Победители -ТИПOМАНЬЯКИ
Звершилась вторая TYPOMANIA - международный конкурс шрифтового видео. Наши поздравления победителям!
Праздник TYPOMANIA (www.typomania.ru) призван объединять мастеров и молодежь, привлекая внимание к все еще редкой профессии художника-шрифтовика.
Сегодня состав участников конкурса с двумя номинациями - общей и специальной (для анимации логотипа TYPOMANIA) заметно расширился за счет 15 российских городов (в прошлом году была только Москва), а также стран Балтии, Барселоны и Парижа, а возглавить жюри пригласили известного шрифтового дизайнера Катрину Заск.
В судейскую команду вошли художник, режиссер и аниматор Михаил Алдашин, арт-директор ТНТ Елена Шанович и известные дизайнеры: Олег Векленко (Украина), Юрий Гордон, Игорь Гурович, Елена Китаева, Борис Трофимов, Андрей Шелютто, Вера Евстафьева.
Главный организатор фестиваля Александр Васин подчеркивает: иностранцы поднимают планку и помогают окончательно преодолеть затянувшийся разрыв с собственной авангардной традицией, хорошо усвоенной за рубежом. И с радостью добавляет, что, все-таки, первый приз остался в России.
Смотрите ролики и читайте интервью с членом жюри Борисом Трофимовым!
TYPOMANIA 2013: Международный фестиваль типографического видео
Первое место
Посмотреть ролик "Багаж" (1.7 Мб)
Скачать ролик
Название: Багаж
Страна: Россия
Екатерина Конева / Москва
Второе место
Посмотреть ролик "Typomania robot" (1.9 Мб)
Скачать ролик
Название: Typomania robot
Страна: Россия
Константин Курносов, Максим Сенченко / Красноярск
Третье место
Посмотреть ролик "Karloff" (1.8 Мб)
Скачать ролик
Название: Karloff
Страна: Франция
Christofer Wilson, Thibault de Fournas / Париж
Дипломы
Посмотреть ролик "Слон и Моська" (2.1 Мб)
Скачать ролик
Название: Слон и Моська
Страна: Россия
Кузенкова Анастасия / Москва
Посмотреть ролик "Alquimia" (2.2 Мб)
Скачать ролик
Название: Alquimia
Страна: Россия
Павел Паратов / Москва
Посмотреть ролик "Pleasantville" (3.9 Мб)
Скачать ролик
Название: Pleasantville
Страна: Россия
Шипкова Анна / Москва
Посмотреть ролик "Media 2" (1 Мб)
Скачать ролик
Название: Media 2
Страна: Украина
Михаил Лубяной / Харьков /
Посмотреть ролик "Typomania in cube" (1.3 Мб)
Скачать ролик
Название: Typomania in cube
Страна: Россия
Даниил Орловский / Москва
Посмотреть ролик "Pianist titres" (0.8 Мб)
Скачать ролик
Название: Pianist titres
Страна: Россия
Шенцева Анастасия / Москва
Спец-диплом от организаторов Типомании:
Посмотреть ролик "Basketball" (1.4 Мб)
Скачать ролик
Название: Basketball
Страна: Россия
Григорий Терно / Москва
Спец-диплом от проекта I HAVE A DREAM
Посмотреть ролик "Flying Typomania" (1.5 Мб)
Скачать ролик
Название: Flying Typomania
Страна: Россия
Алексей Фрукта / Москва
У диктофона - Борис Владимирович Трофимов, художник-график, академик Академии графического дизайна, куратор фестивальной выставки "Самые красивые книги Германии".
Борис Владимирович, вы - член жюри. Как оцениваете ситуацию на конкурсе, уровень работ? В этом году «Типомания» приняла иностранцев...
У меня впечатление неоднозначное, при том что есть вещи, которые нравятся. Вся проблема заключается в одном: у нас типографический уровень изначально не очень высокий. Это заметно по городским вывескам, навигации, печатной продукции, телевизионной. Все это делает столицу провинциальным городом. Все это мешает типографике быть увлекательной, неожиданной. Неожиданных вещей на фестивале тоже не было. Поэтому, наверное, важен не только результат конкурса, сколько сам смысл мероприятия. Надо провести много «Типоманий», чтобы результат был бы оригинальным, непредсказуемым.
Вместе с тем, работа в жюри интересна: у каждого свой подход к оценке роликов. И это хорошо, потому что ты корректируешь свои собственные взгляды. А серьезность оценки сразу показывает степень интереса члена жюри к этому продукту. И когда мнения не сходятся, бывает полезно сменить угол зрения. Я, например, как человек, любящий типографику, являюсь сторонником чистоты и точности. Простые ролики мне нравятся больше, чем сложные. И знаковое высказывание я ценю больше, чем расплывчатое, литературное, смысловое. Мне кажется, что (при всем уважении к жюри и автору), ролик «Дама сдавала в багаж» - это довольно декоративная история, не с современным звучанием. Здесь шрифт используется как элемент украшения. А ведь шрифт - это еще и звук. И вот эта амплитуда высказывания, амплитуда звукового ряда, выбор языка, выбор интонации, на которой вы говорите, должен быть выразительным. А тут все очень прямолинейно, буквально. Но в типографике буквы должны использоваться не буквально (если маленькая собачка, то должен быть непременно маленький шрифт, залаяла собачка - шрифт задергался). Это неинтересно.
Прелесть типографики заключается в ее многообразии. Можно строчками выложить пейзаж - вполне реалистичный. Но буквы - это несколько иной материал. У них есть своя материя и свои способы выразительности. Для того чтобы написать слово «холод», нюансы букв могут сделать слово холодным. Здесь нет литературы, здесь есть ощущения. Эта типографика мне ближе
Но, в то же время эти ролики - выполнение учебных заданий, а не работы на конкурс типографики. В рамках «Типомании» это вполне нормально. На более серьезном фестивале должны быть несколько другие задачи и критерии. И тут развитие - дело времени.
А откуда черпаются ощущения, о которых вы говорите? Может быть, стоит выбирать неслучайные тексты? Вкладывать в слова и даже буквы особые значения?
Можно дать задание студенту создать текст как целостное высказывание. Это довольно интересно. Одно дело, когда даешь определенный текст, другое дело - индивидуальный выбор, собственный ритм. Кто-то берет Введенского, кто-то социальные лозунги, кто-то СМСки - короткие фразы, решенные в одном блоке. У посыла должно быть лицо, потому что единственная задача типографа - заставить читать текст и визуально им наслаждаться.
На меня произвел сильное впечатление перечень всех замученных евреев в период войн в Пражской синагоге. Там выбран специальный шрифт и размер, черные имена с красными заглавными буквами отделяются друг от друга квадратиками, это задает ритм. Притвор синагоги от потолка до пола записан этими именами, и все вместе создает эффект количества, стены. Воздействует именно глубина типографического слоя. А в ролике «Багаж» никакой глубины нет. Это, конечно, всего лишь одна из возможных систем типографического изображения. Но интереснее то, когда посредством шрифта рождается само послание.
Что-то подобное вы заметили на конкурсе?
Да, были работы хорошие. Но, все же, конкурс - ситуация субъективная. Вы можете послать свою работу на пять фестивалей и получите пять совершенно разных историй. Правда, встречаются идеальные решения, когда какая-то работа получает единогласное «да» на всех конкурсах с большим отрывом от других.
Advertology.Ru
18.06.2013
Комментарии
Написать комментарий