Статьи

Как использовать "сарафанное радио" в интересах бизнеса

Как использовать "сарафанное радио" в интересах бизнеса

Не знаю, что появилось раньше - человеческая речь или товарно-обменные отношения. Но с тех пор, как эти явления сошлись в одной точке, каждый предприниматель, у которого есть, что предложить людям, возлагает на «сарафанное радио» большие надежды. Почему?

Потому что за десятки тысяч лет в психологии потребителей мало что изменилось: прежде чем расстаться с нажитыми непосильным трудом шкурами енотов, мы предпочитаем навести справки у знакомых: «А хорош ли товар? А долго ли прослужит? А не обманут ли, оборони Создатель?»

Популярность «сарафанных» сетей особенно возросла в последние годы, когда передозировка рекламы привела к полному краху доверия к ней со стороны потребителей. Лишь 2% опрошенных мною читателей доверяют традиционной рекламе.

Я плотно занималась этой темой в течение нескольких лет, и провела немало опросов - как среди потребителей, так и среди предпринимателей.

По моим данным (которые, несмотря на относительную скромность охвата, все же с точностью до пары процентов совпадают с данными comeScore), около 90% потребителей перед серьезной покупкой интересуются мнениями друзей и знакомых (29% из этих 90 довольствуются также анонимными отзывами в интернете); а 85% владельцев бизнеса это понимают - и хотят использовать для увеличения продаж.

Только не все знают, как. Давайте разбираться вместе.

С древних времен «сарафанное радио» сохранило свою суть, но претерпело большие технические изменения: много веков информация передавалась устно, затем к делу подключились СМИ и телефон, увеличившие скорость передачи во много раз, а с появлением интернета новости стали распространяться буквально со скоростью звука.

Разумеется, лишь те новости, которые действительно заслуживают внимания и обладают вирусным потенциалом.

«Сарафанное радио», образно выражаясь, эволюционировало от завалинки до кнопки Like. Многие представители бизнеса давно поняли, что столь желанный двигатель торговли, попав в умелые руки, вполне поддается влиянию и коррекции.

И, пока менее продвинутые конкуренты годами ждали, когда молва об их продукте стихийно сформируется, окрепнет и обретет реальную силу, наши сообразительные друзья уже вовсю ловили волну.

Подобные усилия оформились в отдельное ответвление маркетинга и получили название «сарафанный маркетинг», он же «маркетинг сарафанного радио», он же «word-of-mouth marketing», он же «WOMM».

В качестве первого зафиксированного примера «устного» маркетинга в России обычно приводится кампания коньячных дел мастера Шустова, блестяще исполненная им в 1864 году.

Для продвижения нового коньяка этот промышленник нанял несколько десятков студентов и поручил им ходить по столичным питейным заведениям с требованиями подать им немедля «шустовский» коньяк.

Не обнаружив оного, студенты устраивали скандал с дракой, достойной попадания в газеты. Вскоре о новом коньяке говорила вся Москва. Разумеется, продажи продукта, вызвавшего такую ажитацию и обсуждения, радовали хозяина каждый день.

Как видите, не боги горшки обжигают, и каждый неглупый предприниматель, обладающий чувством юмора и способностью мылить нешаблонно, может заставить людей говорить о себе и своем продукте в расчете на то, что, когда придет время совершить покупку, в первую очередь потенциальный покупатель вспомнит именно о нем.

Однако начинать нужно не с этого, друзья. Боюсь показаться банальной, но начинать нужно с качества. А еще... с любви. С безупречного качества своих товаров и услуг, а также с любви к своему делу и клиентам. Да, успех «сарафанного» маркетинга как минимум наполовину состоит из лирики.

Это станет фундаментом, на котором вы построите все остальное. Без него запуск «сарафанного радио» невозможен. Разве что «сарафанного радио» со знаком «минус». А это не совсем то, что нам нужно, не правда ли?

Как использовать «сарафанное радио» в интересах бизнеса

Итак, предположим, что у нас уже есть качество и любовь. Достаточно ли их для запуска народной молвы? Увы, нет. Для этого необходимо превосходить ожидания. Если вы все делаете хорошо, ваш клиент будет удовлетворен - и не более.

Он получит то, чего ожидал за свои деньги - и тут же забудет о вас. Что нужно сделать для того, чтобы он не только не забыл, но и рассказал о вас знакомым?

Правильно: нужно дать ему чуть больше, чем то, чего он ожидал за свои деньги. Удивите его. Найдите фишку, которая запомнится ему надолго, и при этом вас не разорит.

Не надо фейерверков и оркестра. Пусть это будет какая-нибудь мелочь, которая будет стоить вам копейки или совсем ничего, но которая будет говорить о том, что вы - особенный. И что каждый клиент для вас - тоже особенный.

Вы можете банально запоминать имена, дни рождения и предпочтения клиентов. Короткая фраза «вам как обычно?», произносимая официантом при обращении к постоянному посетителю, делает последнего непоколебимо лояльным заведению.

И заставляет рассказывать об этом друзьям. Люди гордятся тем, что кто-то помнит, какую степень прожарки стейка они предпочитают.

Или возьмем мою любимую рюмошную «Гамбринус». Здесь принято выдавать любимым клиентам именные табуреты. К сиденью прикручивается металлическая табличка с именем владельца и пояснением, что данный табурет должен быть вручен хозяину при первом требовании.

Учитывая большую популярность бара в предвыходные дни и, как следствие, вечный дефицит посадочных мест, эта привилегия несет клиенту не только приятность, но и практическую пользу.

А вы хотели бы иметь в любимом заведении собственный табурет, именные тапочки или кружку? Можете ли вы дать своему клиенту нечто подобное, соответствующее вашей сфере бизнеса? Если можете - дайте.

Достаточно ли всего вышеперечисленного, чтобы «сарафанное радио» заработало быстро и имело широкий охват? К сожалению, нет.

При наличии качества, любви, креатива и особого отношения к каждому клиенту, «срафанное радио», несомненно, будет работать.

Но его эффект может аккумулироваться годами, прежде чем окажет влияние на продажи. Поэтому нам нужен катализатор. А что в наше время является лучшим катализатором коммуникаций? Правильно - Интернет. Поэтому мы должны взять то лучшее, что успели взрастить, и пойти со всем этим в Сеть.

В Сети необходимо создать единый организм с хорошим кровообращением, состоящий из сайта (центральный механизм), групп и пабликов в соцсетях, аккаунтов в тематических сообществах, блогах, форумах и т. п.

Эти представительства должны быть перелинкованы между собой и оснащены всеми необходимыми социальными фичами и кнопками, делающими передачу информации простой и быстрой.

Здесь мы будем сеять разумное, доброе, вечное - и не забывать о двустороннем диалоге, а также о мониторинге потребительских мнений и работе с отзывами. Именно эту тему я и постараюсь раскрыть в своих следующих статьях.

А пока резюмирую.

Для запуска и стимуляции «сарафанного радио» необходимо:

  1. Заботиться о качестве, любить свое дело и своих клиентов.
  2. Превосходить ожидания, давать поводы для обсуждений.
  3. Сделать передачу информации максимально легкой и удобной, предоставить все необходимые для этого инструменты. Т. е., позаботиться о технической части.
  4. Вести диалог с потребителями, учитывать их мнения и показывать, что вам не все равно.

towave.ru 

22.10.2012

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.
Как в кино: принципы голливудского маркетингаКак в кино: принципы голливудского маркетинга
За пару недель создать ажиотаж вокруг фильма, чтобы все писали о смелом промо, а зрители сметали билеты на премьеру? Маркетинг впечатлений — это искусство, которым Голливуд владеет в совершенстве. Как использовать его принципы в рекламе, рассказывает генеральный директор Mera (by Okkam) Мария Силкина.
ИИ в рекламе: как автоматизация процессов меняет нашу жизньИИ в рекламе: как автоматизация процессов меняет нашу жизнь
Владимир Нерюев, заместитель Генерального директора коммуникационного агентства АУРА (в составе Газпром-Медиа Холдинга) поделился мнением, как искусственный интеллект (ИИ) стал неотъемлемой частью многих сфер нашей жизни, включая рекламу.
Этика vs эффективность: как сделать эффективный маркетинг этичным?Этика vs эффективность: как сделать эффективный маркетинг этичным?
Каждый третий россиянин считает, что неуместная реклама может вызвать сильные негативные эмоции

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, друзьям, поклонникам ... ...
  • Общая Теория Рекламы: «Примечания и Дополнения». (751)
    Примечания и дополнения: «…». Израильтяне, как украинские бандеровцы, официально смакуют смерть. Как ...
  • Общая Теория Рекламы: «Варвар» и «Еретик». (133)
    «Варвар» и «Еретик»: «тяжесть мелочей». Цитата: Наблюдаю выдающуюся работу и невероятные агентурные ...
  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, сторонникам, однополчанам ... ...
  • Общая Теория Рекламы: «Дураки» и «Дороги». (226)
    «Дураки» и «Дороги»: «…». Цитата: Премьер Грузии Ираклий Кобахидзе заявил, что его партия продолжит ...
  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, друзьям, поклонникам ... ...
  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, друзьям, поклонникам ... ...
  • Общая Теория Рекламы: «Фанаты и Жизнь». (356)
    Фанаты и Жизнь: «…». Цитата: Pictured: Five of the most bizarre soccer stadiums in the world, from one in ...
  • Всеслышащее ухо России (2)
    Спасибо изучу
  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, друзьям, поклонникам ... ...

на правах рекламы

01.10.2024 - 09:48
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация