Репутационный аудит: современный подход его применения
Семинар "Репутационный аудит: современный подход и отраслевые стандарты его применения" состоялся в рамках XVI Международного фестиваля «Дни PR в Москве» 29 ноября 2012 года.
На мероприятии собрались руководители PR-служб компаний, представители коммуникационных агентств, СМИ и учебных заведений.
Новый стандарт аудита представил один из соавторов методики - Максим Муссель, председатель Комитета РАСО по исследованиям в коммуникационной сфере, директор по развитию ВЦИОМ, управляющий партнер IFORS.
Выступление вызвало большой интерес участников, многие отмечали, что в индустрии PRочень не хватало структурного, целостного подхода - такого, какой был представлен на семинаре, где ключевыми понятиями стали корпоративный бренд и идентичность. Теоретические аспекты подкреплялись большим количеством реальных кейсов из клиентской практики.
Пройдя «боевое крещение» на фестивале, методика репутационного аудита, рекомендованная Комитетом РАСО по исследованиям в коммуникационной сфере, теперь представлена широкой публике и для использования специалистами.
Методические рекомендации по проведению, одобренные Комитетом РАСО по исследованиям в коммуникационной сфере. Разработка IFORS, 2012.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Определение центрального понятия
Репутация - восприятие и отношение к компании её целевых аудиторий.
Репутация существует в головах представителей целевых аудиторий, т.е. во внешней средепо отношению к компании, среде восприятия.
Не являются репутацией:
- Информационный образ компании, существующий в публичном медиа-пространстве, т.е. формируемый публикациями СМИ и рекламой (это отдельный конструкт, который влияет на мнения и отношение ЦА, т.е. оказывает воздействие на формирование репутации)
- Восприятие и отношение к компании, существующее у НЕцелевых аудиторий
-
Восприятие и отношение к компании, существующее у руководства компании, владельцев, ключевых сотрудников (т.е. не надо смешивать «целевые аудитории» и «носителей идентичности»)
Носители репутации - Целевые аудитории компании (корпоративного бренда)
Типовыми аудиториями любой компании являются:
- Потребительская целевая аудитория
- ЦА «Общество»
- ЦА «Партнеры и поставщики»
- ЦА «Инвесторы»
- ЦА «Регуляторы» (госорганы)
- ЦА «Персонал и соискатели»
Ошибка ограничивать спектр аудиторий, например, рассматривать в качестве значимой только ЦА «Потребители». Для каждой аудитории создается свое «обещание» (позиционирование) компании (корпоративного бренда)
Структура репутации
Знание |
Аудитории узнают идентификаторы компании |
Аудитории знают сферу деятельности и функционал компании |
|
Аудитории знают составляющие бренд-портфеля |
|
Аудитория знает корпоративную идеологию (ЦА «Персонал») |
|
Оценка |
Аудитории воспринимают эмоциональный образ компании |
Аудитории воспринимают «обещания» компании |
|
Аудитории считают предложение компании выгодным |
|
Лояльность |
Аудитории повторно используют услуги/рекомендуют компанию |
Аудитории поддерживают инициативы компании |
Факторы формирования репутации
Репутация компании формируется через среду контактов компании с аудиториями. Среда контактов включает:
1. Коммуникации компании
a. Рекламные коммуникации
b. PR-коммуникации (информирование посредством публикаций в СМИ, организация мероприятий и др.)
c. Программы стимулирования
2. Деятельность компании
a. Потребительское предложение
b. Процесс обслуживания
c. Организация производства
Источник для формирования содержания коммуникаций и деятельности и организации процессов коммуникаций и деятельности
Корпоративная идеология, которая является формализованным отражением идентичности (внутренней среды) компании, определяет, какими должны быть коммуникации и деятельность по форме и содержанию. Корпоративная идеология включает ответы на вопросы:
Часть 1. Корневая идентичность:
- Для чего существует компания, ее предназначение (корпоративная миссия)
- Каковая глобальная цель компании (корпоративное видение)
- Чем занимается компания, ее специализация и ключевые компетенции (корпоративная роль)
- Каковы ключевые принципы компании (корпоративные ценности)
- Какими определениями можно описать компанию (характеристики корпоративного бренда)
Часть 2. Имиджевая идентичность
- Чем компания отличается от конкурентов (комплекс позиционирований для аудиторий)
-
Каков эмоционально-ассоциативный образ компании (метафора корпоративного бренда)
Общая схема формирования репутации
Развитая позитивная репутация формируется при трех условиях:
- Высокий качественный уровень внутренней среды и среды контактов
- Прохождение сигнала между средами без барьеров и искажений
-
Последовательность формирования только от внутренней среды к среде контактов и далее к внешней среде
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Цели проведения репутационного аудита
- Выявление разрывов между средами
-
Определение дальнейших действий (что изменить последовательно в каждой среде)
Задачи аудита
1. Выявление актуального состояния репутации (внешней среды):
a. знание компании (корпоративного бренда)
b. оценки компании (корпоративного бренда)
c. отношение к компании (корпоративному бренду)
d. предпочтения в отношении деятельности и коммуникаций (к каналам и инструментам информирования, к программам и инструментам деятельности)
2. Оценка качественного уровня:
a. корпоративной идеологии (состояния внутренней среды)
b. корпоративных коммуникаций и деятельности (состояния среды контактов)
3. Выявление разрывов между средами:
a. разрыва между внешней средой (актуальной репутацией, т.е. текущим восприятием и отношением) и средой контактов в части корпоративных коммуникаций
b. разрыва между внешней средой и средой контактов в части деятельности
c. разрыва между внутренней средой (актуальным состоянием корпоративной идеологии) и средой контактов в части корпоративных коммуникаций
d. разрыва между внутренней средой и средой контактов в части деятельности
4. Анализ данных о средах и разрывах, подготовка рекомендаций по устранению барьеров и искажений.
Структура вопросов, на которые должен ответить репутационный аудит
Задачи |
Вопросы |
1. Выявление актуального состояния репутации (внешней среды) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Оценка качественного уровня сред |
|
|
|
|
|
|
|
3. Выявление разрывов между средами |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Методология проведения аудита
Задачи |
Метод |
1. Выявление актуального состояния репутации (внешней среды) |
|
|
Количественные опросы ЦА
|
|
|
|
|
|
|
2. Оценка качественного уровня сред |
|
|
|
|
|
|
|
3. Выявление разрывов между средами |
|
|
Сопоставительный анализ данных, полученных в ходе выявления актуального состояния репутации (внешней среды) и оценки качественного уровня сред |
|
|
|
|
|
Периодичность проведения аудита
Направление |
Периодичность |
1. Выявление актуального состояния репутации (внешней среды) |
Ежегодно |
2. Оценка качественного уровня сред |
Ежегодно |
|
раз в 2-3 года |
|
раз в полгода |
|
Ежегодно |
3. Выявление разрывов между средами |
Ежегодно |
Официальный спонсор XVI Международного фестиваля "Дни PR в Москве" - ОАО «Мобильные телесистемы» (МТС)
Партнеры круглых столов - Компания развития общественных связей (КРОС), Компания «Медиалогия» и ОАО «НПК «УралВагонЗавод»
Организационный партнер - Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Партнеры мероприятия: Представительство Международной Ассоциации бизнес-коммуникаторов в России (IABC/Russia), Ассоциация Коммуникационных Агентств России (АКАР), Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР), Ассоциация компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС), Российская Ассоциация Маркетинговых Услуг (РАМУ), Русское управленческое сообщество (РУС)
Партнер мероприятия в Беларуси - IPR, Belarus
Партнер мероприятия в Казахстане - Национальная Ассоциация по связям с общественностью Республики Казахстан (НАСО)
Генеральный информационный партнер - РИА Новости
Федеральный информационный партнер - Интерфакс
Генеральный интернет-партнер - Advertology.ru
Официальные информационные партнеры проекта - PROnline.ru, ИА «Regnum», газета «Комсомольская правда», журнал «Новости СМИ», журнал «Пресс-служба», радио «Эхо Москвы»
HR-партнер - SuperJob.ru
Информационные партнеры - AdIndex.ru, MediaJobs.ru, PR-Files, PRNews, Public.ru, Publicity, ФРОС «RegionPR», журнал «Деловой контакт»
05.12.2012
Комментарии
Написать комментарий