это еще раз к вопросу о силе телевизионного влияния на наши (в данном случае - детские) приоритеты и стереотипы.
ГЛАВНАЯ СТУДИЯ СТРАНЫ
В советские времена студия "Союзмультфильм" была для отечественной анимации тем же, чем "Мосфильм" был для большого кино. То есть мультфильмы снимались не только здесь, но и в других городах - на студиях в Ленинграде, Свердловске, в некоторых столицах союзных республик, но именно на "Союзмультфильме" работали наши лучшие мастера, именно отсюда уходили в народ Волк и Заяц, Чебурашка и крокодил Гена, все наше "звездное".
В конце 80-х - начале 90-х "Союзмультфильм" захирел. Жизнь едва теплилась, а количество производимой продукции стремительно приближалось к нулю. Оборудование постепенно покрывалось пылью, а невостребованные мастера стали разбегаться кто куда. Те из них, кому повезло больше, начали работать в небольших частных студиях, обеспечивающих анимацией рекламные ролики. Другие и вовсе покидали профессию. А начальство студии больше всего было озабочено имущественными проблемами.
В 1992-м на "Союзмультфильме" появился бывший "всадник без головы", а ныне гражданин Америки, неотразимый Олег Видов. Вместе со своей женой Джоан Борстен он представлял интересы компании "Film's by Jove inc.". Супружеская пара сделала руководству "Союзмультфильма", ныне пребывающему в статусе арендного предприятия, заманчивое предложение. Звучало оно примерно так: "Ребята, что вы здесь киснете? Вы же на золоте сидите! Да за ваши мультики весь мир готов миллионы платить! Отдайте их нам. Мы их отреставрируем, переозвучим и будем продавать зарубежным прокатчикам-толстосумам. Да они за какого-нибудь Чебурашку многие миллионы платить будут!"
Перспектива показалась руководству студии заманчивой. Плохо ли, не ударив пальцем о палец, получать деньги из-за границы? Опять-таки и рассыпающиеся шедевры будут восстановлены, и производство можно будет возродить. И контракт, дающий право вышеупомянутой компании распоряжаться золотым фондом отечественной мультипликации по своему усмотрению, был подписан.
Десять лет пролетели, как один миг. За это время "Союзмультфильм", успевший превратиться из арендного предприятия в ФГУП, не получил из-за океана ни копейки. Хотя всем авторам перекочевавших к Видову и его супруге мультфильмов было известно, что их произведения отнюдь не пылятся на полке.
И тогда "Союзмультфильм" начал предпринимать попытки вернуть свое богатство назад. Новые владельцы в категорической форме отказались сделать это. Олег Видов заявил, что, во-первых, он потратил на реставрацию и переозвучку фильмов американскими актерами полмиллиона долларов, но вернуть их до сих пор не удалось. А во-вторых, контракт-то он подписывал с арендным предприятием "Союзмультфильм", а не с каким-то ФГУПом. Вот пусть арендное предприятие и спрашивает.
Ситуация сложилась патовая. В России появились первоклассные менеджеры, способные выгодно продавать качественную продукцию за рубеж, но сделать это с нашими лучшими мультфильмами не могли, потому что формально они нам не принадлежали.
Тогда "Союзмультфильм" подал иск в Арбитражный суд - с тем чтобы договор 1992 года был признан незаконным. Министерство культуры, в свою очередь, обратилось к американским прокатчикам с письмом, в котором содержалась просьба не работать с компанией "Film's...". Но никакого действия письмо не возымело. А американский суд, напротив, признал права этой компании на 25 часов шедевров советской мультипликации.
Пытались судиться с заокеанскими владельцами и отдельные наши художники. Так, Эдуард Успенский предъявил иск к Джоан Борстен, утверждая, что та продает "образ Чебурашки", в то время как правообладателем является он.
Судебные тяжбы продолжаются, дело так и остается в подвешенном состоянии.
ВОЗРОЖДЕНИЕ
И все-таки наша анимация не умерла. Она возрождается вместе с кинематографом. Активно работают блестящие мастера, сформировавшиеся как раз в смутные годы, - Михаил Алдашин, Константин Бронзит, Иван Максимов. Студии стали вкладывать деньги в большие анимационные проекты. Полнометражные мультфильмы с успехом идут в прокате - "Карлик Нос", "Алеша Попович". Да, мы заимствуем коммерческий опыт у "Шреков" и "Королей Львов", но разве это плохо? Ведь когда узнаешь, что будет сниматься продолжение "Ну, погоди!" - разве это не вселяет надежду? А там, глядишь, вслед за кинопрокатом к нашим мультикам снизойдет и ТВ...
"Труд"
08.04.2005
Комментарии
Написать комментарий