Про дизайн

Унылый ноль: шедевром какого рода является новая Мариинка

Унылый ноль: шедевром какого рода является новая Мариинка

Архитектор второй сцены Мариинского театра Джек Даймонд во вторник заявил журналистам, что считает новую Мариинку «венцом» своей карьеры. Венцом стал банальный торговый центр.

Никогда не видел живьем великую и, без сомнения, ужасную оперу «Поворот винта» Бенджамина Бриттена. И вот я в Питере, а Мариинка как раз дает «Поворот». В легком ознобе (я родился и вырос в этом городе и считаю его единственным своим) заранее вышел из дома, чтобы заодно оcмотреть вторую сцену Мариинки, с которой только скинули леса. 

Конечно, я был подготовлен к этому свиданию - глянул выложенные в интернете снимки самого нервного петербургского строительного проекта последнего 20-летия. Конечно, я был поражен увиденным. Но, должен признаться, к общему ругательному воплю я присоединился по инерции, без внутренней убежденности.

Унылый ноль: шедевром какого рода является новая Мариинка

Нельзя судить архитектуру по любительским изображениям, думал я, стоя на набережной Крюкова канала, уже чуть рассмотрев Вторую Мариинку. Затем я стал ее обходить неспешно. Что сказать? Возмущению моему не было предела. Но это было необычайно тихое возмущение, скорее растерянность. Живая, осязаемая Новая Мариинка совершенно исключала ту единственную эмоцию, которую возбуждали ее снимки в интернете, - все что угодно, но она не безобразна. Мариинка-2 - это свидание с пустотой. 

Так может выглядеть торговый центр в любом большом городе мира - Лондоне, Лос-Анджелесе, Мадриде, теперь вот в Петербурге. Мариинка-2 получилась ровно такой, какой она не могла померещиться никому из тех, кто начинал этот проект, включая руководителя театра Валерия Гергиева. Первым был проект Эрика Мосса, американской звезды постмодернистского взгляда на мир в архитектуре. Как свидетельствует блестящий критик Григорий Ревзин, «театр в его исполнении оказался своего рода кучей из больших стеклянных мешков, которые меланхолически отражали в себе сумрачное петербургское небо». Проект был компактным, и одно это уязвляло восходящую мощь русского госкапитализма начала 2000-х. Десять лет назад Мариинка была на пике славы - безусловно, первой сценой страны, едва ли не самым развивающимся музыкальным театром мира.

Сменщик Мосса, француз Доминик Перро подыграл новому русскому куражу. Он исполнил как бы то же самое, но, как свидетельствует Ревзин, «в пять раз больше». И вот тут проект Перро попал под удар как со стороны алчных русских подрядчиков, которые, как и все алчные подрядчики, были заинтересованы в заморозке проекта, так и со стороны бескорыстной общественности Петербурга, которая осознала, что в историческом центре появится самодовольное чудище современной архитектуры. Великая мечта о великой новой сцене великого театра была заморожена, демонтирована и в конце концов выброшена. На месте котлована возникла пара скромных и толковых канадских кризис-зодчих. Они быстро реализовали единственное отчаянное пожелание заказчика - побыстрее, поскромнее, чтобы особо не загораживало и не отсвечивало. Не поленитесь, посмотрите, как выглядит, скажем, Дом Оперы в Монреале. Получилось по-канадски скромно. За вычетом, разумеется, цены этой скромности. 

Это история не про воровство, не про победу Плохого вкуса над Хорошим. Это история про то, что в сегодняшней России в реализации больших архитектурных проектов невозможны никакие победы или поражения. Только ничья. Унылые, плоские нули растущих смет. 

Мариинка - это памятник подсознанию. Здесь реализовалась подлинная внешнеполитическая доктрина России, маскируемая вялыми декларациями об особом пути - раствориться, слиться то ли с Евроатлантической цивилизацией, то ли с растущей азиатской. Носить серое. Скромничать. При этом осваивая нескромные бюджеты. 

Есть распространенный взгляд на предназначение архитектуры - она должна радовать глаз, пытаться воссоздать образ Божественной красоты, единственный и неделимый. Просто он был разбит человечеством на миллиарды осколков. (Поэтому мой глаз абсолютно счастлив в Италии.) Это наивный взгляд, он сразу же упирается в спор о том, каким был этот образ. Однако мы можем сойтись на том, что архитектура должна по крайней мере рассказывать людям истории. В первую очередь о своем времени. И в этом смысле Мариинка-2 - абсолютный шедевр.

Игорь Порошин, креативный продюсер телеканала «Россия-2»,
forbes.ru 
Advertology.Ru

17.04.2013

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

17.11.2024 - 18:13
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация