Инновации "МегаФона" в SMS-рекламе привели к скандалу
Скандал в «благородном семействе» компаний микрокредитования оказался, как стало известно «Маркеру», связан с инновационным подходом сотового оператора «МегаФон» к распространению SMS-рекламы среди своих абонентов.
Недавно выяснилось, что абоненты «МегаФона», звонившие в микрокредитную компанию «Домашние деньги», после этого получали SMS с рекламой ее конкурента - «Мигкредит». По данным «Маркера», рассылка рекламы по заказу третьих лиц не является уникальной практикой среди сотовых операторов, однако в случае с «Мигкредитом» «МегаФон» перестарался, применив принятую в интернете схему контентной рекламы.
Как дозвониться незнакомцу
История с появлением «астральной» связи между звонком абонента «МегаФона» в «Домашние деньги» и немедленным SMS-ответом на него от «Мигкредита» объясняется просто. Несколько источников «Маркера» на московском телекоммуникационном рынке знают о предложении «МегаФона» коммерческим компаниям организовать рекламные SMS-рассылки, выбирая для них абонентов, звонивших на телефонные номера, связанные с отраслями бизнеса, в которых заинтересован рекламорассылатель. Например, мебельный магазин может заказать рассылку своей рекламы тем абонентам «МегаФона», которые звонили в компании, тоже торгующие мебелью.
Таким образом, как говорят источники, «МегаФон» применяет на практике популярную за рубежом концепцию контентной мобильной рекламы. Однако обычно эта концепция реализуется, когда абонент получает рекламу с содержанием, релевантным его запросам в интернете, через смартфон. Здесь же «МегаФон» попытался обеспечить релевантность рекламы за счет использования в качестве критерия звонков на «тематические» телефоны. В принципе, как считают источники «Маркера», даже в этом случае не было бы никакого скандала, если бы «МегаФон» установил некоторую задержку по времени между звонком абонента в «Домашние деньги» и получением SMS от «Мигкредита» - особых протестов абонентов это бы не вызвало, а «Домашние деньги» просто не узнали бы ни о чем. Получается, что «МегаФон» просто перестарался с инновацией.
В «МегаФоне» подтвердили, что компания оказывает услуги по распространению рекламы товаров третьих лиц. При этом оператор заключает соглашения, предметом которых является исключительно оказание услуг по распространению рекламы. Как подчеркнул руководитель пресс-службы «МегаФона» Дмитрий Смиркин, это делается при точном и неукоснительном соблюдении требований действующего законодательства. Кроме того, «МегаФон» следит за соблюдением конфиденциальности данных своих абонентов и не передает их третьим лицам. Все операции при распространении рекламно-информационных сообщений проводятся сотрудниками ОАО «МегаФон», имеющими специальные разрешения. Что касается истории с «Домашними деньгами» и «Мигкредитом», Смиркин заявил, что «МегаФон» не будет комментировать информацию о том, какие сообщения каким абонентам и при каких условиях направлялись, поскольку, как оператор связи, не вправе раскрывать сведения о сообщениях, передаваемых по сетям связи. В то же время, по словам Смиркина, никаких официальных запросов от «Домашних денег» либо от Федеральной антимонопольной службы (ФАС), куда они собирались обращаться, в компанию не поступало.
Правомерна ли мобильная реклама
В своем ответе Дмитрий Смиркин обратил внимание на то, что «МегаФон» распространяет рекламные материалы только при условии предварительного согласия абонента на получение рекламы. Это правда: дело в том, что все десятки миллионов абонентов «МегаФона» на это согласны, потому что такой пункт есть в стандартных условиях предоставления услуг связи, которые они принимают, подписывая договор при подключении к «МегаФону». Там написано: «Подписывая договор, абонент соглашается на весь срок его действия на получение рекламы при использовании услуг, а также на использование сведений об абоненте в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке, в том числе путем осуществления прямых контактов с абонентом с помощью средств связи». Представитель «МегаФон» сообщил, что абонент может отказаться от исполнения этого пункта, заявив об этом менеджеру при заключении договора или позднее, позвонив в сall-центр оператора или заявив об этом менеджеру в офисе. Правда, как считают специалисты, мало кто из менеджеров, особенно не в собственных офисах оператора, напоминает о такой возможности при подключении абонента. А сам абонент вряд ли обратит внимание на это условие в документе, состоящем из более чем 200 пунктов. Поэтому подавляющее большинство абонентов «МегаФона» по умолчанию согласились получать рекламу.
Так что с формальной точки зрения здесь всё вроде бы правильно, и не было бы проблемы, если бы не мгновенная SMS-реакция на звонок конкуренту в виде рассылки от «Мигкредита».
Нужно отметить, что аналогичные условия про рекламу есть и в абонентских договорах других операторов «большой тройки», которые тоже оказывают услуги третьим лицам по рассылке рекламы. В МТС и «ВымпелКоме» сказали «Маркеру», что их компании рассылают такую рекламу при согласии абонентов, которые, впрочем, могут отказаться от ее получения.
Поэтому абоненту, не желающему получать рекламу, проще - ему нужно лишь позвонить оператору и отказаться от нее. А вот компании, которой коснется какой-либо «инновационный» подход к рекламе в интересах ее конкурентов, нужно идти в ФАС, в сфере деятельности которой такие «инновации» находятся.
05.05.2012
Комментарии
Написать комментарий