Статьи

К кетчупу добавили Кустурицу

Кустурица с кетчупом – новое рекламное блюдо. Даже те, кому не приходилось ездить в общем вагоне с цыганским табором понимают, что рекламировать продукты питания с использованием цыган – дело рискованное. Но кто не рискует, тот не выигрывает.
Рекламный ролик кетчупа "Балтимор - Цыганский", о котором еще до проката так много писала пресса, вышел на экраны. Это позволяет вести разговор об эффективности кампании в целом.

Существенными, с точки зрения маркетинговых коммуникаций, представляются три вопроса:
1. Как действует коммуникационная "трехходовка": PR- Реклама Рекламы – Рекламный Ролик?
2. Работает ли - и как, если работает, – креатив ролика "Балтимор - Цыганский"?
3. Может ли настоящее кино обрести свойства рекламы и какие перспективы это открывает для рекламы?

"Газировка" или PR?
PR-кампания, поводом для которой становится реклама, - дело обычное не только за рубежом, но уже и в России. Обычно в качестве факторов, возбуждающих интерес СМИ и публики к рекламе, используются: участие звезд, выдающийся бюджет, победа на рекламном фестивале или скандальное содержание рекламы. Большим по российским меркам рекламным бюджетом отличался, например, банк "Империал", скандальными информационными поводами - "Дарья" и "Тинькофф", претензиями на лавры Каннского рекламного фестиваля - "Вимм-Билль-Данн". Олег Тиньков использовал для PR-целей Оливеро Тоскани, демонстративно приглашая его на роль креативного директора, - где теперь Тоскани, и где его кретив? PR, работающий исключительно на шумиху, на количество упоминаний, – это информационная "газировка", от которой, в конечном счете, остается лишь "икота" типа: "А! Это те самые "любимые пельмешки!".

Приглашение Эмира Кустурицы для съемок ролика "Балтимор – Цыганский" - на фоне сомнительных PR-трюков не только благородно выглядит, но и является маркетингово целесообразным. Профессиональная пресса обратила внимание на такие внешние признаки эффективности как количественный резонанс. Однако, цель настоящего PR не в том, чтобы привлечь внимание большого числа ненужных компании и бренду людей (таковыми, например, являются завсегдатаи рекламных Интернет-форумов и читатели профессиональных изданий). Важнее - качественные аспекты PR-кампании, которые остались почти без внимания.

Кустурица – художник мирового уровня и потому PR-кампания "Балтимор-Цыганский" имеет социально и культурно позитивную основу. Имидж честного, социально ответственного ньюс-мейкера в дальнейшем позволит компании "Балтимор" более активно присутствовать в информационном пространстве и пользоваться (бесплатно!) вниманием СМИ. Связанная с демонстрацией социальной ответственности репутация – нематериальный актив компании, т.е., в конечном счете, - прибыли акционеров.

Бренд-арт – новое оружие рекламы
Второй элемент "трехходовки" - ролик-тизер, анонсировавший ролик Кустурицы. Его информационно-рекламный (анонсирующий) и дразнящий компоненты очевидны и не требуют пояснений. Важнее отметить то, что ролик-анонс позиционировал работу Кустурицы как произведение искусства, как короткое "кино" для специального просмотра. Это заранее выделяло ролик "Балтимор-Цыганский" из общего контекста функциональной рекламы.

Работа Кустурицы и его российских партнеров вызвала много радикальных отзывов в профессиональной среде. Лучший способ избежать субъективности – оценивать ролик, исходя из природы жанра, в котором он снят.

Традиционно существуют два типа рекламных сюжетов: в одном герой – сам продукт, в другом герой - потребитель. Реклама "Балтимор-Цыганский" относится к третьему сюжетному типу, в котором сюжет и продукт связаны опосредованно тонкой ассоциативной связью. По мнению классиков рекламы, такая подача является менее навязчивой и потому боле эффективной. Ассоциативные рекламные обращения состоят из двух относительно самостоятельных элементов – образа товара, истории (в печатной рекламе – образа) и ассоциирующего их текста.

Относительно истории о цыганской ярмарке и покупке лошади можно сказать, что, сняв ее, Кустурица остался Кустурицей - замечательным режиссером, настоящим художником. В десяти кадрах он сумел поведать зрителю живую, веселую историю из цыганской жизни. В ней все на месте – сюжет, костюмы, музыка, игра актеров и камера, работающая в адекватной повествовательной манере. Сюжет о цыганах едва ли не впервые используется в рекламе, что выделяет ролик "Балтимор-Цыганский" не только на фоне конкурентов. Но и на фоне рекламного контекста в целом. Заслуга рекламодателя и агентства здесь состоит в том, что они дали режиссеру "карт-бланш" и по условиям договора не вмешивались в его работу.

Рекламируемый продукт самим своим названием дал достаточно оснований для приглашения Кустурицы и съемок цыганского сюжета. Наличие в нем зерен белой горчицы само по себе не является особым достижением, так как 80% кетчупов содержат разнообразные вкусовые добавки, составляющие их довольно "утопическое" УТП. Однако наличие этого формального УТП стало достаточным поводом, для создания очень сильных и абсолютно оригинальных ассоциаций цыганской истории с "цыганским" продуктом. Ассоциации эти четко выражены без преувеличения отличным рекламным текстом: "Он был бы просто хорошим, если бы не был уникальным… Он бы и рад быть хорошим, но рожден быть уникальным". Данный текст на сто процентов соответствует сюжетному типу рекламы: Ненавязчивой ассоциации продукта и фабулы соответствует ненавязчивое синтаксическое построение фразы (использование сослагательных конструкций "и был бы", "и рад бы", "если бы"), которое вообще мало характерно для рекламы и потому – уникально. На лексическом уровне имеет место достойная уважения и уникальная для рекламы скромность оценочных эпитетов. Не нарушая закона о рекламе, авторы в данной конструкции свободно могли сказать "лучший", но сказали "просто хороший". Чувство нюанса и меры – черта профессионального копирайтинга.

Итак, УТП "Балтимор-Цыганский" создается не столько самим продуктом, сколько ассоциированной с ним историей. Как уже упоминалось, кетчупов с разнообразными добавками много, а вот ассоциированные с "Балтимор-Цыганский" цыгане – народ действительно абсолютно уникальный и сохранивший свою уникальность на протяжении многих веков. Слова "Он бы и рад быть хорошим, но рожден быть уникальным" применительно к цыганам - это попадание в "десятку". Достоверность текста, цыганской истории и типажей психологически мягко переносится на рекламируемый продукт. А чего же еще желать рекламодателю.

Интересны еще несколько мелких, но важных с точки зрения целого деталей.

"Ай-Нанэ-Нанэ!" не является девизом, как полагают некоторые критики. (Девизом являются слова "Он бы и рад быть хорошим, но рожден быть уникальным") Это музыкальное междометие играет роль звукового индекса - идентификатора цыганской национальности героев и… рекламируемого продукта. "Ай-Нанэ-Нанэ!" выполняет также функцию звукового якоря к которому психологически "цепляются" слова об уникальности и весь сюжет ролика. То есть в перспективе проката ролик вообще можно сократить до пэкшота со словами "Ай-Нанэ-Нанэ!".

Сверкающая золотая "фикса" у лошади и аккордеониста является аналогичным по коммуникационной функции предметным индексом. При этом она является и скрытой пародией на типичную "американскую" рекламу жевательной резинки, что еще более отстраивает ролик Кустурицы от текущего потока рекламы и придает ему юмористический подтекст.

Как говорил сам Эмир Кустурица, ему хотелось снять историю, в которой один цыган обманул другого при продаже лошади. Но обман не желательно ассоциировать с продуктом. И все-таки коллизия "обмана" в ролике удалось сохранить. В последнем кадре на заднем (за кетчупом) плане цыган догоняет убегающего от него коня, но ничего кроме фонового комического эффекта эта сценка не создает.

В целом, можно сказать, что Кустурице и его российским партнерам удалось средствами киноискусства создать образ уникального и качественного продукта. Гармоничное решение художественных и маркетинговых задач можно охарактеризовать как бренд-арт. – новый этап современных маркетинговых коммуникаций. Качества бренд-арта, совмещающие художественное и маркетинговое начало, позволяют преодолеть кризис зрительского интереса к рекламе и выдержать конкуренцию с новыми эффективными средствами продвижения и создания идентичности брендов.
Хашковский Алексей
Деловой Петербург

05.04.2005

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

30.01.2025 - 05:16
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация