В пользу бедных креативщиков
Каково же было наше удивление, когда на журфак пришел сам создатель "писающего буратино" и "падающего зада" - его пригласили в университет дать урок мастерства. Затянутый в кожу, с волосами до плеч – неординарный во всех отношениях – он рассказывал о том, как к нему являются шедевральные идеи. Мол, Севастополь, конечно, не столица, но и здесь вполне можно делать ролики, от которых у горожан будут вставать волосы дыбом. Завоевал внимание – считай завоевал покупателя. Пока мы обсуждаем рекламный ход, тот с кошельком наперевес несется покупать диван от "папы Карло", приговаривая: "Ай да молодцы, эти креативщики! Хорошо работают!" В небольших городах люди куда консервативнее. Эпатаж их не устраивает.
Провинциальная реклама балансирует между двумя крайностями: "примитив" и "излишний креатив", действительно хорошие идеи просто теряются на фоне мусора.
Как работают провинциальные креативщики, мы решили посмотреть, гуляя по городу и изучая билборды, ситилайты и плакаты. Анализировать однотипные телевизионные ролики – дело неблагодарное. Эпатажная реклама мебельной фирмы – скорее исключение. Остальная телереклама ограничивается адресом и телефоном магазинов на фоне его вывески. Креативщик говорит, так хотят сами рекламодатели, игровые ролики их не интересуют – покупатель может не понять, а координаты магазина, в течение минуты мелькающие на экране, запомнит и ребенок. Хорошо бы еще показать, как туда доехать, но это уже отдает сюжетным роликом и стоить будет дороже. Лишних денег у рекламодателей, как правило, нет.
Реклама, которую вывешивают для севастопольских потребителей, бывает двух видов: привезенная из Киева и выдуманная непосредственно в городе. Первая чаще всего имиджевая, она раскручивает столичный товар или услугу, которые крупные фирмы предоставляют всем жителям Украины. Вторая – оригинальна, т.к. нигде, кроме Севастополя, не используется. По идее – должна быть ближе к жителям, ведь ее создателям проще понять потребности и особенности менталитета своих сограждан.
Столичная реклама сразу же бросается в глаза и отличить её от местной не составляет труда.
Ситилайт крупного мобильного оператора. Только логотип фирмы. Больше ничего. А больше ничего и не надо. Те, кто пользуется связью, прекрасно знают, чем занимается эта фирма. Если она их интересует, они уточнят тарифы в сервисном центре. Рекламодателю не обязательно прописывать на ситилайте адреса магазинов, как к ним проехать и пр. Билборд той же фирмы – реклама акции. Изображена семья, новые тарифы и телефоны, которые можно получить в несколько раз дешевле, если подключишься. Уникальное торговое предложение, которое демонстрирует выгоду услуги. Просто и доступно.
Приходит на память билборд, украшающий другой крымский город - Евпаторию. "Зарубежные туры в любую точку мира. Реализуй мечту". Композиция билборда такова, что "любая точка мира" приходится как раз на голые ягодицы модели. Вывод потребителя: "Хорошо бы действительно реализовать мечту и утешиться с такой вот голенькой девушкой". А так как девушка стоит спиной… Простите, но в голову лезут самые непристойные мысли…
Нельзя не обойти вниманием имиджевую рекламу курортов. Похоже, что горадминистрации также решили экономить деньги на продвижении курортных услуг. Ярким примером такой "экономии" является имиджевый билборд Евпатории, расположенный при въезде в город. На огромном щите изображена девочка, тычущая пальчиком в Евпаторию на карте Крыма. Креативщикам можно было бы простить и доходящий до аскетизма дизайн, и неброский слоган, но вот одна досадная деталь - девочку не очень удачно сфотографировали. Ребёнок сидит на корточках, а из-под детских ножек "вытекает" крупнейшее крымское озеро…
"Сухарики "Флинт" - море удовольствия в Крыму" - прекрасный слоган для аквапарка. Но аквапарк рекламу не заказывал, вот и приклеили красивые слова сухарикам. Только хлебные корочки с морем мало ассоциируются, лозунг с продукцией не связан, вот и гадай – побежит ли народ в магазин именно за этими сухариками?
Смешной билборд "Светильники и мебель", под словом мебель нарисован светильник, под светильником – диван. Почему? Таким образом решили компенсировать неоригинальность рекламы? Браво! Все - в магазин!
Недавно на одной из центральных улиц появился билборд с изображением обнажённой девушки, рекламирующей сантехнику. Не прошло и недели, как пышный бюст белокурой красавицы заклеили пуританским плакатом "Реклама находится на одобрении в горадминистрации".
И, наконец, апофеоз креативности. Реклама боксёрского турнира под броским слоганом "Lord of the ring". Создатели не особо задумывались о дизайне плакатов: взяли фотографию боксера и прилепили её над слоганом. Мы поинтересовались у создателя плаката, кто изображён на нём? Наверное, это победитель прошлого турнира, раз сразу под его изображением красуется надпись "Король ринга"? На что нам ответили, что это вовсе не чемпион, а просто участник конкурса. Выходит, что креативщики отдали предпочтение одному из претендентов на звание, пропиарив его еще до начала конкурса? А как же остальные? Про остальных можно не думать.
Яркий пример акции, выдуманной не профессиональными рекламистами, а обычными студентами-филологами. В одном крупном специализированном издании для креативщиков написано, что допускать к созданию рекламы работников без стажа категорически противопоказано. Беда провинциальных начинающих креативщиков в том, что они просто не хотят слушать мнения критиков. Если у них есть идея, то она правильна по умолчанию. Не важно, плагиат ли это (своеобразный рекреатив), или откровенная глупость.
Креативщики говорят, что беда в клиентах. Приходит хозяин магазина штор и настаивает: "Хочу, чтобы мой магазин назывался "Моя штора". Работники рекламных агентств просто идут на поводу. Телевизионщики жалуются на плохую аппаратуру, не успевают они верхом на своих гонорарах за новыми технологиями. Все это оправдания в пользу бедных. В пользу бедных креативщиков. Состоятельные рекламодатели у провинциалов рекламу не заказывают. Один колбасник поехал за роликом в Киев, выложил несколько тысяч долларов за слоган, набивший оскомину: "Я не ем колбасу!" Колбаса продается. А от рекламы севастопольцев как тошнило, так и тошнит. Им ведь не важно, где ее изобрели, важно, какова она по качеству. А если нет разницы, зачем платить больше?
Антон Пантелеев,
студенты отделения журналистики Черноморского филиала МГУ им. М.В. Ломоносова,
Севастополь
07.02.2005
Комментарии
Написать комментарий