Статьи

Как привлекать инвестиции в стартап

Как привлекать инвестиции в стартап

Семь советов из личного опыта основателя сервиса интернет-бухгалтерии «Моё дело»

В марте этого года мы успешно завершили сделку по привлечению $4 млн инвестиций в наш сервис интернет-бухгалтерии от фонда Klever Internet Investments Limited. Вот несколько практических советов из нашего опыта для тех стартапов, которые хотят привлечь в капитал компании сумму, превосходящую 100 млн рублей.

Роль бизнес-ангела

На самом деле ключевая вещь была сделана намного раньше - весной 2010 года, когда в капитал вошел бизнес-ангел Сергей Панов. Два года мы совместно отстраивали бизнес-процессы в компании, позволившие сделать из красивой идеи системно работающий бизнес. Именно Сергей взял на себя основную работу по привлечению следующего раунда инвестиций, что позволило не потерять высокий темп, с которым развивается «Моё дело». Поэтому мой первый совет: прежде чем привлекать инвестиции от фондов, начните с поиска опытного партнера, бизнес-ангела. Это позволит значительно улучшить как сам бизнес, так и его ценность в глазах будущих инвесторов.

Марафонский забег

Настраивайтесь на марафон, а не на спринт. Если вы ищете несколько миллионов долларов, то приготовьтесь к тому, что, скорее всего, это займет не менее полугода и большую часть операционного времени. Только на встречи будет уходить не менее семи рабочих дней в месяц, а помимо встреч нужно будет редактировать презентации, дополнять финансовую модель и отвечать на много вопросов. Если пробовать это делать в одиночку, то времени на управление бизнесом практически не останется.

Финансовая модель

Сделайте хорошую финансовую модель. Лучше всего для этого привлечь консультанта, который сразу же сделает ее в виде, удобном для инвесторов. Наша модель начиналась с 10 листов экселя на первой встрече, а к середине марафона в ней уже было 18 листов с расчетами. На самом деле это очень полезное упражнение, которое поможет вам взглянуть на свой бизнес с высоты птичьего полета и увидеть, какие показатели являются самыми важными для деятельности.

Встречайтесь со всеми

Задействуйте все возможности, иногда деньги находятся в самых неожиданных местах. Лучше привлечь одного или нескольких консультантов. Конечно, не факт, что консультанты найдут именно вашего инвестора, но точно организуют много встреч, на которых вы поймете, как же лучше продавать ваш проект. Встречайтесь со всеми, кто проявил даже минимальный интерес: на каждой такой встрече вы получите новый фидбек о вашем бизнесе и видение рынка от опытных людей. Если встреча прошла неудачно, все равно напишите письмо по результатам встречи. Большинство фондов общаются между собой и иногда рекомендуют проекты друг другу. 

Анализируйте цели инвесторов. Если у вас закралось хотя бы малейшее подозрение в том, что ваши интересы и интересы инвестора отличаются, не тратьте дальше время. Вежливо поставьте переговоры на паузу и рассматривайте другие предложения. Особенно это касается переговоров со стратегами, а не с фондами.

После того как вы проведете достаточное число встреч (нам потребовалось более 20), у вас будет несколько инвесторов, потенциально заинтересованных в сделке. Желательно, чтобы таких вариантов было не менее трех. С этого момента стадию поиска инвесторов можно условно считать закрытой и начинать двигаться к сделке. Это займет от двух до четырех месяцев в зависимости от фонда. Важно морально быть готовым к тому, что любой фонд может отказать даже на самой поздней стадии, не объясняя причин, поэтому всегда лучше иметь несколько запасных вариантов.

Торгуйтесь на переговорах

Итак, инвестор заинтересован, и начинается самый интересный этап переговоров: о структуре сделки и ее закрытии. Ниже несколько советов для этого этапа переговоров. Торгуйтесь. Не бойтесь оспорить первое предложение инвестора. В переговорах могут родиться варианты, приемлемые для обеих сторон. На что нужно обратить особое внимание:

1. Продаваемая инвестору доля. Ее можно снизить, договорившись о KPI бизнеса, при достижении которых часть акций переходит основателям. Или, наоборот, инвесторам, в случае если бизнес не выйдет на расчетные показатели.

2. Контроль над компанией. Четко ограничьте список вопросов, по которым нужен голос инвестора для принятия решения и сделайте этот список нерасширяемым.

3. Выходы из бизнеса. Кто, как и на каких условиях может продавать свои акции в будущем? Что будет, если появится стратег, готовый полностью купить бизнес? Что будет, если инвестор захочет продать только свою долю стратегу? И подобные. Все эти вопросы должны быть обязательно прописаны. Отнеситесь к этому моменту серьезно.

Безопасность бизнеса

Заключайте сделку вне российской юрисдикции. Это будет гарантировать то, что ваши интересы полностью защищены. Наверное, этот пункт не требует дополнительных комментариев. Привлеките хороших юристов. Одна ошибка в документах может обойтись очень дорого после того, как компания будет стоить миллионы долларов.

Не обманывайте

И главный совет. Всегда говорите только правду. На начальных этапах можно сказать не все, но никогда, ни при каких условиях не обманывайте будущих партнеров. Доверие - одно из обязательных условий построения прочных партнерских отношений.

Максим Яременко
forbes

21.05.2012

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

04.01.2025 - 07:07
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация