Анализ рынков

Минфин обрисовывает пирамиды

Минфин обрисовывает пирамиды

Минфин снова выступил с инициативой ввести уголовное наказание за организацию финансовых пирамид. Причем на этот раз основным признаком пирамиды становится отказ компании от инвестирования привлеченных ею средств в пользу расчетов с другими кредиторами. По мнению юристов, под такие критерии могут попасть и добросовестные участники рынка, зато мошенникам обходить закон они не помешают.

Проект поправок к Уголовному кодексу и Кодексу об административных правонарушениях, устанавливающих ответственность за организацию финансовых пирамид, опубликован вчера на едином портале раскрытия проектов нормативных актов regulation.gov.ru. В этот раз понятие «финансовая пирамида» авторы законопроекта не предлагают. Более того, вопрос незаконности привлечения средств физических и юридических лиц ими вообще не поднимается. Под санкции оно попадает лишь в том случае, если привлеченные компанией средства направляются в сопоставимом размере не на предпринимательскую или инвестиционную деятельность, а на выплату дохода предыдущим вкладчикам. В случае привлечения средств свыше 1,5 млн руб. организаторов пирамиды ждет уголовная ответственность — вплоть до лишения свободы до шести лет (при особо крупном размере от 6 млн руб.). При меньших объемах привлечения организаторам пирамиды грозит административный штраф: до 50 тыс. руб. для граждан и до 1 млн руб. для компаний. Такие же штрафы будут взимать с тех, кто рекламирует деятельность пирамид.

Это не первая попытка Минфина противостоять пирамидами. В июне прошлого года ведомство уже направляло проект поправок по аналогичной теме в правительство. Там финансовая пирамида определялась как «деятельность по привлечению денежных средств или иного имущества физлиц, при которой выплата дохода осуществляется за счет ранее привлеченных средств, при отсутствии у организаторов инвестиционной и другой законной предпринимательской деятельности». Однако против законопроекта выступал Следственный комитет (СК), который посчитал, что формулировки Минфина противоречат Гражданскому кодексу, не запрещающему привлекать средства по договору займа (см. “Ъ” от 26 июня 2013 года). «На наш взгляд, замечания СК мы учли, направили новую версию на согласование в профильные ведомства и ждем от них ответа»,— заявил замминистра финансов Алексей Моисеев.

Поддержит ли СК законопроект Минфина на этот раз, пока неясно. По мнению экспертов, эта версия также небезупречна. «Формулировка, которую предлагает Минфин, слишком размыта, поэтому под нее могут попасть законопослушные организации, например, выдающие микрокредиты»,— считает управляющий партнер адвокатского бюро «Забейда, Касаткин, Саушкин и партнеры» Александр Забейда. По мнению участников рынка МФО, проблемы могут возникнуть у тех компаний, которые наряду с микрофинансовой также ведут иную деятельность и направляют туда часть средств. «Им придется доказать, что средства инвестируются в живой бизнес, и четко отразить это в своей бухгалтерской отчетности»,— говорит собеседник “Ъ”. При этом борьба с реальными пирамидами может оказаться неэффективной, опасаются юристы. «Предусматривая в статье такие признаки, как отсутствие инвестиционной, законной предпринимательской деятельности, законодатель сам показывает вариант ухода от ответственности — могут появиться пирамиды, которые формально будут заниматься инвестициями»,— отмечает председатель МКА «Александр Тонконог и партнеры» Александр Тонконог. Так, по мнению директора СРО НП «Микрофинансирование и развитие» Андрея Паранича, можно предположить, что для сокрытия признаков пирамиды компания будет, например, приобретать земельные участки или объекты недвижимости по многократно завышенной стоимости или заключать многомиллионные фиктивные контракты, например, на разработку программного обеспечения и т. д.

Но в целом принятие законопроекта хотя бы в таком виде экспертам кажется необходимым, причем как можно скорее. По словам господина Паранича, этот тип мошенничества набирает обороты под прикрытием относительно молодого микрофинансового рынка. «Рекламируются услуги МФО, что вполне законно, а договоры займа заключаются компанией, формально никак не связанной с МФО, и это пирамида в чистом виде, бороться с которыми пока невозможно»,— заключает он.

Ольга Шестопал, Евгения Крючкова (Коммерсантъ) Advertology.Ru

25.09.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

24.11.2024 - 17:07
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация