Школа рекламиста

Что эффективнее: продавать мечты или продукты?

Что эффективнее: продавать мечты или продукты?

Может ли в принципе бренд рождать эмоции? Ответ очевиден: да. Каждый из нас навскидку сможет привести сразу несколько брендов-икон, оставляющих эмоциональный след в нашем сознании: Соca-Cola, Apple, Marlboro, Microsoft, Prada и т.д.

Задача рекламного контента – родить эмоциональную связь аудитории с продуктом. В современном мире эта мысль стала одной из превалирующих в маркетинге. Джозеф Палмер из исследовательской организации Advertising Research Foundation, например, полагает, что эмоции куда сильнее когнитивной составляющей сознания. Согласно Палмеру, человек лучше всего запоминает эмоции, а не факты. Следовательно, месседж к аудитории, наполненный глубокой эмоциональностью, работает эффективнее, потому что запоминается лучше.

Рекламные постеры Coca-cola, Apple, Marlboro и Adidas

На создание эмоциональной ауры вокруг продукта, в основе которой призыв купить мечту, а не продукт, направлены усилия многих компаний, причем из самых разных сфер. Рациональной продуктовой рекламе сегодня огромное количество брендов предпочитают креатив, затрагивающий в потребителе чувственную сторону восприятия. Но есть и ложка дегтя в этой бочке сладких, как мед, эмоций. Креативную рекламу можно сравнить с манящим запахом стейка, но при этом без самого стейка. В ней нет «мяса», полезной информации, апеллирующей к рассудку и позволяющей принять решение о покупке на когнитивном уровне. Подобная реклама в большинстве случаев не сказывается никак – ни положительным образом, ни отрицательным – на продажах. Согласно исследованию американской консультационной компании Center for Emotional Marketing, делая ставку только на эмоциональную рекламу, невозможно увеличить продажи.

Чтобы понять, почему это так, нужно перевести разговор в несколько другую плоскость. Как человек принимает решение о покупке, чем он руководствуется – эмоциями или разумом?

Есть категории товаров, при покупке которых мы руководствуемся в большей степени эмоциями, а есть такие, которые мы покупаем, исходя, в основном, из рациональности.

К «чувственной» категории относятся такие товары, как косметика, драгоценности, одежда, парфюмерия, предметы роскоши и пр. К «рациональной» – стройматериалы, мебель, продукты первой необходимости, автомобили и т.д. Соответственно, логичным будет предположить, что товары первой категории требуют создания «эмоционального» месседжа от бренда, а товары второй категории – функционального.

Так ли это? Аржун Чаудери, декан отделения маркетинга Фэрфилдского университета, например, имеет иную точку зрения на этот вопрос. Потребитель, считает он, испытывает в процессе любой покупки эмоциональную вовлеченность (спорить с этим бессмысленно, во всех наших решениях в разных пропорциях присутствуют и логика, и чувства). Но степень этой вовлеченности разная при решении о приобретении разных товаров. Дорогое золотое украшение, например, вызывает высокую эмоциональную вовлеченность, а еда или моющие средства – низкую. И задача маркетолога – создать дополнительную эмоциональность вокруг продукта, рождающего низкую вовлеченность.

Очевидно, что если рациональность и эмоциональность в той или иной степени присутствуют во всех решениях потребителя, касающихся покупок, то и в маркетинговой политике бренда они присутствовать должны. Не стоит делить мир на черное и белое и сводить маркетинг либо только к функциональной продуктовой рекламе, либо только к креативной, порождающей эмоции. Истина всегда где-то посередине.

Вопрос в том, как эффективно использовать потенциал эмоционального воздействия контента на аудиторию? Для этого нужно четко понять:

  1. Какие именно эмоциональные связи вы хотите создать с целевой аудиторией?
  2. Приведут ли они к увеличению продаж?

Эмоции различны. Негатив – тоже эмоциональная связь. Какую именно эмоцию вы хотите вызвать у человека и зачем вам это? Есть бренды, которые намеренно останавливаются на забавной подаче информации о себе, желая вызвать у аудитории улыбку, положительные чувства. Но дает ли им это рост продаж? Давайте попробуем поискать действительно нужную эмоцию, которая приведет к ожидаемому результату. Восхищение? Неодолимое желание иметь этот продукт? Но столь сильные эмоции практически невозможно породить в человеке с помощью маркетингового месседжа. А вот доверие аудитории к бренду – это, пожалуй, вполне потягаемая эмоция, ее можно вызвать, если создавать и распространять контент, дающий действительно полезную информацию экспертного уровня.

Когда мы говорим о входящем маркетинге, вырисовывается следующая картина: люди идут к вам не за эмоциями, а за информацией. И они хотят, по большому счету, объективности: фактов, аргументированного рассказа о преимуществах вашего продукта, непредвзятого сравнения с продуктами других марок, перечисления плюсов и минусов. Если аудитория находит эту информацию в вашем блоге, а главное, если ваш продукт действительно хорош, она, скорее всего, вновь вернется к вам. Благодаря такому контенту степень ее лояльности к вам возрастает, возрастает доверие к вам как к эксперту рынка. Создание имиджа эксперта в той отрасли, где вы ведете свою деятельность, косвенно оказывает влияние на ваши продажи.

В данном случае вы, апеллируя к разуму, вызываете эмоцию – доверие к вашему бренду.

Не стоит рассчитывать на любовь аудитории с первого взгляда. Вы не сможете увеличить ваши продажи, только вызывая у людей улыбки и приятные ассоциации. Никто не совершает покупок, слепо подчиняясь одним только чувствам. Вот что говорит по этому поводу доктор психологии Кэрол Муг: «Реалистичная, рациональная оценка свойств в большей или меньшей степени присутствует во всех случаях принятия решения, а также сопутствует всем точкам отличия вне зависимости от силы эмоций, лояльности или возбуждающих свойств товаров».

Любовь к бренду вызывается крепкими аргументами: качеством продукта, историей компании, личностями основателей, ценностями бренда и многим другим. Есть серьезные сомнения, что можно искусственно создать бренд-икону, вызвать с помощью эмоционального рекламного месседжа утрированные чувства аудитории. Как мы уже говорили выше, исследования показывают, что чисто эмоциональный месседж никак не влияет на продажи. Завоевание доверия аудитории – это рациональная работа. Создать эмоциональную вовлеченность необходимо, но только с помощью нее невозможно строить бизнес, нужна золотая середина.

К примеру, вот уже несколько десятков лет Volkswagen организует для широкой публики экскурсии по территории своего завода. На этих экскурсиях потенциальным покупателям рассказываются эмоциональные истории создания автомобилей, задача которых – вызвать особое отношение к компании и ее машинам. Но что будет, если качество автомобилей этого бренда (а продукт, как мы понимаем, – это главный аргумент, фундамент любого маркетинга) снизится? Поможет ли концерну маркетинг впечатлений? Да, еще на какое-то время, пока инерционное движение истории, заполненной вескими аргументами, не закончится. Ну а дальше – конец всему.

Светлана Кузнецова, texterra.ru

18.11.2013

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

23.11.2024 - 17:09
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация