"Я - предприниматель в области венчурного фикшена"
Что такое венчурный фикшн, может ли визуализация текста помочь маркетологам и почему его компания очень избирательно подходит к выбору клиентов рассказал СЕО Nodus Labs Дмитрий Паранюшкин.
Дмитрий, до того, как стать венчурным предпринимателем, ты пробовал себя и в графическом дизайне, и в экономике, и в театре. Как ты пришёл от искусства к интернет-предпринимательству?
Тут важно заметить, что я - не венчурный предприниматель, а предприниматель в области венчурного фикшена.
Венчурный бизнес настроен на получение прибыли в условиях высокого риска. Венчурный фикшн настроен на строительство многосвойственных выдуманных реальностей, которые внедряются в окружающую нас жизнь, процессы, предметы.
Тут тоже есть риск (потерять время, деньги, силы), но прибыль уже не является самоцелью, показатель успешности венчур-фикшн проекта - это степень его проникновения в сознание.
Я всегда занимался одним и тем же, просто в какие-то моменты определённые направления деятельности становились более видимыми в своих контекстах, и их было легче относить к той или иной уже существующей категории (экономика, дизайн, театр, интернет).
Твоим первым широко известным интернет-проектом был «Way to Russia». Почему и как он возник, его судьба сегодня?
Мне с моим партнёром Даней Перушевым хотелось сделать ресурс, который бы рассказывал о такой России, какой мы её хотели бы сами видеть. Одновременно нам было интересно посмотреть на всё со стороны и как-то по-новому это осознать. Поэтому мы сделали Way to Russia - путеводитель по России для иностранцев.
Суть его заключалась в том, что мы рассказывали вместо каких-то туристических достопримечательностей о самых интересных и необычных местах, иногда даже придумывая что-то несуществующее, но так, чтобы внешне это всё выглядело, как будто так всё и есть на самом деле.
То есть, формировали сознание людей таким образом, чтобы они своими новыми потребностями меняли окружающую нас реальность.
Сейчас Way to Russia - самый популярный онлайн-путеводитель по России на английском языке, он работает и развивается, в данный момент мы ищем редакторов в городах России.
Система визуальных рекомендаций ThisIsLike, автором которой ты являешься, связана с НЛП. Интерес к сетям был вызван созданием ThisIsLike или наоборот, ThisIsLike стал практической реализацией исследования сетей?
Интерес к сетям был вызван созданием ThisisLike. Мне всегда было интересно ассоциативное мышление, основанное не на логических или семантических связях, а на интуиции.
В Интернете много проектов, которые раскладывают знания по полочкам, а мне было интересно всё разбросать и предложить всем, кто хочет, собирать это всё так, как они сами хотят, а не основываясь на каких-то правилах или логике.
Сейчас Google запустил что-то подобное, когда справа при поиске показываются похожие объекты, но там опять всё завязано на неизвестный нам алгоритм и всё строго в рамках категорий (писатели - к писателям, актёры - к актёрам).
А что, если мне интересно, например, что сказал Делёз про актёра, который похож на Райана Гозлинга, у которого есть группа, похожая на другой проект, рядом с которым выступал Reggie Watts, который выступал в Festsaal Kreuzberg в Берлине, в котором через неделю играл Asap Rocky, который любит траву, которую, кстати, можно купить рядом в Goerlitzer Park?
Такого рода ассоциативные ряды очень типичны для повседневного общения, а вот в Интернете мы всё ещё завязаны на какой-то жёсткой, неживой логике. Вот эту проблему и хотелось решить, а сети оказались самой лучшей моделью для программирования необходимых для этого рекомендательных и поисковых алгоритмов.
Ещё один уникальный проект - Text Atlas. Как тебе пришла в голову идея визуализировать тексты?
Обычно мы воспринимаем тексты линейно, читая слева направо, с начала до конца. Даже сейчас, читая это интервью, или это предложение, вы получаете информацию постепенно, по мере складывания букв в слова, слова в предложения...
Но когда мы что-то пишем, у нас нет такой же чёткой линейной логики восприятия. Скорее, есть какой-то полисингулярное пространство, составленной из динамически взаимодействующих кластеров смыслов и отдельных концепций, которые мы распутываем, чтобы перевести их на традиционно лучше воспринимаемый язык линейного текста.
Так вот, Text Atlas - визуализация текстов как сетевых пространств. Он направлен, как раз, на то, чтобы привести линейную структуру текста назад, к многосвойственному полисингулярному виду, показать различные острова смысла, существующие во всём тексте, а также - паттерны их взаимодействия друг с другом.
Таким образом, появляется некий визуальный summary текста, а также раскрываются все другие возможные способы его воспринимать.
Сейчас я заканчиваю работу над софтом, который позволит каждому желающему визуализировать свой текст и читать его посредством навигации через сетевой интерфейс, то есть не линейно, а следуя смысловым концентрациям, обозначенным в сети.
Важно заметить, что это сильно отличается от различного рода дадаистских и пост-модернистских экспериментов с «cut and paste». Тут речь идёт о научно обоснованной системе возврата текста к его нелинейной динамической составляющей, учитывающей, однако, оригинальный нарратив, который был выбран автором.
То есть, нет задачи этот нарратив уничтожить. Есть задача показать его полисингулярность, вывести на поверхность тот факт, что у каждого текста возможно множество разных прочтений, но из всех возможных комбинаций автор выбрал только одну (оригинально линейно развивающийся текст), который, однако, читать можно всё равно очень по-разному.
Среди анализировавшихся текстов, помимо Корана, Библии и Набокова, есть и визуализация текста миссии Coca-Cola. Насколько реально сегодня практическое использование технологии визуализации для создания рекламных текстов с заданной мотивацией?
Очень даже реально. Сетевой анализ помогает подойти в этому вопросу как структурно, так и содержательно.
Необходимо сначала определить структурные параметры модели восприятия аудитории, затем определить, какая структура лучше всего сможет быть принята этой моделью, затем уже посмотреть, как можно усилить связи между элементами и самими структурами посредством релевантного контента. Необходимо несколько реитераций данной процедуры.
После знакомства с твоим профилем складывается впечатление, что все стартапы, в которых ты как-либо принимаешь сегодня участие, связаны с сетями и распространением в них информации. Это действительно так?
Да, действительно, это так. Но, как мне кажется, вообще любые стартапы связаны с этим. Сети - это просто эффективная модель для описания процессов, где задействовано множество взаимодействующих между собой элементов.
Любой стартап подразумевает создание аудитории, партнёрской сети, команды, даже на внутреннем уровне - отработку взаимодействия между внутренними процессами.
А успешный стартап наполняет эту структуру содержанием: идеологией, фикшеном, драйвом, миссией изменить мир - чем угодно.
И тут вопрос - как сделать так, чтобы получившаяся структура была аутопоэтична, то есть обладала способностью самовоспроизводиться и самостоятельно распространять информацию.
Для этого надо дать возможность людям постоянно менять свои позиции в данной сети, а также обеспечить сменяемость центров влияния, достаточную открытость для получения новой информации, достаточную закрытость, чтобы не допустить полной анархии.
Мне интересно создавать именно такие структуры, для которых характерны подобные полисингулярные процессы.
Расскажи немного про Nodus Labs - как давно вы существуете и что предлагаете, кто входит в команду? Насколько востребованы услуги, которые вы предлагаете, западным рынком?
Nodus Labs существует на протяжении одного года. Мы предлагаем анализ когнитивных и социальных сетей, различные workshops для популяризации модели полисингулярного сетевого восприятия, также делаем проекты в области создания алгоритмов и софта, использующих сетевые модели для решения практических проблем.
Мы являемся ассоциированными членами (associate members) консорциума Gephi во Франции. Наша команда - это около десятка различных исследователей и технических специалистов в области сетевого анализа и когнитивной психологии, разбросанных по всему миру, но фактически чаще всего мы работаем в Берлине.
Услуги достаточно новые, вместе с Gephi и другими коллегами мы, по сути, создаём новый рынок, поэтому в данный момент нет какого-то ажиотажа, но есть очень сильный, растущий интерес. Несколько крупнокалиберных проектов в год позволяют финансировать исследовательскую деятельность.
К сожалению, многие думают, что сетевой анализ - это такой инструмент манипуляции массовым сознанием, и, хотя это и может быть так, мы не хотим в этом участвовать.
Поэтому компаниям, которые формируют свои запросы именно таким образом, нам приходится отказывать.
Нам интересны компании, где людям интересно узнать что-то про себя и про своих клиентов, найти точки соприкосновения, понять динамику коммуникационных процессов. Именно тогда получаются самые интересные проекты, которые идут на пользу абсолютно всем.
Кроме предпринимательской деятельности, ты участвуешь как докладчик в конференциях и семинарах. Что лично тебе дают публичные выступления? Как можно принять участие в мастер-классах и семинарах, которые проводит Nodus Labs?
Принять участие очень просто - достаточно подписаться на наш newsletter и Facebook-страницу и получить приглашение (они либо бесплатны, либо стоят от 5 до 10 евро).
Участие в конференциях даёт возможность рассказать о каких-то своих разработках широкой аудитории, а также - узнать о разработках коллег, лучше понять потребности других людей, нащупать определённые тренды в данном контексте...
Сегодня графические визуализации - это, прежде всего, необычно и модно. Твоё мнение, технология визуализаций займёт своё место среди практических маркетинговых инструментов или останется уделом исследователей-теоретиков?
Конечно. Это просто вопрос времени.
Дело в том, что данная тема настолько интересна сама по себе, что применение её в каких-то более локальных контекстах ориентированных на получение прибыли просто неинтересно исследователям-теоретикам, которых интересует возможность данных технологий, ни много, ни мало, изменить мир.
Может, звучит слишком высокопарно, но с помощью данных технологий выявляются сети террористов, улучшается снабжение водой отдалённых территорий в Африке, углубляется понимание того, как работает наше восприятие, вырабатываются модели поведения в социуме, которые способствуют его устойчивому развитию.
Чтобы эти технологии заняли своё место среди практических маркетинговых инструментов, необходимо, чтобы исследователям надоело решать эти глобальные проблемы.
Либо, лучший вариант, чтобы маркетологи формулировали свои задачи шире, не пытаясь что-то кому-то продать или кем-то манипулировать. А начиная изучать свою аудиторию, учиться понимать её, лучше взаимодействовать с ней, используя другие критерии успеха, нежели чем просто количество денег на банковском счету.
Проще говоря, у маркетологов есть очень интересные базы данных. Если они смогут сформулировать задачу так, чтобы исследователям было интересно её решить, то самые эффективные инструменты визуалиции и сетевого анализа быстро войдут в общий обиход.
13.08.2012
Комментарии
Написать комментарий