Лого России: подгружайся!
Отсутствие айдентики у Москвы и России вызывало печаль. Появление откровенной халтуры в виде логотипа для Ростуризма вызвало протест и возник вопрос: не взять ли дизайнерам дело в свои руки?
Эркен Кагаров представляет на обсуждение читателей еще пару эскизов российских логотипов. Хороший знак!
Действительно, у нас, да особенно в Москве, хороших дизайнеров достаточно, и стоило пригласить хотя бы одного, скажем, Эркена Кагарова, и «Ростуризм» бы не только расцвел, но и потянул бы за ниточку вопрос о разработке фирменного стиля туристической Москвы в целом - от городской навигации до бланков и визиток.
Вот эскизы Эркена Кагарова:
Один - явно «восточный», другой- «западный». Один отлично чувствует себя в анимации и 3D, другой - на плоскости европейской карты. Один - точка горения русского духа (тут вам и «луковка» Покровского собора на Красной площади, и газовая горелка), другой - топо- и типографический объект. Один будит воображение и превращает Россию в архетип, другой говорит об удобстве навигации. Один - о башнях, другой - о дорогах.
Логотипы Кагарова дают понять: можно сколько угодно спорить о путях развития страны, но жанр логотипа остается векторным, императивным, концептуальным и позитивным. Интересно и то, что родившийся в Ташкенте ЭркенКагаров легко рисует знаки и для «западников», и для «славянофилов».
Так что мешает российским многонациональным дизайнерам собраться и сделать стране и столице хороший фирменный стиль?
Чиновники, конечно. На государственном уровне понятие единого стиля и профессиональной его разработки пока, видимо, отсутствует, если «Ростуризм» может молчком нарисовать, что заблагорассудится, с помощью какого-то мифического «Артишока». Да еще и заявлять, что логотип, может-де меняться каждый год. Точно так же непредсказуемо меняется и Москва, по которой сегодня невозможно проложить постоянный туристический маршрут, чтобы не наткнуться на строительную сетку или котлован. Непредсказуема и страна, у которой отсутствует национальная идея.
Но об этом все только и рыдают, так что не будем добавлять воды в лужи. Другая причина - отсутствие денег. Вот заплатят, тогда. А платит зачастую иностранец, и арт-директоры действуют, отталкиваясь от стереотипов и инсайтов потребителей-иностранцев. Так выходит реклама с пьяными медведями, разгульными девицами и Лениным-Бэтмэном.
Кампанию делало уважаемое агентство LeoBurnett Moscow для S7 Airlines - с тем, чтобы повысить приток иностранцев в Россию.
Вроде бы, заморозив принты в холодильнике, можно снять стресс (характер рисунков от замерзания принта меняется на позитивный), но за ним - пустота, человек так и не узнает, куда он приехал, и что тут смотреть. С таким же успехом можно найти где-нибудь на Брайтон Бич русский ларек и залить любопытство водкой.
Лет 20 назад такая штука сошла бы за митьковство и слилась бы с комиксами Бильжо, но сейчас везти людей в Россию эпохи перестройки, по меньшей мере недальновидно, если, конечно, кампания не рассчитана всего на пару месяцев. Поехали бы вы смотреть на Абрахама Линкольна в виде Добрыни Никитича? Да вряд ли, свой-то интереснее.
Мало-помалу изживет себя и тренд «иннервировать» образ России в глазах иностранцев - динамика симпатичного знака Артемия Лебедева для американского глянцевого журнала RUSSIA не несет никакой уникальной смысловой нагрузки - это красивый и внушительный фирменный стиль «бездорожья и разгильдяйства».
Но иных коммерческих заказов в медиа-среде пока не видно, только правоконсервативная пресса и такие же общественные организации «машут засечками».
Однако, представляется, что следующим шагом неизбежно станет демонстрация и продвижение того, чего у иностранцев нет и быть не может и о чем нам толковал дедушка Траут: Россия должна стать категорией, а не образцом про- или анти-поведения. И хотя некоторые бренд-дизайнеры любят говорить, что в отсутствие национальной идеи ничего не остается, как продавать территорию как колбасу (то есть, выяснять текущие нужды населения, инвесторов и спонсоров), парадокс в том, что этой колбасой - особенно когда дело касается Москвы и России - являются и сами креаторы, а в натуральной оболочке обнаруживается сердце. Я имею в виду тех, кто не сомневается в том, что Россия - их родина, и Москва - их столица.
И тогда выясняется третья причина - художник собственной персоной. Без бюджета. Без особых прав что-то менять. Но с сильным недовольством в душе - как гражданским, так и эстетическим. А отсюда недалеко и до самоопределения дизайн-сообщества. Одни будут лепить на фотки с ОМОНом вездесущий и безнадежный «Черный Квадрат» Малевича, другие начнут прикидывать, что бриф-то сам по себе неплохой, а третьи возьмут и выполнят задание в свободное от работы время. И напишут открытое письмо на «демократор», и увидят поддержку, и конструктивную критику, и желание продолжать делать что-то на благо своей страны, которую, как и себя самих, становится глупо, неблагородно и скучно рекламировать трэшем.
28.08.2012
Комментарии
Написать комментарий