Репортажи

TYPOMANIA: праздник чистописания

TYPOMANIA: праздник чистописания

Нынешний праздник молодых шрифтовиков прошел под знаком каллиграфии. Небольшой фоторепортаж с первого дня фестиваля. 

В прошлый раз был «праздник букваря», а сегодня, по меткому определению организатора фестиваля Александра Васина, - праздник прописи и чистописания. И это интереснейший, и, кажется, даже поворотный момент. Репутация шрифтовика в массовом сознании колеблется нынче между корифеем и профаном, «советским занудой» и «перестроечным шутом». И роль шута-профана - в последние 20 лет приелась настолько, что колесо скрипнуло и чуть-чуть повернулось в сторону «порядка». Но этого «чуть-чуть» хватило, чтобы явился на свет удивительный артефакт, достойный, по словам известного каллиграфа Евгения Добровинского, презентации на биеннале современного искусства. Судите сами:

TYPOMANIA: праздник чистописания

TYPOMANIA: праздник чистописания

TYPOMANIA: праздник чистописания

То, что занимает целую стену одного из цехов бывшего завода «Флакон»  напоминает знаменитую «Стену плача» и являет собой настоящую новую архаику - тут и ежедневный, трехлетний труд, и замах на громадное количество текста (непременное условие профессиональной состоятельности каллиграфа), и личное желание научиться говорить на «языке написания», его тесно-телесное, ни на каких курсах непреподаваемое, проживание. С одной стороны. С другой - скучный, морально устаревший, всеми разруганный «Бонк». Не любимый роман, не высокочтимый Словарь и, тем более, не священный текст, а нечто массово-расхожее, со всею серьезностью удостоенное «сакральной» коммуникации.

Но ведь не с учебником, а с латиницей.  Любовь Натальи Торопицыной к латинице безгранична до абсурда - художница призналась, что переписала римским капитальным шрифтом.... «Ежика в тумане», так что нежный, эфемерный ежик стал монументальным. Наталья - иллюстратор, естественным образом добравшийся и до текста. Впереди, очевидно, Livre d'artiste. Но такого экстравагантного начала не будет уже ни у одного из корифеев жанра. Думается, дело не столько в Наталье даже и не в школе Евгения Максовича Добровинского, сколько во времени, о чем свидетельствует еще один проект - вырезать буквы римского кэпитала на мраморе. Идея другой ученицы Добровинского - Ольги Умпелевой.

TYPOMANIA: праздник чистописания

TYPOMANIA: праздник чистописания

TYPOMANIA: праздник чистописания

Евгений Максович как-то показал ученикам «камешки», благо в Крыму, куда школа выезжает уже много лет, немало старинных кладбищ. Теперь мастер шутит: можно жить спокойно: надгробие мне ученики сделают. Ольга признается, что прикосновение к камню после компьютерных бдений настолько потрясающе, что хочется резать по мрамору всю жизнь.

Страсть по реальности выплескивается  в материал и инструмент, в буквы и расхожие, а то и в «неподобающие» тексты (где-нибудь на выставке актуального искусства Торопицынский «Ежик» был бы остроумным «посвящением» Гоголевскому Башмачкиу).

Тренд тронулся, точнее, болото вездесущей виртуальной расхлябанности начинает подергиваться ледком рукотворного мастерства, а баланс свободы и необходимости начинает тяготеть к желанной симметрии. В молодежной среде. Приятно.

Послушаем учителя. Евгений Максович Добровинский, каллиграф, член Союза художников, Союза дизайнеров России, академик Академии графического дизайна.

Помнится, на одной выставке в Музее искусство народов Востока, я видела прекрасную каллиграфию современных художников с Ближнего Востока. Но музейщики относились к работам скептически: никакого сакрального текста внутри вязи не было - чистая декорация. Вот и сейчас удивительной красоты и чистоты каллиграфический труд в 700 листов может быть посвящен обычному учебнику английского...

Стоит учесть, что эта каллиграфия, все-таки, шла изнутри, человек хотел изучить язык - и это желание срослось с умением писать. Наталья Торопицына - прекрасный каллиграф, и, вдобавок, иллюстратор, занимается книгами. Конечно, лучше было бы, если бы это было Моисеево Пятикнижие...

У меня в Израиле был опыт знакомства с переписчиками Торы. Конечно, у них все более цельно. Но это не умаляет качества работы обычного каллиграфа. Мы в школе долгое время пишем просто буквы...

Но ведь и буква, понятая как сакральный текст или даже просто как текст, самодостаточна.

Совершенно верно. И очень красивые выходят листы, посвященные поиску формы одной-единственной буквы. Для непосвященного глаза все смотрится одинаково, а мы видим, в чем разница. И это магическое зрелище - одна буква 10 листов, и мы анализируем нюансы и ошибки...

TYPOMANIA: праздник чистописания

TYPOMANIA: праздник чистописания

TYPOMANIA: праздник чистописания

Вы преподаете культурологию шрифта? Погружаете в кульрурную традицию письма?

Это сложный вопрос: в какую культуру прогружать? Если взять русскую традицию, то мы не занимаемся историческими шрифтами (это особое направление - вязь, полуустав, устав, скоропись). Я же ориентирую студентов на занятие современным искусством. Я довольно долго прожил в Израиле, я знаю иудейскую традицию  -  там самая мощная традиция письма, ибо оттуда алфавит произошел - и арабский, и греческий, и кириллический, и латинский - в основе всего алфавит из 22 букв, которыми были написаны Моисеевы Скрижали. Но я сознательно не погружаю туда людей - религиозные и философские вопросы я оставляю открытыми. Во-первых, у меня разные люди, во вторых, религиозное начертание - это  совсем другие дела. Сам я занимаюсь, это мое, но не преподаю. - только каллиграфию в контексте современного ее понимания.

И, все же, вы в лекции упомянули о том, что каллиграфия выстраивает личность. Расскажите. 

Об этом много можно рассказать. Представляете, взрослого человека посадить и сказать: пиши палочки. Мне нужно 100 листов палочек. На каждом листе примерно 20 строчек и в каждой строке 50 - 200 палочек на листе. 100 листов - 2000 палочек. К следующему занятию. И он пишет. Я знаю, чего это стоит! Он должен обязательно преодолеть себя.   Кто не выдерживает - уходит. У меня свободное посещение, я не выдаю никаких дипломов, все построено на личном интересе к профессии и к моему преподаванию. Конечно, мне интересны те, кто делает успехи. Но я никого не гоню - лишь однажды я попросил человека уйти - он создавал нездоровую атмосферу в группе.

Я принимаю почти всех, кто хочет, правда, сначала долго отговариваю. Потому что обидно, когда человек начинает дело и потом говорит, что не сдюжил. И жалко времени и сил.

И как меняются те, кто остается?

Очень сильно. Потому что занятие письмом - само писание, вождение рукой по бумаге и изображение букв в разных сочетаниях связано с развитием мелкой моторики, за которую отвечают, грубо говоря, определенные доли головного мозга. Я по себе знаю: гибкость и чувствительность пальцев у меня, почти 70-летнего человека, очень высокая. Я даже не могу брать теплые предметы, которые для нормального человека привычны.

Я сейчас говорю о физиологии, но обретение почерка, стиля, ощущение стильности в письме - важнейшая духовная вещь, оно ювелирное, оно напрямую связано с тем, как человек себя ведет, как одевается и так далее. Почерк - один из «перекрестков» развития личности. И то, что в современной школе дети не пишут руками, когда-нибудь аукнется. У меня есть знакомые, которые преподают каллиграфию в самых ведущих технических вузах. Специально для развития тонкой моторики пальцев.

TYPOMANIA: праздник чистописания

TYPOMANIA: праздник чистописания

TYPOMANIA: праздник чистописания

Да, расстановка птичек в клетках в тесте ЕГЭ и железная логика заменили нам возможность написать авторский текст собственной рукой. А как меняется отношение ваших студентов к тексту? Все ли им равно, что писать?

Это грустно: почти все они работают  в разных дизайнерских бюро и выполняют чудовищные заказы. У них нет выбора. У меня они получают реабилитацию: мы пишем красивые стихи на выбор. В конце первого года мы пишем сонеты - они выбирают сами. И структуру сонета.

И очень важно (я специально слежу за этим), чтобы это не было тухло, в смысле, не было бы стилизацией «подо что-то», обращено вспять, в антиквариат. Современная каллиграфия должна обладать признаками современности: другой инструментарий, другая бумага, другой ритм жизни. Нельзя просто воспроизводить классический шрифт, там есть признаки нового. Для профессионального глаза. Они современные каллиграфы  и это помогает им в дизайне. Например, безошибочно выбрать шрифт - размер, жирность, цвет, ритм. Года через три ежедневных занятий они чувствуют написанный текст кожей.

Слово «талант», кстати, в моей школе не произносится совсем. Руки не трясутся? Зрение нормальное? Значит, вы можете быть каллиграфом.

Мне кажется, каллиграфия похожа на хоровое пение...

Мне трудно судить. Я чаще привожу параллели с поэзией или с музыкой, которой я очень увлечен, чем с визуальным рядом. Я говорю студенту: вот послушай строчку, композицию - вот такая похожая у тебя ошибка в каллиграфии. И это гораздо интереснее. Это приобретает объемность, глубину междисциплинарную.  Очень важно, что они не ремесленники, они понимают каллиграфию не только в контексте изобразительных, пластических искусств, а вообще в широком контексте культуры. В которую включена и музыка, и литература (особенно поэзия, потому что в поэзию включен ритм).

TYPOMANIA: праздник чистописания

TYPOMANIA: праздник чистописания

TYPOMANIA: праздник чистописания

Вы сейчас засадили студентов за живой перформанс и попросили убрать музыку. А вообще - импровизация под музыку, особенно перкуссионную, возможна? Опыты рисования под музыку есть, но я не слышала о классической каллиграфии. Скорее, это художественные акты, идущие от импровизации к иероглифу или букве 

Конечно. Я как-то сам, в конце 80-х, выступал вместе с очень хорошим польским джазовым оркестром. Я раскатывал такие длинные листы и в ритме джаза работал.

Это был джем или вам давали послушать фонограмму?

Это была чистая импровизация, я ее очень люблю. С барабанами было бы просто идеально. Это очень энергозатратная вещь, ее нельзя делать часто, но если бы кто-нибудь предложил, можно было бы попробовать.

Спрашивала Юлия Квасок
Advertology.Ru

18.06.2013

на печать


Комментарии

petrosin
01.09.2013 10:10 | сообщение #1
 

Очень жаль что с приходом глобальной компьютеризации уходит в прошлое искусство каллиграфии. Современная молодежь все больше деградирует, наверное лет через 50 без компа смогут ставить только крестик вместо подписи.

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

25.11.2024 - 18:37
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация