Статьи

Модельный бизнес рэкетиров

В России процветает патентный рэкет. Поскольку проще всего получить патент на полезную модель, именно она и стала средством давления на конкурентов. Схема весьма проста: заметив не запатентованную в России, но активно используемую полезную вещь или технологию, некто обращается в патентное ведомство с соответствующей заявкой, получает патент и становится единственным правообладателем на ее производство и продажу.

Потом этот некто выявляет нарушителей своих прав и требует от них заключения лицензионного соглашения, а в случае отказа - инициирует возбуждение против нарушителей уголовного дела. Первое такое дело в России уже идет.

Фальшполы

31 января управление информации и общественных связей ГУВД Москвы сообщило о задержании при въезде в столицу 20 грузовиков с контрафактными фальшполами ("Бизнес" подробно рассказывал об этом 3 февраля 2005 года). "При проверке документов на ввозимый товар были задержаны крупные партии контрафактных фальшполов, которые завозились в Россию с нарушением таможенного законодательства и не имели необходимых документов (сертификатов, патентов). К тому же груз был оформлен на подставные фирмы-однодневки",- говорилось в официальном сообщении ГУВД. Самое любопытное в нем то, что патент, в отличие от сертификата, вовсе не является необходимым документом для ввоза товара. И то, что ГУВД ссылается на его отсутствие, свидетельствует, что милиционеры действовали по наводке патентовладельца. Потому что только ему могло прийти в голову потребовать от лиц, сопровождающих груз, предъявить патент на фальшполы.

Владельцем патента на фальшполы в России является заместитель директора компании ДНТ Сергей Кардашев. Очевидно, он и "помог" милиционерам обезвредить конкурентов - компанию "Контал" (именно ее груз был задержан). Теперь ГУВД, помимо нарушения прав патентовладельца, обвиняет эту компанию, а также другие фирмы, конкурирующие в России с ДНТ, в неуплате налогов, легализации и отмывании денег, контрабанде и т. д. Казалось бы, правда восторжествовала - честный бизнесмен помог милиционерам обезвредить нечистоплотных конкурентов.

Однако теперь уже сам "Контал" (фальшполами в России компания занимается давно, и до сих пор все было нормально) требует справедливости. Как сообщила "Бизнесу" Ольга Крысанова из юридической фирмы "Си Эм Эс Камерон МакКенна", представляющей интересы "Контала", юристы компании оспаривают в Краснопресненском суде столицы постановление о возбуждении уголовного дела в отношении гендиректора "Контала" Валерия Зверева. За этим, скорее всего, последует оспаривание действия и самих патентов, которые получил на фальшполы Сергей Кардашев. "Контал" и его адвокаты считают, что "изобретатели" из ДНТ инициировали милицейские проверки и последующее возбуждение уголовного дела по надуманным основаниям с одной целью - обязать "Контал" заключить с ДНТ лицензионное соглашение и получить компенсацию $1,5 млн.

Милиционеры, впрочем, считают эти основания вовсе не надуманными. Напротив, они горячо поддерживают инициативу патентовладельцев. "Без масштабных операций вроде задержания 20 грузовиков с фальшполами владельцу патента было бы трудно защитить свои права,- говорит и.о. начальника управления информации и общественных связей ГУВД Павел Климовский.- А нам, в свою очередь, сотрудничество с патентовладельцами помогает проводить такие масштабные операции, в результате которых выявляется большое количество правонарушений".

Тем не менее Максим Смаль, адвокат генерального директора "Контала" Валерия Зверева, настаивает, что "данное дело - по сути попытка создать судебный прецедент, который бы узаконил новую форму рэкета в России - патентного".

Бератор

История с фальшполами - не первый случай патентного рэкета. Как рассказал "Бизнесу" начальник юридического отдела ООО "Союзпатент", патентный поверенный РФ Алексей Залесов, в январе 2005 года было прекращено действие патента на полезную модель № 34451 - печатное издание (варианты), которую запатентовало издательство "Бератор". По словам Залесова, ООО "Бератор", запатентовав модель печатного издания на разъемном блоке, известного у нас уже полвека, разослало конкурентам предупреждение, что производство и распространение аналогичной продукции является незаконным. Одна из компаний, получившая такое предупреждение, оспорила право ООО "Бератор" на патент и выиграла дело в Роспатенте.

Правда, "Бератор" категорически отрицает, что получило патент с целью подорвать бизнес конкурентов. По словам директора издательства Александра Орехова, все было с точностью до наоборот: запатентовать бератор издательство решило, чтобы обезопасить себя от недобросовестной конкуренции. "Наше издательство давно работает на рынке профессиональной литературы,- рассказывает Александр Орехов.- И мы много раз сталкивались с проблемой пиратства: находятся деятели, которые подделывают (копируют или печатают на типографском оборудовании) нашу продукцию и продают ее. Кроме этого, в России весьма распространены случаи мошенничества, когда некие предприимчивые граждане регистрируют чужую торговую марку (или получают патент на не принадлежащую им технологию), а потом предлагают ее реальному владельцу заплатить „отступные". Начав выпускать бераторы, мы понимали, что очень скоро этот продукт станет популярным, и решили запатентовать конструкцию, чтобы было легче бороться с „пиратами", когда они появятся. К нашему большому сожалению, мы оказались правы - „пираты" действительно появились".

Как выяснил "Бизнес", сейчас в Палате по патентным спорам рассматривается несколько дел о признании патентов на полезные модели недействительными. Среди них - патент на полезную модель вездехода, который запатентовал один из российских автогигантов. Если этот патент останется в силе, автозавод объявит другие внедорожники, бороздящие просторы России, контрафактными и может засудить их производителей и продавцов, как это произошло в истории с фальшполами.

"В последние два года „Союзпатент" отмечает „экспоненциальное" увеличение обращений клиентов с просьбой помочь в ситуации, когда производство и продажа продукции оказались под угрозой из-за претензий третьих лиц о нарушении исключительных прав на полезную модель,- говорит Алексей Залесов.- В большинстве случаев данная продукция производилась (или устройства использовались) до даты приоритета оспариваемого патента. Зачастую инициатором дел о нарушении патентных прав является конкурент или бывший работник предприятия, подавший заявку, получивший патент на полезную модель и использующий его для сведения счетов с бывшим работодателем или для устранения с рынка конкурента".

Бутылки и гвозди

Патентный "бизнес" имел место и раньше, только прежде рэкетиры патентовали в основном изобретения и регистрировали товарные знаки. Как рассказал "Бизнесу" партнер юридической фирмы "Городисский и партнеры" Владимир Бирюлин, патентный рэкет в России начался именно с изобретений. "Несколько лет назад компании „Интеллект" удалось запатентовать обычную пивную бутылку емкостью 0,5 л и несколько других столь же обычных вещей,- говорит Бирюлин.- Как только фирма получила патент, она тут же разослала всем производителям пива письма с требованием платить небольшой процент с продажи каждой бутылки. Похожая история произошла с патентом на гвоздь. А вот совсем недавний случай: один умелец получил патент на майонезный пакет с завинчивающейся крышкой и предъявил претензии крупной компании, которая производит майонез в такой таре. Патент действует и сейчас, но мы смогли убедить умельца отозвать претензию".

Но чаще всего, по словам Владимира Бирюлина, патентный рэкет разворачивается вокруг товарных знаков. "Таких дел сотни. Вот характерное: пират зарегистрировал товарный знак известного пива „Кирин", воспользовавшись тем, что владелец перестал его поддерживать на территории России. Мы потратили несколько лет, чтобы вернуть товарный знак законному владельцу. Что же до патентов на полезные модели, то не так давно мы успешно оспорили действие патентов на ушные свечи и магнитостриктеры",- говорит он. И советует всем, кто подвергся подобному рэкету, обращаться за помощью к юристам, работающим в области патентного права,- самостоятельно бороться с рэкетирами, утверждает Бирюлин, бесполезно.

"Запатентовать можно хоть велосипед"

Патентный рэкет был бы невозможен, если бы не дыры в законодательстве. Особенно много пробелов в области использования исключительных прав на полезную модель. Благодаря этим дырам, патент на полезную модель обещает вскоре стать абсолютным чемпионом по злоупотреблениям, оставив позади пиратское присвоение товарных знаков и доменных имен. Почему так происходит и как защитить свои права добросовестным производителям, обозревателю "Бизнеса" НАТАЛЬЕ БАРАНОВСКОЙ рассказал начальник юридического отдела ООО "Союзпатент", патентный поверенный РФ АЛЕКСЕЙ ЗАЛЕСОВ.

- Чем отличается полезная модель от изобретения?

- В отличие от изобретения, патент на полезную модель выдается после формальной экспертизы без проверки существа заявленного технического решения. А права патентообладатель имеет такие же, как владелец патента на изобретение или промышленный образец. Патент на полезную модель действует до восьми лет с момента подачи заявки (при условии уплаты пошлин за поддержание). Кроме того, для полезной модели, в отличие от изобретения, законом установлено требование "относительной мировой новизны", то есть факты применения на территории других стран не порочат новизну полезной модели в России.

- То есть, можно получить патент на вещь, которая давно известна?

- Можно, если описание этой вещи не публиковалось в печатных изданиях. Многие иностранные производители, выходя на наш рынок, с удивлением узнают, что их продукция, не один год производившаяся у них в стране, оказалась запатентованной в России в виде полезной модели "талантливым автором", и поэтому ее импорт под угрозой. Еще более иностранцев удивляет то, что по российскому законодательству открытое применение модели за рубежом не является основанием для оспаривания новизны такой "талантливой разработки" в России.

- Чем еще привлекательна полезная модель для рэкетиров?

- Получить патент на полезную модель можно всего через два-три месяца после подачи заявки. И стоит это недорого: пошлины на патентование на порядок меньше, чем при регистрации товарного знака, в пределах 2 тыс. руб. Но главное, что привлекает рэкетиров,- гарантированная законом возможность получения патента на непатентоспособный объект, а так же возможность осложнить жизнь добросовестному производителю. Процессуальное законодательство также позволяет такому "патентовладельцу" втянуть в тяжбу производителя. Кроме того, хотя по закону патент на полезную модель может быть признан недействительным, никакой ответственности недобросовестный заявитель в этом случае не несет.

- А какая предусмотрена ответственность за нарушение патентных прав?

- В соответствии со статьей 147 УК РФ нарушение патентных прав по полезной модели при наличии определенных квалифицирующих признаков является уголовно наказуемым деянием. Один из наших клиентов привлечен в качестве подозреваемого по такому делу, возбужденному по заявлению его конкурента следователем прокуратуры. И хотя отечественная практика не знает пока примеров осуждения за нарушения исключительных прав на полезную модель, самой процедуры следствия уже вполне достаточно, чтобы доставить конкуренту массу незабываемых впечатлений.

- Что же делать добросовестным производителям, чтобы защититься от рэкетиров?

- Самим патентовать полезные модели. Производителям нужно подавать заявки и получать патенты на выводимую на рынок продукцию как на полезную модель. Если продукция обладает новизной, подобный патент будет предоставлять надежную правовую защиту на срок до восьми лет. В любом случае, ссылка на наличие патента переведет любой спор в гражданско-правовую плоскость и позволит прекратить уголовное дело по статье 147 УК РФ. Конечно, принцип "патентуем все" сопряжен с серьезными затратами (госпошлина, оплата труда патентоведа по составлению и делопроизводству по заявке), но такой подход позволяет избежать куда больших потерь. Ну а если все-таки патентование по каким-то причинам не применяется, то можно посоветовать запасаться доказательствами (желательно документальными) фактов преждепользования и его объемов, а также фактов открытого применения изделий на территории РФ.

 

НАТАЛЬЯ БАРАНОВСКАЯ
"Бизнес"

10.03.2005

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

27.12.2024 - 08:47
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация