ФАС запретила производителям водки и пива разыгрывать призы
Российские покупатели пива и водки больше не смогут выиграть модный гаджет или поездку на курорт.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) дала очередные разъяснения по поводу рекламы алкогольных напитков, из которых следует, что призом при проведении промоакции может быть только спиртное и ничто другое. Участники рынка обещают соблюдать правила, а Росалкоголь предупреждает, чтобы производители во время акций следили за минимальной розничной ценой.
В наступающем 2013 году маркетинговая активность производителей алкогольной продукции в точках продаж может обрести невиданный доселе размах. Это станет следствием полного запрета рекламы пива и водки в СМИ, который вступит в силу 1 января. Одним из проверенных способов привлечь внимание потребителя является организация стимулирующих лотерей. Так, например, «Балтике» удалось значительно увеличить продажи пива в ПЭТ-упаковке благодаря акции «Ищи деньги под крышкой», запущенной в 2010 году. По данным самой компании, призовой фонд акции тогда составил 120 млн руб.
Однако теперь подобные акции объявлены вне закона. На прошлой неделе ФАС выступила с очередной порцией разъяснений к закону «О рекламе». Комментируя правила проведения промоакций алкогольных напитков, в антимонопольном ведомстве подчеркнули, что призом в них могут быть лишь сами алкогольные напитки. «Эта мера направлена на то, чтобы потребитель не приобретал алкогольный напиток для того, чтобы выиграть детские вещи или поездку в Париж», - пояснила РБК daily заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Татьяна Никитина.
Как показал мониторинг сайтов производителей алкогольных напитков, в настоящее время стимулирующие мероприятия, незаконные с точки зрения ФАС, проводят многие компании. Особенно активны производители пива. «Балтика» разыгрывает множество гаджетов в рамках акции «Академия пивоварения - 20 лет», Efes дает возможность выиграть мальчишник в Лас-Вегасе с маркой Gold Mine, SUN InBev анонсировала с 1 ноября акцию «Путешествие в стиле «Клинское» и обещает ежедневно одаривать участников планшетными компьютерами.
Достаточно активны и производители водки. «Русский стандарт» предлагает приобрести ящик своей водки и получить гарантированный авиабилет в одну из семи европейских столиц. Компания «Золотая мануфактура» обещает поклонникам водки «Калинка» разместить фото их любимых девушек в глянцевых журналах. Купив бутылку недорогой водки «Честная» производства «Башспирта», можно стать обладателем одного из трех призовых автомобилей.
Производители пива не исключают возможности пересмотра условий проведений промоакций после появления разъяснений ФАС. «Мы будем тщательно отслеживать, чтобы все наши маркетинговые активности, в том числе и проведение промоакций, были в рамках закона, - заявил РБК daily руководитель пресс-службы «Балтики» Алексей Кедрин. - В настоящий момент наши юристы занимаются изучением этого письма ФАС и дополнительными консультациями».
В SUN InBev удивились позиции антимонопольного ведомства. «Согласно комментариям ФАС, данная правка была внесена во избежание ситуации, когда ради ценного приза потребитель приобретал большее количество продукции. Если учитывать, что призом теперь может являться еще большее количество пива, а не бейсболка, например, то цель борьбы с алкоголизацией населения утрачена», - считает директор по правовым вопросам компании Ораз Дурдыев. По его мнению, более эффективной мерой стало бы законодательное ограничение стоимости приза.
В водочной компании «Русский стандарт» не планируют сворачивать свою акцию с раздачей авиабилетов. «Условия акции предусматривают право на получение гарантированного авиабилета каждым купившим набор с продукцией «Русский стандарт Platinum» в специальной промоупаковке. Таким образом, акция не является стимулирующим мероприятием в классическом виде - лотереей или конкурсом, где потребителям не гарантировано получение подарка», - пояснили РБК daily в пресс-службе компании.
Нарушение упомянутых ФАС положений закона «О рекламе» предусматривает штраф для должностных лиц в размере от 4 тыс. до 20 тыс. руб., для организаций - от 100 тыс. до 500 тыс. руб.
В Росалкогольрегулировании обеспокоены, что под видом промоакций производители нелегальной водки получат возможность сбывать свой товар ниже установленной минимальной розничной цены (МРЦ). «Практика показывает, что одним из распространенных нарушений законодательства под прикрытием проведения промоакций является попытка продажи, к примеру, двух бутылок недорогой водки по цене одной, - рассказал РБК daily источник в ведомстве. - При этом вторая бутылка организаторами акции объявляется призовой». Если стоимость каждой бутылки, в том числе призовой, будет ниже МРЦ, Росалкоголь будет рассматривать акцию как грубое нарушение закона.
30.10.2012
Комментарии
Написать комментарий