Лишние помехи в радиоэфире
В прошлом году российский рынок упорядочил правила игры и определился с расстановкой основных участников. Было сформировано пять холдингов. Самым крупным игроком, владеющим шестью радиостанциями, стала "Русская медиагруппа" (РМГ). В 2004 году РМГ (владеет "Русским радио" и еще рядом станций) приобрела сразу две компании - в июне завершилась сделка по приобретению Maximum, а в ноябре была приобретена у главы Biz Enterprises Бориса Зосимова радиостанция "Хит FM". "Это главное событие 2004 года. Самый крупный игрок стал еще крупнее",- констатирует президент вещательной корпорации "Проф-Медиа" Александр Варин. За РМГ расположились "Газпром-медиа" (пять станций), "Проф-Медиа" (три; еще одна должна начать вещание весной этого года), "Европа Плюс" и Newsmedia Radio Group - по две.
Однако в нынешнем году расстановка сил может резко измениться. По данным участников рынка, в этом году Минсвязи планирует выставить на тендер сразу 10 частот в московском регионе. Это просто обвалит рынок, констатирует гендиректор РМГ Сергей Кожевников. "Сейчас в Москве около 36 станций при объеме рынка в $120 млн, а будет 46, то есть больше, чем в Нью-Йорке. А ведь денег там в десятки раз больше". Он называет решение Минсвязи "абсурдным": "Логика министерства непонятна: с одной стороны, Дума зажимает рекламу, с другой - выбрасывают на рынок новые частоты".
Участники рынка сомневаются в перспективах новых станций, но опасаются, что они могут отнять у них часть рекламных бюджетов. "Появление новых игроков - это усиление конкурентного поля, как следствие - потенциальное размывание денег рекламодателей на большее число носителей, а это приведет к падению доходов у всех",- говорит гендиректор TNS Gallup AdFact Руслан Тагиев. Он отмечает, что положение лидеров пошатнется "только в том случае, если кто-то сумеет построить станцию, которая войдет в десятку". От того, что появятся новые станции, их не станут больше слушать, соглашается гендиректор агентства Initiative Борис Карасев: "Просто большее количество станций будет делить ту же аудиторию".
Радиорынок уже долгое время занимает крайне небольшую долю в общем объеме средств, расходуемых на рекламу. По оценке Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), в 2004 году компании потратили на рекламу на радио $200 млн (из них $120 млн пришлось на Москву), что на 29% больше, чем в прошлом. Однако в относительном выражении реклама на радио - это всего 5,2% от всего рынка. Проблема в том, что количество претендентов на эти средства довольно велико: только в московском FM-диапазоне насчитывается 36 станций.
Эксперты прогнозируют, что увеличение количества станций приведет к дальнейшей консолидации рынка. "Лидеры все равно останутся прежними: войти в число крупных игроков с новыми частотами малореально,- говорит Александр Варин из „Проф-Медиа".- Так что новые частоты приведут к укрупнению уже существующих игроков". По мнению Руслана Тагиева, положение станций, не входящих в первую десятку, станет "критичным".
Николай Дицман
"Бизнес"
02.02.2005
Комментарии
Написать комментарий