Анализ рынков

Капитальная скромность

Капитальная скромность

Небольшие банки верны себе. За несколько месяцев до вступления в силу новых минимальных требований к капиталу (300 млн руб.) исполнившие их — в меньшинстве. Впрочем, дело не только в традициях. Процветавшую ранее схемную капитализацию регулятор существенно усложнил. А вкладывать реальные деньги в изменившихся условиях готовы немногие. 

Последние данные о том, как продвигается докапитализация банковского сектора до 300 млн руб., необходимых к 2015 году, “Ъ” в кулуарах XII Международного банковского форума «Банки России — XXI век» в Сочи сообщил зампред Банка России Михаил Сухов. На 1 августа капиталом 300 млн руб. не обладали 136 банков с общей суммой нехватки 9,1 млрд руб., что составляет 28,7% требуемой величины. На начало года таких банков было около 180. Таким образом, пока — за четыре месяца до времени “Ч” — докапитализировались менее 50 игроков.

Впрочем, тут банки себе верны. «Темпы докапитализации, несмотря на большую абсолютную величину требуемых средств, примерно те же, что и в предыдущие два этапа,— указывает господин Сухов.— Дело в том, что в силу больших масштабов бизнеса возможностей заработать прибыль у банков с реальным капиталом от 180 млн гораздо больше, чем было у банков с капиталом от 90 млн руб.». Собственно, прибыль и есть основной источник текущей докапитализации, констатирует он.

Действительно, как показал опыт принудительной докапитализации банков — до 90 млн руб. с 2010 года и до 180 млн руб. с 2012-го, большинство игроков с капитализацией не спешат, а многие и вовсе предпочитают все делать в последний момент, исчерпав другие, в том числе схемные, возможности. Так, например, в 2011 году из 185 банков с нехваткой капитала в начале года к ноябрю осталось больше половины — 103 игрока. При этом за ноябрь их число сократилось сразу до 69.

Впрочем, по мнению самих банкиров, объяснений этому может быть несколько.

«Подавляющее большинство недокапитализированных банков все равно рано или поздно лишатся лицензии — все это понимают, в том числе и собственники. А для того, чтобы увеличить капитал, в банк хотя бы на день надо завести реально “живые” деньги. Их сегодня у многих просто нет, поэтому и тянут»,— рассуждает собеседник “Ъ” в одном из мелких банков. С другой стороны, продолжает банкир, реально процесс докапитализации банка затягивается в среднем на полгода. По его словам, на практике Банку России довольно непросто доказать, что акционер прислал с кипрского офшора реальные легальные деньги, постоянно просят какие-то справки — одним словом, процедура не из легких.

Впрочем, сейчас в ЦБ рассчитывают, что текущая капитализация у многих банков будет происходить за счет честно заработанной прибыли, без схем. «Основание для таких оценок — ужесточение регулятивной среды, произошедшее по итогам анализа опыта предыдущих этапов докапитализации»,— пояснил господин Сухов. Речь идет об ужесточении требований к качеству активов, включая требование безусловного создания резервов при отсутствии подтверждающих это качество документов, установлении препон кассовым махинациям, письме 172-Т, ужесточающем подход к выявлению и борьбе с сомнительными операциями, включая установление лимитов, при превышении которых за банком начинается тотальный контроль, часто заканчивающийся отзывом лицензии, и пр. Всего этого раньше не было. «Специфика сегодняшней ситуации в том, что с ЦБ теперь практически невозможно договориться. Ну, заведете вы схемный капитал в банк, а дальше что?.. Теперь проверки ЦБ — это сборная солянка совершенно неизвестных ранее сотрудников, зачастую из регионов. Поэтому договорные отношения в такой ситуации установить непросто»,— признается представитель небольшого банка.

Гораздо более жесткое регулирование и есть главное отличие текущей докапитализации от предыдущих, констатирует Михаил Сухов. Отсюда логично вытекает еще одно отличие, а именно менее рыночный характер сокращения числа недокапитализированных игроков. Если раньше они теряли этот статус чаще по собственной воле — как через увеличение капитала, так и через консолидацию с другими игроками или преобразование в небанковские кредитные организации, то теперь на фоне расчистки рынка от сомнительных и неустойчивых игроков заметную роль играет фактор принуждения, указывают эксперты. Так, с начала года к 1 августа лицензий по разным основаниям лишились около 20 игроков с капиталом менее 300 млн руб. (а всего за семь месяцев лицензии лишился 41 банк). Таким образом, устранение почти половины случаев несоответствия новым требованиям по капиталу за семь месяцев текущего года обеспечили не сами банки, а ЦБ.

С учетом всего этого прогнозировать, сколько банков останется за бортом на этот раз, в ЦБ не берутся. Осторожны в своих оценках и сами банки. «Думаю, что заметная часть банков лишится лицензии, если они не смогут привлечь новых партнеров или, например, не преобразуются в НКО,— рассуждает зампред Далетбанка Андрей Самарцев.— Мы же надеемся нарастить свой капитал за счет прибыли, нам не хватает всего около 12 млн руб.». Хотя, по оценкам партнера BDO в России Дениса Тарадова, в условиях того, что времени на докапитализацию осталось немного, реально исправить ситуацию смогут не более 20% проблемных банков. «Об увеличении капитала было известно давно. Все, кто хотел увеличить капитал, либо это уже сделали, либо находятся на финишной прямой»,— уверен он. Вместе с тем надзор не всесилен и за всеми уследить не в состоянии, поэтому банки все равно продолжат искать пути обхода, рассуждает собеседник “Ъ” из банка, входящего в седьмую сотню.

Светлана Дементьева, Елена Ковалева (Коммерсантъ)
Advertology.Ru

04.09.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

20.12.2024 - 05:03
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация