Статьи

Фееричное столкновение

На днях казанская компания "Нэфис косметикс" получила предписание выплатить 3 млн руб. штрафа за выпуск шампуней "Миленькая фея". Как решил арбитражный суд, эта марка "схожа до степени смешения" с "Маленькой феей" уральского концерна "Калина". Штраф стал новым эпизодом пиратской войны между компаниями, длящейся почти два года. Причина конфликта – конкуренция за рынки сбыта.

"Калина" тоже должна "Нэфис". Правда, гораздо меньше – всего 300 000 руб. за стиральный порошок под названием TriMax, который в ноябре 2004 года в суде был признан плагиатом принадлежащей казанцам марки BiMax. Однако более значительные потери от запрета производства TriMax несут дистрибуторы "Калины". По словам менеджера одной из торговых фирм, попросившего не указывать своего имени в печати, на складах партнеров уральского концерна скопились большие партии TriMax, и компании несут прямые убытки, не имея возможности реализовать данный продукт. Некоторые из них все же попытались торговать TriMax после судебного запрета. В начале марта "Нэфис косметикс" подала иски на 10 дистрибуторов "Калины", которые были замечены в реализации запрещенного порошка.

Случайная копия

За время конфликта между двумя производителями косметики и бытовой химии на рынке успели подзабыть, кто из них начал первым. К "Нэфис косметикс", и ранее предъявлялись претензии по поводу копирования чужой продукции. Несколько лет назад самарская компания "Весна" безрезультатно пыталась оспорить права "Нэфис" на торговую марку "Капли Sorti", обвиняя казанцев в подражании своей марки "Капля". Екатеринбургский концерн "Калина" никогда ранее в плагиате замечен, а тем более обвинен, не был. Стоило ожидать, что появление TriMax вызовет претензии со стороны "Нэфис косметикс", которая вовсю раскручивала свою марку стирального порошка. Конфликт мог негативно сказаться на рейтинге уральской компании, готовившейся в тот момент к публичному размещению акций. Тем не менее в апреле 2003 года "Калина" запустила TriMax в производство.

По словам пресс-секретаря "Калины" Сергея Казанцева, бренд TriMax был придуман концерном самостоятельно и воплотил в себе идею универсального средства, которое одновременно выполняет три функции – удаляет пятна, не портит ткань и придает ей приятный аромат. Когда в июне 2003 года в компании заметили, что на рынке уже существует BiMax, то решили прекратить выпуск своего порошка. Однако в интерпретации "Нэфис" ситуация выглядит иначе. "Мы восприняли появление TriMax как атаку со стороны "Калины", – говорит пресс-секретарь "Нэфис косметикс" Алексей Брусницын.

Стиральный порошок BiMax является одним из самых успешных товаров "Нэфис косметикс" – его доля в объеме продаж компании составляет 12%. По данным КОМКОН, в 2004 году BiMax регулярно пользовались 8,4% покупателей подобной продукции. Затеяв судебный процесс против "Калины" и не дождавшись окончательного решения, казанцы в ответ в марте 2004 года начали производство шампуня "Миленькая фея". Бренд "Маленькая фея", с которого он был скопирован, по популярности занимает третье место в России среди детских шампуней после Johnson’s Baby компании Johnson & Johnson и "Дракоши" от "Калины".

Прекращения производства "Миленькой феи" "Калине" удалось добиться только в декабре 2004 года. Но, по словам начальника юридического отдела "Нэфис косметикс" Юлии Благиных, компания не согласна с последним решением суда о штрафе в 3 млн руб. и собирается подать апелляцию.

Точки пересечения

Зачем концерну "Калина" понадобилось "наступать на хвост" казанской компании, участники рынка только гадают. По слухам, владелец и гендиректор "Калины" Тимур Горяев в неформальных беседах признавался, что с запуском TriMax он погорячился.

Интересы обеих фирм сосредоточены в разных рыночных сегментах. По данным Российской парфюмерно-косметической ассоциации, "Калина" контролирует около 34% отечественного рынка средств по уходу за кожей и около 16% – средств по уходу за полостью рта, в то время как "Нэфис косметикс" такую продукцию вообще не производит. С уральским концерном "Нэфис" пересекается лишь на рынках шампуней, туалетного мыла и бытовых моющих средств (ее доля, например, в сегменте средств для мытья посуды составляет 35%). Профилем казанской компании является выпуск бытовой химии – на данном рынке она занимает второе место в России после Procter & Gamble. С другой стороны, "Калина", еще в 1998 году купившая Омский завод синтетических моющих средств, давно заявляла о желании приблизиться к позициям лидеров этого направления.

Но на рынке косметических средств догонять приходится "Нэфис". Пять лет назад, когда "Калина" уже выстраивала федеральную сбытовую сеть, "Нэфис" только-только выбралась из состояния банкротства. В 1998 году на казанском комбинате было введено внешнее управление и – при посредничестве правительства Татарстана – принята схема расчета по долгам с помощью компании "Межрегионгаз". Первые инвестиции в развитие начали поступать "Нэфису" только в 1999 году, когда комбинат подписал контракты с итальянскими поставщиками об установке нового оборудования. До сих пор "Нефис косметикс" серьезно уступает своему уральскому конкуренту по обороту – 1,85 млрд руб. за три квартала 2004 года против 3,75 млрд руб. у "Калины".

Самая правдоподобная версия причины конфликта двух компаний – соперничество за региональных дистрибуторов. "Продукция "Калины" и "Нэфис косметикс" зачастую проходит через одного дистрибутора, – рассказал "Ко" топ-менеджер конкурирующей фирмы. – Соответственно, обе компании пытаются всеми правдами и неправдами переманить его на свою сторону". В пользу этой версии свидетельствует текст презентации порошка TriMax, которую "Калина" будто бы распространяла среди дистрибуторов – TriMax там назван "продолжением серии BiMax с новой, улучшенной рецептурой" (презентацию "Ко" предоставила "Нэфис косметикс"). Несмотря на такое утверждение, спрос на продукт, запущенный на рынок без рекламной поддержки, оказался невысоким. Хотя "Калина" прекратила производство TriMax задолго до судебного решения, запретившего его сбыт, товарные запасы так и не были распроданы. "Уже прошло два года, а порошок "Калины" до сих пор появляется в рознице", – подчеркивает Алексей Брусницын из "Нэфис".

Спор не закончен

Штраф в 300 000 руб. на "Калине" называют "соответствующим" той прибыли, которую концерн получил от продаж TriMax за три месяца производства.

По словам Сергея Казанцева, запуск TriMax не сопровождался значительными финансовыми затратами. "Для производства нового порошка были перенастроены существующие мощности, а когда мы от него отказались, то стали использовать эти линии для выпуска порошков под другими марками", – поясняет он. По тому же пути пошла и "Нэфис косметикс", наладив выпуск шампуней "Миленькая фея" на существующих мощностях. По подсчетам "Калины", шампуни "Миленькая фея" казанская компания выпускала в объеме более 74 000 флаконов в месяц, при этом продукт продавался в рознице значительно дешевле уральского оригинала.

Впрочем, "Нэфис косметикс" на нем также заработала немного – всего в 2004 году компания в среднем продавала за месяц около 2,5 млн флаконов шампуней различных марок. И запрет на "Миленькую фею" не стал для казанцев большой потерей. В конце января "Нэфис косметикс" объявила о выводе на рынок новой линейки шампуней Polza, Polzavit, Vito’s и Cokel, благодаря которым надеется существенно укрепить позиции в этом сегменте, увеличив свою долю с 4% до 11%.

Выпуская дешевый шампунь, по внешнему виду сходный "до степени смешения", "Нэфис", вероятно, рассчитывала отомстить "Калине" за ее выходку с TriMax. Про владельца "Калины" Тимура Горяева поговаривают, что у него "взрывной характер"; очевидно, гендиректор "Нэфис косметикс" Дмитрий Хайбуллин может быть не менее эмоциональным в решениях. По словам начальника юридического отдела "Нэфис косметикс" Юлии Благиных, компания не желает довольствоваться штрафом в 300 000 руб., которых она от "Калины" пока не получила. "Мы собираемся подать еще один иск к "Калине", для того, чтобы взыскать доход от производства TriMax и за другие месяцы, поскольку на самом деле производить этот порошок "Калина" начала раньше апреля 2003 года", – говорит Благиных. Выплачивать концерну 3 млн руб. казанская компания пока не спешит.

Марина Шумилина
"Компания"

23.03.2005

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

27.01.2025 - 19:22
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация