Прощай, фруктовый лед
Начало следующего полугодия для производителей и поставщиков многих отраслей обещает стать «отправной точкой» - с 1 июля текущего года вступают в силу различные регламенты, поправки и изменения в законодательстве.
Это не обошло стороной и мороженщиков. Именно с 1 июля 2012 года начинают действовать некоторые положения Технического регламента Таможенного союза, принятого ещё в 2008 году на молоко и молочную продукцию. Согласно данным нововведениям с магазинных полок должен (ни больше - ни меньше) исчезнуть фруктовый лёд. А вместе с ним шербет, сорбет и фруктовое мороженое. Правда, исчезнуть не как вид, а как определение: сам продукт останется, но уже под другим названием - Техрегламент запрещает фруктовому льду быть льдом.
Как вы лодку назовёте...
Принятие Техрегламента закономерно озадачило производителей. Вопросов было много, но на самые главные - не будет ли полностью свёрнуто производство «немолочного» лакомства и, если нет, то как теперь оно будет именоваться и во сколько подобное переименование выльется в первую очередь для самих производителей - долгое время конкретных и обнадёживающих ответов не было. Сегодня ситуация в принципе разрешилась и каких‑либо ещё кардинальных перемен производители не ожидают - как продукт лёд и шербет из товарооборота не исчезнут, и цена на них не повысится. Хотя ещё в конце прошлого, 2011 года, в первую очередь говорилось именно об этом. Полное переименование мороженого на фруктовой основе в «десерт» - это дополнительные расходы на подготовку новой документации, на замену маркировки и упаковочного материала. И всё это за счёт самого производителя, что по логике вещей - вполне закономерно обещает вылиться в существенное повышение цен на самый демократичный и востребованный сезонный продукт.
Но ожидаемого ценового скачка, по заверениям мороженщиков, не произойдёт. И крупные, и средние производители уже подготовились к данной ситуации, убеждена Наталья Мерзлякова, директор по маркетингу и продажам ООО «Хладокомбинат № 3» (Екатеринбург): «Все изначально планируют производство. Поэтому всегда точно рассчитывают, сколько упаковки требуется на определённый период и определённое количество продукции. Мы знали, что положение Техрегламента Таможенного союза вступит в силу с 1 июля 2012 года. Поэтому какие уж тут неожиданности - было достаточно времени подготовиться. Тем более у нас изначально на лицевой стороне упаковки было написано - «фруктовый лёд» или «шербет» (а полная техническая информация, только с небольшим уточнением, начиналась словами «Мороженое эскимо «Фруктовый лёд», как этого и требовал прежний Техрегламент). Так что мы убрали всего одно слово. В дальнейшем же будем писать «десерт». А вид самой упаковки останется прежним, поэтому для покупателя не будет гастрономическим шоком, если он не увидит в названии слово - „мороженое"».
Так что переименование сути не меняет. Или, по крайней мере, не должно изменить. Главное - как отреагирует потребитель?
Купите лед, фруктовый лед!..
То, что вчера было «фруктовый лёд, фруктовое мороженое и шербет», не сегодня завтра станет десертом. Но это лучше, нежели мелорином (так несколько лет назад представители Союза молочников предлагали назвать мороженое на основе растительных жиров, что, в свою очередь, вполне вероятно, могло распространиться и на безжировой продукт - например, тот же шербет). Наталья Мерзлякова считает: «Мелорин никогда не станет в сознании человека «мороженым», никогда не будет близким и «вкусным» словом. Зачем обращаться к заимствованиям? Что такое мелорин? Это определение используют только в США и только в нескольких штатах для мороженого на основе растительных жиров. В некоторых европейских странах даже мороженое, которое вообще не содержит молочных жиров, называется мороженым! В конце концов, что «вкуснее на слух» - спред или масло? Снек или шоколадный батончик? То же самое с мелорином. Нам и понятнее, и ближе словосочетание „замороженный десерт"».
Поэтому остановились на «десерте» - решение окончательное и пока обжалованию не подлежит. «Новые старые» десертные лакомства не попадают (или - выпадают?) из Техрегламента на молоко и молочную продукцию. Что вполне закономерно - в составе классического замороженного льда и шербета молока быть не должно. Исключение составляет растительный или молочный жир - он может присутствовать в том же шербете, но в малых дозах. Основа здесь - фрукты, сок и заморозка. Алексей Кононов, директор Екатеринбургского филиала ОАО «ТД „Русский холодъ"», подчёркивает: «Классический фруктовый лёд - это замороженный сок без жировых основ. И потребитель, как показывает опыт, привык именно к такому. Хотя сегодня появляются различные комбинированные новинки - пломбир со льдом, жевательный лёд и пр. Но это уже дань времени. И ценовой разброс здесь уже выше. Фруктовый лёд - востребованная позиция и в любом крупном мороженном производстве занимает примерно 20 % от общего числа всей продукции. И это достаточно доступный продукт - цена у него невысокая, поэтому его покупают в основном дети и люди с достатком ниже среднего. Мы же должны учитывать все потребительские интересы и возможности».
Хотя, как утверждают сами производители, покупка мороженого - процесс спонтанный, не запланированный. Существуют два основных решающих момента, которые «заставляют» сделать такую покупку,- яркая упаковка и желание утолить жажду. Поэтому если классическое мороженое и считается сезонным продуктом, то пищевой фруктовый лёд - сезонный продукт вдвойне. Здесь не стоит забывать, что и лёд, и шербеты требуют более повышенного внимания к условиям транспортировки и хранения - в них нет «сдерживающих» форму и основу ингредиентов (масла, молока, эмульгаторов и пр.). Из-за своей единственной «консервации» - заморозки - они и быстрее тают. Что не всегда добавляет позитива к ним со стороны реализаторов, считает Алексей Кононов: «Фруктовый лёд твёрдо удерживает свои лидирующие позиции в покупательской среде. А вот шербеты перестали пользоваться популярностью.
Хотя раньше были очень востребованы. Но здесь есть такой момент - шербеты отвергают не покупатели, а, как ни странно - магазины. Классический шербет выпускается в пластиковом или бумажном стаканчике с крышкой-«шапочкой», которая просто прикрывает продукт, а не герметизирует. Именно это и стало камнем преткновения для реализаторов - отказы брать шербет сводятся к тому, что «из‑за него много грязи, продукт тает, холодильник пачкается, а спрос не так уж и велик». Мне кажется, дело здесь просто в правилах хранения, которые надо соблюдать, а не в продукте как таковом. Пытались выпускать в другой, более герметичной упаковке, но покупатель воспринял это как абсолютно новый продукт, неизвестный. А люди желают классику!».
Классика, конечно, классикой, но и промышленные технологии на месте не стоят. Если перед потребителем встанет выбор - или купить свой любимый десерт шербет в незнакомой упаковке, или же не купить его вообще, то он наверняка остановится на первом. Поэтому дело только за информационной составляющей: реклама на сегодня - единственный способ рассказать о товаре.
Закон суров, но он - закон
Фруктовый лёд и шербет ограничили в правах - теперь это НЕ мороженое. Но и своих, «десертных», прав у них ещё тоже нет. Пока. Законодательно это, естественно, будет подтверждено, но не ранее, чем через полгода. Валерий Елхов, генеральный директор Союза мороженщиков России, рассказывает: «Сейчас в стадии разработки находятся три новых национальных ГОСТа на вышеперечисленные продукты - на десерт фруктовый, на десерт шербет и на фруктовый лёд. Сегодня у нас пока действует только один ГОСТ - на молочное мороженое. Инициаторами, заказчиками и организаторами новых ГОСТов выступаем мы - Союз мороженщиков России. Планируем, что до конца текущего года представим их уже на утверждение в Росстандарт».
А пока же до вступления в силу положения Технического регламента фруктовый лёд и шербет можно производить под именем мороженого и даже реализовать его после 1 июля 2012 года под этим же названием, но только до окончания срока годности (у большинства продуктов это от 6 до 12 месяцев). Главное, чтобы покупатель привык, сориентировался и понял: замороженный десерт - это не новый, а уже опробованный и проверенный временем продукт.
А это самое главное, считает Елена Алейникова, начальник отдела маркетинга и рекламы компании «Гулливер» (г. Новосибирск): «Мы уверены, что покупатель не будет теряться в новых определениях - ведь о смене названия начали говорить не вчера! Поэтому все прекрасно знают, что фруктовое мороженое и фруктовый лёд никуда не денутся, изменится только название. И с нашей точки зрения, оно вполне оправданное - «напиток замороженный» (десерт) или - «замороженный десерт». Что полностью соответствует продукту».
Сезон фруктового льда и взбитых замороженных фруктов в самом разгаре. Если верить синоптикам, ближайшие два-три месяца будет жарко, а это значит - желание «охладиться» никуда не пропадёт. К тому же есть вероятность, что производители побьют годовой рекорд двухлетней давности, когда на территории РФ было произведено более 400 тысяч тонн холодного лакомства. Или же за счёт «принудительного перевода» в «десертный стан» фруктового мороженого и иже с ним статистические данные будут несколько иными? Время, вернее - лето, покажет.
02.07.2012
Комментарии
Написать комментарий