Статьи

Птица, похожая на ласточку

Птица, похожая на ласточку

Кому принадлежат советские кондитерские бренды? Оказывается, львиная доля числится за компанией "Объединенные кондитеры". Другой игрок рынка - норвежский холдинг Orkla - с таким положением дел мириться не намерен и предлагает их национализировать.

На отечественном кондитерском рынке разгорается крупный скандал. Норвежская Orkla вышла из ассоциации кондитеров "АСКОНД". Норвежцы недовольны ситуацией, когда 70% всех старых марок оказалось в руках одной структуры ("Объединенные кондитеры", ОК), входящей в холдинговую компанию "Гута".

Придя на российский рынок, Orkla приобретала региональные кондитерские фабрики, которым по наследству остался ассортимент, состоящий, в частности, из "Аленки", "Белочки" и пр. Но использовать их она не может. Норвежцы выступают за национализацию советских товарных знаков, предлагая создать на кондитерском рынке государственную организацию, которая взяла бы себе в управление это наследство. Пока же им остается только судиться с ОК за спорные бренды. Подобные суды ООО "Объединенные кондитеры" ведет уже последние лет десять и, как правило, выигрывает.

Уйти по-норвежски

Orkla - одна из крупнейших публичных компаний Норвегии, которая производит продукты питания, владеет предприятиями химической промышленности, а также занимается издательской деятельностью. В Россию норвежцы пришли в 2005 г., здесь их заинтересовал кондитерский рынок. Orkla приобрела несколько довольно крупных российских производителей - "СладКо", Русскую снэковую компанию (выпускает чипсы "Наш чемпион"; производство чипсов досталось норвежцам после того, как они купили владельца Русской снэковой компании - финскую Chips Group), после чего получила контроль над крупнейшей в Санкт-Петербурге кондитерской Фабрикой им. Крупской (занимает в Северной столице более 40% рынка). Норвежцы входят в десятку наиболее значительных в РФ кондитерских компаний.

Выйдя из АСКОНДа, "Оркла Брэндс Россия", "дочка" Orkla, объявила, что "в течение нескольких последних лет на российском рынке кондитерских изделий развернулась жесткая конкурентная борьба, в ходе которой предприятия холдинга "Объединенные кондитеры" предприняли недружественные действия против значительного числа остальных участников рынка. При этом ассоциация словно бы "не замечает" проблем, возникших на внутреннем кондитерском рынке России, предпочитая активно готовить почву для защиты интересов предприятий холдинга "Объединенные кондитеры". По мнению норвежцев, профильная ассоциация превратилась в организацию, используемую "Объединенными кондитерами" для усиления своих позиций на конкурентном рынке и функционирующую прежде всего в интересах предприятий холдинга.

По словам гендиректора "Оркла Брэндс Россия" Вадима Тер-Исраеляна, в последние годы костяк АСКОНДа составляют предприятия, входящие в холдинг "Объединенные кондитеры", а председатель совета директоров ОК Сергей Носенко одновременно занимает пост президента отраслевого объединения. Из 47 членов ассоциации 16 являются аффилированными лицами по отношению друг к другу и входят в холдинг "Объединенные кондитеры" (то есть это фабрики, входящие в ОК, - "Рот Фронт", "Бабаевский", "Красный Октябрь"). При этом компании холдинга участвуют в отраслевой ассоциации в качестве самостоятельных юридических лиц, что позволяет им за счет своего количества доминировать по отношению к другим участникам и оказывать влияние на формирование органов управления отраслевого союза и принимаемые решения. Руководители ОК и АСКОНДа отказались от комментариев для статьи.

Чья "Аленка"

По словам игроков рынка, московские кондитеры предъявляют санкт-петербургой фабрике претензии по поводу производства шоколада "Аленка", так как марка зарегистрирована за ОК. Как объясняет Сергей Гусев, председатель совета директоров старооскольской кондитерской фабрики "Славянка", "старые советские марки очень популярны - люди уже много лет покупают именно эти конфеты, и им нравится именно такой вкус". "И каких бы денег ни стоило, все равно предпочитают знакомые названия", - добавляет Светлана Малыженкова, директор по развитию фабрики "Невский кондитер". Каждая российская фабрика, основанная еще в советский период, выпускала шоколад и конфеты по ГОСТу, где каждая рецептура имеет свое название - "Белочка", "Мишка на Севере", "Аленка", "Ласточка" и пр. Со старыми марками кондитерские фабрики до сих пор не расстались. Просто у какого-то производителя вместо "Ласточки" появилась, к примеру, "Ласточка-летунья" или "Ласточка-певунья". В случае с Фабрикой им. Крупской возникла марка "Крупская Аленка".

"В прошлом году мы вели аналогичное дело, когда холдинг "Объединенные кондитеры" выступил против шоколада "Алина" фабрики "Славянка". Высший арбитражный суд признал изображение торговой марки "Алина" сходным с "Аленкой", - говорит Павел Садовский, старший юрист АБ "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры". 

"У нас был ассортимент кондитерских изделий, который мы выпускали с советских времен, это так называемая гостовская продукция. Ее же выпускали и многие другие фабрики. И эти продукты в той или иной форме выпускались и в постсоветское время. Но каким-то странным образом оказалось, что примерно в 2001 г. московские кондитеры смогли запатентовать почти все советские наименования конфет и шоколада, - рассказывает один из игроков рынка. - Однако на тот момент по закону, даже если кто-то зарегистрировал за собой старое название, то те предприятия, которые выпускали марку до 1991 г., могли продолжать выпускать ее.

Однако в 2004 г. законодательство изменилось, и старые советские марки перешли к ОК". И уже в 2005 г. "Объединенные кондитеры" потребовали от региональных фабрик прекратить производство "Маски", "Коровки", "Птичьего молока". "А многие фабрики, как и мы на тот момент, даже не знали о том, что законодательство поменялось, и продолжали их выпускать. К тому же есть и реалии рынка: эти марки пользуются спросом, и поменять свой марочный портфель не так легко. В 2005 г. на нас посыпались иски. Были даже инициированы уголовные дела против руководства фабрики в связи с нарушением законодательства об интеллектуальной собственности, так как в законе не оговаривается, насколько серьезно такое нарушение и какая мера ответственности наступает в том или ином случае. Но поскольку мы уже успели раскрутить свои собственные, не зарегистрированные никем марки, мы перестали производить бренды, закрепленные за московскими кондитерами", - объясняет Сергей Гусев.

Племянница в кокошнике

"Слявянка" пошла стандартным путем, зарегистрировав марку "Алина". Первый иск против "Алины" был предъявлен в 2007 г., "Объединенные кондитеры" потребовали компенсации в 313 млн руб. Сумму иска "Славянке" удалось снизить до 25 млн руб. В общей сложности выпуск "Алины" обошелся фабрике в 30 млн руб., так как пришлось еще и уничтожать упаковку. Само название за фабрикой осталось, претензии ОК сводились к схожести изображения на упаковке. В 2009 г. Роспатент зарегистрировал эту марку с совершенно иным изображением - Сергей Гусев сфотографировал свою собственную племянницу в кокошнике, но и это не помогло. Изображение посчитали похожим на "Аленку". Некоторые считают, что ОК не устроит ни одно изображение на этикетке "Алины". С подобными проблемами регулярно сталкивается одна из крупнейших санкт-петербургских фабрик "Невский кондитер": она не смогла производить свои конфеты "Крымское яблоко", так как марка оказалась зарегистрированной ОК. Пытались зарегистрировать марку "Зов буревестника" вместо "Буревестника", но безрезультатно. Удачей на фабрике считают регистрацию марки "Серенада ласточки", по какой-то причине эта регистрация не отменена. "Море компаний обыгрывает старое, знакомое название "Ласточка" со всех сторон. Если компания маленькая, то она даже не всегда регистрирует свои названия. Дело в том, что регистрации нужно ждать 12-14 месяцев", - поясняет Светлана Малыженкова.

"Вывод новой марки на рынок стоит нескольких миллонов долларов, $1,5-2 млн нужно затратить на дистрибуцию, если речь идет о федеральной марке. Это не считая затрат на мерчандайзинг и рекламу", - отмечает Игорь Маркитантов, владелец кондитерской фабрики "Ландрин".

Попытки оспорить регистрацию марок за ОК уже были. Регистрацию марок "Ивушка", "Коровка", "Сказка" и "Раковые шейки" оспаривала нижегородская Кондитерская фабрика им. 1 Мая. Компания обратилась в ФАС с утверждением, что производит эти марки с 1968 г. и считает себя правообладателем знаков. Однако холдинг "Объединенные кондитеры" смог представить документы о том, что он выпускает эти марки с 1953 г.


Сумма компенсации

Доли ведущих игроков на рынке кондитерских изделий

"Объединенные кондитеры" - 20%

"Марс" - 15%

"Нестле" - 11%

"Крафт Фудс" - 11%

"Ферреро" - 9%

другие - 34%

Источник: АЦВИ

ОК, как правило, удается доказать, что марка схожа до степени смешения с его маркой, и вопрос заключается лишь в величине компенсации. "Возникает ощущение, что кто-то просто пользуется ситуацией для выколачивания денег", - констатирует Светлана Малыженкова. За "Объединенными кондитерами" числится более 1700 товарных марок. "В 2008 г. изменилось законодательство, теперь согласно статье 1515 Гражданского кодекса нужно компенсировать двукратную стоимость произведенной продукции, признанной контрафактной. Мы знаем о претензиях в 90 млн руб. На практике получается, что конфеты с названием, признанным схожим, могли производиться десять лет и с производителя можно взыскать всю стоимость, умноженную на два. И эта компенсация не может быть снижена судом в случае каких-либо смягчающих обстоятельств.

В такой ситуации очень опасно выпускать марки, которые могут признать контрафактом", - отмечает Павел Садовский. Некоторые производители говорят, что правообладатель может специально выжидать время, не предъявляя претензий, чтобы впоследствии получить через суд более значимую компенсацию. А Роспатент в этой ситуации некоторые игроки рынка подозревают в коррупции. Их удивляет, что большая часть советских кондитерских марок была зарегистрирована за ОК, а также легкость, с которой отменяют регистрацию уже зарегистрированных марок региональным фабрикам. "Есть сомнения в некоррумпированности Роспатента. Эту структуру надо реформировать", - подчеркивает Игорь Маркитантов.

В середине 2000-х прежнее руководство АСКОНДа вело переговоры с Роспатентом. Речь шла о том, что советские марки по примеру Украины и Молдавии следовало бы признать общедоступными, однако для этого должна существовать договоренность между предприятиями, какие именно знаки могут производить все. Но дело не сдвинулось с мертвой точки. Теперь Orkla предлагает создать новую госструктуру, которой принадлежали бы старые марки, наподобие "Союзплодоимпорта" (ему принадлежит советская марка водки "Столичная" и марка "Советское шампанское").

"Сейчас марки - это уже собственность, это активы, которые покупались вместе с фабриками", - полагает Игорь Маркитантов. Впрочем, по словам Вадима Дробиза, руководителя аналитического агентства "ЦИФРРА", "Союзплодоимпорт" показал себя на алкогольном рынке как неэффективная структура. Результатом его работы стало резкое падение спроса на "Советское шампанское", а водки "Столичная" и "Московская" в России вообще не имеют сколько-нибудь значимых продаж.

23.03.2012

на печать


Комментарии

Светик
29.03.2012 16:24 | сообщение #1
 

Радует, что со старыми рецептурами кондитеры не расстались, иначе сейчас бы просто не было хорошего шоколада, а главное натурального! По мне так фабрика Крупская в этом случае всех спасает и существует долгое время, и радует нас полюбившимися конфетками "Мишка на севере", "Белочка". Да и цена всегда была приемлемая.

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

27.01.2025 - 12:04
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация