Ньютоновская механика и художественный вкус
Павел Нестеров, генеральный директор студии ART4you, пытается разрешить спор физиков и лириков, рассуждая об образовании, которое следует получать тем, кто сувениры производит, и тем, кто их заказывает.
Твой бизнес растет, если растешь ты. Конечно, когда бизнес большой, и ты можешь эшелонами продавать газ и нефть, есть возможность развивать компанию в новых направлениях, просто вкладывая деньги: нанимаешь спецов, и они за тебя развиваются и развивают твою компанию. А когда у тебя бизнес попроще, надо начать с принятия того факта, что ты чего-то не знаешь. И только тогда, когда ты начнешь разбираться в незнакомой для тебя прежде сфере, твой бизнес сможет развиваться в новом направлении.
В общем, очередность такая: сначала учиться, потом работать. Причем образование лучше получить техническое, и вот почему: я встречал физиков и математиков, которые двигают не точные науки, а бизнес и искусство, а гуманитариев, которые бы занимались производством, я не видел ни разу. Мне кажется, эта закономерность является достаточным основанием для того, чтобы заявить: физика и математика - вещи общие, позволяющие пройти путь от общего к частному. Они дают замечательную базу в жизни. Фактически это универсальная база, которая позволяет потом развиваться в любом направлении. Одним словом, математика и физика - это по-любому полезно и мозги организует правильным образом.
О себе
Я был молодой и глупый, когда выбирал образование, но мне повезло, мне помогла сама жизнь (как бы это ни звучало): мой отец был физиком, поэтому моя участь была предрешена.
И хоть я не сам выбрал для себя физическое образование как основное, я никогда об этом не жалел: его было достаточно для того, чтобы понимать производство. Немного не хватало практических знаний, но это не проблема образования: что угодно после университета требует практики. И я добирал практические знания, работая на производстве. Там можно было все посмотреть и пощупать. Именно так начинаешь понимать реальные вещи.
И в какой-то момент, «нащупавшись» и насмотревшись, я осознал, что мне не хватает художественного образования, знаний в сфере дизайна, не хватает дизайнерской практики. Мне нужно было научиться рисовать, понять, что такое человеческое восприятие, по каким законам оно работает. И я пошел получать второе высшее образование.
Гениальным художником я не стал; более того, я даже относительных успехов в этом деле не добился, однако затею все равно считаю удачной, потому что у некоторых преподавателей коэффициент полезного действия оказалась достаточно высоким, и я до сих пор пользуюсь знаниями, полученными от них.
Так один (его зовут Михаил Михайлович Соркин) объяснил закономерности построения изображения на листе и закономерности человеческого восприятия графической информации. Он не учил меня смешивать краски, он рассказал, как построить изображение так, чтобы люди следовали твоему замыслу.
Другой (не помню, к сожалению, его имени) занимался со мной всего месяца два. Он преподавал проектирование. Все его коллеги кричали: «Давай рисуй быстрее!», а с ним за все то время, что мы общались, я практически ничего не нарисовал. Он сказал: «Давай вначале концепцию разработаем, а потом ты все за полдня нарисуешь, ты ведь 3D MAX'ом свободно владеешь». И мы с ним встречались ежедневно на семинарах, выкуривали полпачки сигарет и обсуждали концепции проектов. Мы просто вот так сидели и разговаривали. А потом я действительно нарисовал все за полдня.
Но таких преподавателей было мало, так что я с чистой совестью могу сказать следующее: дизайнерского образования в России нет.
О тех, кто сувениры производит
Физиков в России еще учат, потому что старая школа до сих пор жива. А дизайнерского образования в России нет, и нам, к сожалению, постоянно об этом напоминают молодые ребята, которые приходят устраиваться на работу.
Ребята эти, по правде говоря, не виноваты в том, что нам не подходят. В России сегодня учат графическому дизайну. Это художники - графики, и на них есть спрос: куча рекламных агентств желает всеми правдами и неправдами заманить к себе грамотного художника-графика.
А для сувенирного производства нужно техническое образование. Наличие вкуса, конечно же, приветствуется. Но вкус этот должен иметь под собой более фундаментальное основание, и если мы возьмем, к примеру, Америку, то увидим, что дизайнеры там - это проектировщики, что дизайн в общем-то не имеет отношения к искусству. У дизайна там инженерная суть, и дизайнер - это просто инженер с хорошим художественным вкусом. Так что ближе всего к дизайнерскому образованию архитектурные школы. Но для архитекторов сувениры, пожалуй, слишком мелкие задачи.
О тех, кто сувениры заказывает
Впрочем, отсутствие грамотных проектировщиков - полбеды. И пусть нам приходится работать в авральном режиме, мы можем решить большую часть проблем, потому что все заказы в конце концов проходят через меня и моего партнера, а у нас есть техническое образование.
Вторые полбеды - это сувенирщик со стороны заказчика, то есть менеджер. Он, по сути, посредник, который несет информацию от своего начальства к нам, изготовителям, и в обратную сторону. И проблема в том, что этот посредник ни за что не отвечает. Он сначала у одного спросит, потом у другого. И если вдруг по какой-то причине сувенир не понравится начальству, менеджер никак не отреагирует. Это не его проект, не его идея, и он не хочет ее защищать.
Иными словами, проект не удастся реализовать в том числе и из-за того, что менеджер недостаточно образован: ему не хватает коммуникативных навыков, художественного вкуса, умения структурировать информацию.
О страшном
И дело в том, что ничего особенного я сейчас не сказал. Все прекрасно знают, из-за чего возникают проблемы при заказе и изготовлении сувениров и предпочитают не обращать на это внимания. А силами одной компании сильно повлиять на ситуацию нельзя.
17.10.2012
Комментарии
Написать комментарий