Сотовые операторы начали дотировать продажи устройств
Российские сотовые операторы делают осторожные шаги по направлению к европейской модели рынка, при которой смартфон или другое устройство продается дешевле, но с контрактом.
Пока что МТС и «Мегафон» предлагают покупателям смартфонов скидку на трафик.
Абонентам МТС, покупающим смартфоны в ее салонах в Петербурге, Ленинградской, Калининградской и Архангельской областях, в течение пяти месяцев после покупки на счет каждый месяц будет начисляться 200-1000 руб., рассказала «Ведомостям» представитель оператора Валерия Кузьменко. На таких условиях можно купить 16 моделей смартфонов от Apple, Samsung, Nokia и HTC. Таким образом МТС косвенно субсидирует покупателей смартфонов, не скрывает Кузьменко. Например, смартфон Samsung Galaxy S II стоит в рознице МТС 24 990 руб. - 4000 руб. из них оператор равными долями в течение пяти месяцев начисляет на счет абоненту.
Эксперимент, начатый на Северо-Западе в середине апреля, продлится до 31 июля и в случае успеха может быть распространен на всю Россию, говорит Кузьменко. Успешным проект признают, если продажи смартфонов вырастут на 20%, а доход от обслуживания абонентов будет выше бонуса, предоставленного оператором, рассказывает источник в розничной сети МТС. Цель эксперимента, объясняет Кузьменко, - стимулировать замену обычных телефонов на смартфоны и в конечном счете увеличить пользование дополнительными услугами. Это особенно актуально в условиях снижения темпов роста голосового трафика, увеличения возможностей сетей 3G, а в перспективе - запуска LTE. Владельцы «умных» телефонов пользуются приложениями и генерируют значительные объемы интернет-трафика, поэтому их средний счет в разы выше, чем у владельцев обычных телефонов (у МТС средняя выручка от абонента составила в 2011 г. 273 руб. в месяц). После пяти дотационных месяцев пользователю смартфона будет сложнее сменить оператора - есть масса дополнительных услуг, при подписке на которые регистрируется номер телефона: это сервисы мобильной коммерции, геолокационные сервисы, контентные услуги, рассказывает Кузьменко.
Похожая программа есть на Северо-Западе и у «Мегафона». Еще в июне 2011 г. оператор начал акцию, в ходе которой абонентам предоставляется два месяца бесплатного доступа в интернет при покупке смартфонов Samsung и один месяц при покупке практически любых других смартфонов. В середине апреля 2012 г. началась акция, по которой покупатель мобильного устройства в кредит получает скидку на оплату услуг связи - например, если кредит взят на 12 месяцев, скидка составит 15%, рассказала представитель Северо-Западного филиала «Мегафона» Людмила Чехова. Обе акции бессрочные. А в Новосибирске и Краснодаре, где «Мегафон» в конце апреля - начале мая начал предоставлять доступ к мобильной связи LTE через сеть «Скартела», абоненты получают на первые три месяца бесплатный доступ в интернет через купленные в розничной сети оператора модемы четвертого поколения.
«Вымпелком» в 2011 г. в ряде регионов России продавал аппараты «Билайн А100» по 699 руб., при этом 600 руб. зачислялось на счет абоненту, вспоминает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Но тогда речь шла о разовой акции, указывает он.
В России напрямую субсидировать приобретение товаров и услуг запрещено. А в США и большинстве европейских стран это стандартная практика. Абонент может получить телефон даже бесплатно, но при этом заключает срочный (как правило, на 12-24 месяца) контракт с оператором - по нему он должен ежемесячно платить сотовой компании определенную сумму за определенный набор услуг, рассказывает аналитик «ВТБ капитала» Виктор Климович. Даже если абонент выкинет sim-карту, оператор будет ежемесячно выставлять ему счет по договору.
Маркетинговая акция МТС - один из первых шагов к прямому субсидированию продажи телефонов: оператор восполняет бонус за счет того, что абонент пользуется услугами на большую сумму, уверен гендиректор информагентства Telecomdaily Денис Кусков. Срок окупаемости продаж телефонов с тарифными бонусами - 9-16 месяцев, знает источник в рознице МТС. С одной стороны, косвенно субсидируя покупку смартфонов, операторы действительно могут нарастить потребление дополнительных услуг, интернет-трафика и даже выручку, рассуждает Климович. С другой - такая практика может привести к фактическому снижению тарифов и негативно повлиять на EBITDA компаний, полагает он.
05.05.2012
Комментарии
Написать комментарий